09.04.2011 г.

  На главную раздела "Владимир Гарматюк"




          Нет на свете «цепей рабства» более прочных, чем те, которые мы не видим.
          По выражению Платона, толпа не способна к философии. А по мнению  Шопенгауэра, в философии каждый поймёт ровно столько, сколько сам того стоит. Философия  проникает в основы мироздания на Земле, изучает Человека как наиболее совершенное произведение природы, пока очень мало себя осознавшее.
          Подумаем, что есть мы и что есть Я.
          Чтобы понять себя, прежде необходимо стать своей истинной, настоящей, а не искажённой пороками сущностью. В противном случае представление о себе будет ложным. Равнозначно было бы изучать, наблюдая своё отображение в кривом зеркале.
          Начнём.

          Если бы человек стремился только к пище и материальным потребностям, он не отличался бы от животного и никогда бы не смог стать современным Человеком. Искры разума и воля управлять страстями поднимают его голову к Небу.

          «…Если бы я захотел читать, ещё не зная букв, – это было бы бессмыслицей. Точно так же, если бы я захотел судить о явлениях природы, не имея никакого представления о началах вещей, – это было бы такой же бессмыслицей». (XVIII век, великий русский ученый, философ Михаил Ломоносов)

          Продолжу его мысль. Если бы некто, из благих намерений, захотел что-либо сделать полезное для общества или хотя бы для одного человека, не имея представления, что такое есть Человек, – это было бы такой же бессмыслицей.
          Незнание самих себя всегда оборачивалось для людей страданиями, поэтому сказано: «Благими намерениями устлана дорога в ад».

          На сегодня более или менее изучено физическое строение и физиология Человека и практически ничего не известно о его второй и главной – духовной и нравственной составляющей, которая целиком и полностью управляет осязаемой физической. Если за прошедшие столетия со времен «проблемы» Канта звездное небо над головой сколько-нибудь исследовано, то изучение нравственного закона внутри нас так и осталось в «зародышевом» состоянии. В мире науки единодушно признается, что Человек, его причинно-следственные мыслительные функции мозга изучены меньше всего. Эмоции, чувства, мысли, нравственность, совесть, причинность их происхождения – их «циркулем» не измерить.

          Подобное познается и измеряется подобным. Меньшее – осмысливается большим. В остром дефиците «большего» (ума) – проблема познания меньшего.
          Мысли управляют физическим миром производимых умом вещей, другими людьми, а на более длинном пространстве времени – судьбами, жизнью и смертью.

          Все наши мысли можно разделить на две большие группы. Первые – эгоистические, «вытекают» из биологических потребности живого организма. Они объединяют людей с миром животных. Вторые – альтруистические, в основе которых лежит любовь. Они имеют духовно-нравственный, эволюционный источник. Они движут вперед знание, развивают человека и общество.

          «Познай себя – познаешь мир».
          Познав, например, можно понять, почему были, есть и будут (если не поймем) во все времена все без исключения конфликты и войны. Между родными, друзьями, мужем и женой, саддукеями и фарисеями, суннитами и шиитами, христианами и мусульманами, между народами одной веры и языка, «красными и белыми», капитализмом и социализмом, революционерами, диссидентами и властью.

          Понимание одной-единственной причины, лежащей в основе всех воин и конфликтов, поможет успешно предотвращать их в будущем. Экономический кризис, монополизм – это тоже медленно «тлеющие» конфликты, сохраняющиеся в скрытой форме, до относительных границ терпимости.
          Понимая причину, можно начать «лечить» опасную человеческую «болезнь» недоразвития нравственности, которая носит название – э г о и з м.

          Желание личного благополучия, пренебрегающее интересами остальных, – корень абсолютно всех конфликтов, причина войн всех времен и народов. Эгоизм власти возбуждает начало извечной борьбы революционеров-диссидентов. Власть и богатство – предметы вожделения эгоизма, недоразвитого индивида, стремящегося к ним, с рефлексом мухи на д... Эгоизм на эволюционном пути развития играет функцию сохранения вида в животном мире. В настоящее время, на современном уровне развития Человека и  общества, эгоизм становится сильным тормозящим фактором. Поэтому эгоизм личности как порок, стремящийся к единоличной власти и чрезмерному (сверх разумного) обогащению, подлежит в интересах общества контролю и ограничению. Ограничение в развитии пороков способствует совершенствованию личности в добродетелях.

          Обучение, открытость, правдивая информация, контроль общества за искушением богатством и властью, самоограничение и самосовершенствование – методы «лечения» эгоизма.
          «Возлюби ближнего, как самого себя». Эта христианская заповедь в одночасье устраняет  конфликты. Так просто? Да, так просто. Сложно другое: развенчать ложь эгоизма. Ложь умышленную и по причине невежества. Ложь – во имя власти.

          «Источником лжи всегда бывает желание распространить господство своей воли или отрицание чужой ради утверждения собственной. Следовательно, ложь как таковая вытекает из несправедливости, недоброжелательности и злобы. Этим объясняется – почему  правдивость, искренность, откровенность, прямота признаются и ценятся как благороднейшие качества, так как предполагается, что Человек, обнаруживающий их, не сделает несправедливости и жестокости, и именно поэтому не нуждается в притворстве. Кто откровенен – тот не замышляет ничего худого». ( XIX век, немецкий философ Артур Шопенгауэр)

          Эгоизм, захвативший власть (законодательную, исполнительную, судебную), средства массовой информации и материальные богатства, защищает себя всеми способами. Тайна, надменность, пренебрежение, молчание, клевета – разновидности лжи. Эгоизм, как и все прочие пороки, – заразный и трудноизлечимый «вирус» мозга, заглушающий голос разума и совести, составляющей части каждого человека.

          Самоотторжение эгоизма от мира, в основе которого заложена любовь, происходит ещё при жизни. В этой связи эгоизм ощущает панический страх  перед смертью (животный страх).
          В минуту смерти эгоизм претерпевает полный распад личности по причине отсутствия духовно-энергетических связей с внешним миром, рождённых чувствами  любви. Смерть физического тела и распад духовный на энергетическом уровне служат для эгоизма назиданием природы. «Не все мы умрём, но все изменимся». (1-Коринфянам 16-51).

          Чтобы что-то изменить – начинать нужно с ограничения эгоизма.
          «Любая реформа, кроме моральной – бесполезна». (XIX век, английский философ Томас Карлейль).
          Суперсовременная материальная модернизация ни на шаг не продвинет человеческое общество вперед, если ей не предшествуют нравственные перемены.
          Наше материальное – всего-навсего следствие нашего морального.
          Незнание – это рабство. Знание – это свобода.
    
             


Владимир Гарматюк
10.06.2010
Статья поступила в редакцию 12.03.2011
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить