А. А. Шарин, И. А. Шарин
16.10.2012 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"





          Mы продолжим публикацию воспоминаний бортового техника по авиационному и десантному оборудованию на самолете Ан-12, майора в отставке Шарина Александра Александровича. Если ранее речь шла о Египте, то сейчас повествование будет об участии нашей Военно-транспортной авиации в конфликтах Сирии, Эфиопии и других стран.

Сирия

          Дамаск-международный. Здесь приходилось нам бывать много раз. Бывали мы там во время войны и после. Арабские города похожи, как братья-близнецы.

          Но если верить знающим людям, основной достопримечательностью Дамаска является "Рыков-Базар",что в переводе на наш язык означает "СУК". ЕСЛИ составить все торговые ряды и переулочки, то общая длина составит более 25 км. В свободное от службы время, мы обошли весь этот рынок. Просто нужно найти торговый ряд, скажем, материи — и ты купишь все, что тебе нужно. Если хочешь, то тебе тут же сошьют костюм, брюки и прочее из понравившейся ткани. Забрели в торговый ряд продажи термосов, здесь можно купить термос от 100 граммов до десяти литров. У нас же в то время невозможно было найти термос в металлическом корпусе. Купил себе для охоты термос емкостью 1 литр. На охоте он потом меня крепко выручал.

          Однажды был случай, правда, не на нашем самолете. Лопнула трубка в системе гидроусилителя самолета. Сняли ее и по этому образцу нашли на рынке что-то близко подобное, поставили на самолет и благополучно улетели домой.

          В мирное время в городе, конечно, интересно. А вот во время боевых действий Дамаск встречал нас не очень ласково. Как я и говорил раньше, посадки совершались только в темное время суток. При заходе на посадку с прямой, освещение ВПП (взлетно-посадочной полосы) включали на 3-5 сек, чтобы экипаж только-только смог сориентироваться. При заруливании на стоянку, разгрузка и заправка производились без выключения двигателей и как можно меньше освещения. Это было, конечно, в самое напряженное время войны.

          Однажды был у нас такой случай. Как всегда, заходили на посадку. Примерно на удалении 10 км от ВПП выпустили шасси. Не загорается зеленая лампочка — о выпущенном положении носовой стойки шасси. Командира MЫ не смогли убедить, что просто сгорела лампочка СМ-39. В то время, на Ан-12, можно било проверить исправность ламп на единственном на всем самолете табло. Это сейчас, на Ил-76, нажал на кнопку и проверяй поочередно исправность всех ламп.

          Нам уже сделали контрольное включение ВПП на 3-5 сек, но командир принимает решение — уйти на второй круг. А это ведь ночь. С левым разворотом и с большим креном уходим со створа ВПП в сторону Голландских высот. Сколько было до них, я не знаю, но светились они и полыхали разными огнями, казалось, все очень близко. И по нам, очевидно, чем-то лупили, но не зацепили, слава Богу...

          В процессе разворота на обратный курс и в наборе высоты, я заменил злополучную лампочку. Вклинились между заходящими на посадку самолетами, опять выпустили шасси и благополучно произвели посадку. Разгрузка, заправка и взлет домой с промежуточной посадкой в Венгрии...

          КОММЕНТАРИЙ летчика-истребителя
          Командира, перестраховавшего при заходе на посадку, понять можно. Если, при заходе на посадку, не выходит левая или правая основные стойки шасси или даже обе, то посадка возможна, но только на запасную (грунтовую) полосу. Если же не выходит носовая стойка шасси, то посадка самолета невозможна и летчики обязаны покинуть самолет в воздухе и приземляться на парашютах.


          Прецеденты бывали и на гражданских самолетах, но уж тут, при посадке, — как карта ляжет или как Бог поможет.

          Когда обстановка на фронтах стабилизировалась, в Дамаске садились уже и днем. Было более спокойно и даже оставались отдыхать на одну-две ночи.

          Немного об аэродроме "Оазис". Там пришлось побывать два раза. Первая посадка на этом аэродроме мне запомнилась особенно. Еще была напряженка в войне. Тактика была такая — дезинформация. Якобы мы производим посадку на аэродроме Дамаск-международный, со всеми атрибутами радиообмена, вплоть до доклада о посадке: "11421 посадку произвел!" Все это, конечно, на английском языке через переводчика.
А на самом деле, после прохода ближнего привода (1км до ВПП), уходили от земли и на малой высоте ложились на заданный курс, летели над пустыней и искали аэродром "0азис", ориентир — группа пальм, при этом смотрим во все глаза.

          И как всегда, по русскому разгильдяйству, заявка на прилет нашего борта не прошла. Вот мы уже увидели рощу пальм, подвернули на посадочный курс аэродрома "Оазис" и вдруг видим, что на встречном курсе приближаются две точки. Это была пара наших истребителей МиГ-21. Они были подняты для того, чтобы сбить нас, но вовремя поняли, что это свой Ан-12 и буквально просвистели мимо нас.

          А в торце полосы, высота-то была уже метров 15-20, вижу боец, даже глаза испуганные разглядел, крутит ручки спаренной пушки-зенитки, направляя стволы на наш самолет. Однако благополучно произвели посадку, зарулили на стоянку — место разгрузки. И буквально вслед за нами произвела посадку пара МиГ-21. Когда они рулили мимо нашего самолета, я разглядел под плоскостями истребителей ракеты с красными головками.

          В тот раз, мы привезли истребитель МиГ-21 в разобранном виде. Это — отстыкованы плоскости, хвостовое оперение, а "сигара" фюзеляжа с двигателем в сборе. Грузовой отсек Ан-12 позволяет перевозить истребители от МиГ-15 до МиГ-23, а также "СУшки" 15-е и 17-е. Привезенные нами самолеты здесь же собирали, облетывали и вводили в боевой строй.

          Ночевали в тот раз в палатках, под сенью пальм, экзотика, понимаешь, для нас — псковских и рязанских. Помню, вечером, за своим скромным ужином, а нас ведь на халяву там не кормили, немного выпили, что было. Правда, этих ребят уже многих нет, а если быть точным, то на сегодняшний день нет штурмана, правого пилота, борттехника и радиста. Вечером прогулялись по палаточному городку под сенью пальм. Народу, конечно, жило там прилично. Это — летный состав, большая группа технического состава (сборщики самолетов), охрана.

          Интересный момент. Идем с Саней-борттехником, видим окоп. В окопе сидят два араба, ну, нам так показалось, во всяком случае. Сами черные, и форма на них военная арабская, и, главное, едят сало. Мы остановились и говорим между собой, мол, когда это арабы начали есть сало. И вдруг слышим снизу, из окопа: "Что, не бачили, как хохол сало исты!" Нам стало смешно и мы ушли.

          И еще момент. Мне в ту ночь приснился странный сон, как будто бы я нахожусь в арабской тюрьме. Меня в той командировке опять посетил радикулит и, видимо, он навеял такой сон. Во сне у меня так затекла спина, что не повернуться. А смысл вот в чем. У нас за провинность сажают в карцер на хлеб и воду. А у них наказание проще, но, наверное, жестче. Провинившегося, в зависимости от тяжести проступка, задвигают в каменный мешок. В этом мешке человек не может поменять положение рук, ног и так, в скрюченном состоянии, находится до суток, а то и больше. Этого наказания арабы очень боятся. Ну, опять надо вспомнить товарища Сухова, — "Восток — дело тонкое!"

          В Каире мы видели их тюрьму, проезжали мимо. Это был, видимо, фасад, 2-этажное здание. Вместо передней стены — сплошная решетка из очень толстых прутьев, и заключенные сидят, как обезьяны в клетке, руки-ноги на улице. Проснулся я в холодном поту, но оказался на своей кровати в палатке. В тот раз благополучно ушли домой через Дамаск и далее.

          А в следующий раз полет прошел хорошо, заявка была подана вовремя и успешно прошла. Прилетели, приземлились, разгрузились и тут же ушли на Дамаск, там и переночевали. Вот, пожалуй, и все об этом аэродроме.

          Да еще момент. До сих пор жалею, что не привез с этого аэродрома саженец дикой пальмы. За отбойниками, в сторонка, их росло много, целый выводок. Высотой они были где-то полметра. Хотя и строго было запрещено перевозить саженцы цветов и деревьев, но я думаю, что смог бы это сделать — привезти пальму. И сейчас она была бы, наверное, под потолок и о многом бы мне напоминала.



В начало                               Продолжение


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить