08.04.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."



 
Аннотация

          Статья содержит наиболее полную сводку по истории и современному состоянию важного и малоизученного памятника инженерного зодчества Ленинградской области - Тихвинской водной системы. Задуманная Петром Первым, она потребовала для своего создания многих десятилетий. Система была построена для прохождения среднемерных судов в начале XIX века и функционировала до 60-х годов XX века. При её строительстве учитывались требования рационального природопользования. Система регулировала сток воды и обеспечивала сохранение природных ресурсов Тихвинки и связанных с ней водоемов. Создание железных дорог и движение пароходов по реке Свирь составили конкуренцию, которая привела к закрытию Тихвинской системы. На протяжении нескольких последних лет экспедиции, проводимые под административным руководством учителя из Тихвина Г.Д. Морозовой и  научным руководством автора настоящей книги,  провели осмотр и изучение современного состояния Тихвинской водной системы. Она включала до сотни шлюзов, полушлюзов и плотин, которые полностью разрушены и присутствуют в виде руин. Однако эти руины позволяют изучать принципы работы водной системы и характер природопользования, который существовал здесь в прошлом и позапрошлом  веках. Участниками экспедиций составлено гидрологическое, экологическое и историческое описание современного состояния системы и оценена возможность частичной реставрации некоторых гидротехнических сооружений. Частичное восстановление одного или нескольких шлюзов может стать составной частью программы создания туристского комплекса “Серебряное кольцо”, будет способствовать развитию туризма, в частности, экологического.
 
 
 
Введение


          Работа содержит обобщение материалов, полученных в ходе экспедиций 1998–2004 гг., ставящих цель изучить современное состояние важного, но  малоизученного и почти забытого памятника инженерного зодчества Ленинградской области – Тихвинской водной системы (ТВС). Задуманная Петром Первым, она была построена для прохождения среднемерных судов в начале XIX века и функционировала до середины 20 века. Система регулировала сток воды и обеспечивала сохранение природных ресурсов Тихвинки и связанных с ней водоемов.

          В 1998 году при трехстороннем соглашении средней школы № 3 с экологическим уклоном г. Тихвина, Комитета по образованию окружающей среды Тихвинского района и Центра экологической безопасности Российской Академии наук г. Санкт-Петербурга создается проект «Земля родная» по комплексному исследованию реки Тихвинка и ее притоков. Проект рассчитывался на 10 лет и состоял из нескольких этапов. 1 этап – рекогносцированный – 1998 год, 2 этап – исследовательский – 1999 год, 3 этап – научно-практический – 2000–2008 года. За  период с 1999 г. произведен историко-географический поиск информации о состоянии реки Тихвинка и Тихвинской водной системы. Были обследованы реальные и потенциальные источники загрязнения на реке Тихвинка от истока до устья, сделана предварительная оценка состояния водоохранных зон и прибрежных полос реки Тихвинка в части сохранности леса, мест проведения мелиоративных работ, проведены гидрологические, гидрохимические и гидробиологические исследования реки Тихвинка и ее притоков.

          Осуществлялись как краткосрочные выезды на 2–3 дня, так и относительно длительные экспедиции по 15–20 дней. Исследовательская деятельность выполнялась под руководством ведущих ученых Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН, Ленинградского областного педагогического университета, Всероссийского института защиты растения, Российского Государственного Гидрометеорологического университета и других научных учреждений Петербурга. В этих же учреждениях осуществлялся квалифицированный анализ привезенных материалов.

          Работа велась по следующим направлениям: история, гидрология, гидрохимия, гидробиология, геоботаника, общая экология. Экспедиции провели осмотр и изучение современного состояния ТВС. Участниками экспедиций составлено описание современного состояния системы и оценена возможность частичной реставрации системы.

          Тихвинская водная система начиналась у Рыбинской пристани на реке Волга, шла 32 версты по Волге, затем 175 верст по Мологе. (Напомним, что верста равна 1.067 км. В версте 500 саженей.) Из Мологи водный путь сворачивал на Чагодощу и шел 179 верст по рекам Чагодоща, Горюн и озеру Чагодощь. Затем 33 версты рекою Соминою, озером Сомино и рекою Волчина. Между верховьем Волчины и озером Елгино проходил Тихвинский канал протяженностью 6 верст 325 сажень. Далее путь пролегал по озеру Елгино и реке Тихвинка (159 верст 457 сажень), затем 88 верст рекой Сясь. Потом путь продолжался по каналам: 10 верст Сясьским и 104 версты Ладожским. Наконец -  22 версты Ладожским озером и 58 верст рекой Нева. Тихвинская система заканчивалась у Рожковской пристани недалеко от Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, рядом с тем местом, где сейчас находится Российский Государственный Гидрометеорологический университет. Ее протяженность составляла 847 верст 385 сажень – иначе говоря, 902 км [Виноградова, 1997, Гершельман, 1982, Кафтыров, 1829 и др.].

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить