А. А. Шарин, И. А. Шарин
10.07.2012 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"





Часть 2. ВОЗДУШНЫЙ МОСТ


          Речь пойдет о том, как мы оказывали интернациональную помощь Египту, Сирии, Эфиопии, когда там велись боевые действия. А вам судить — было ли это актуально, а главное, справедливо с нашей стороны. Повлияло ли и отозвалось ли эхом на те события, которые происходят сейчас в этом регионе.


Глава 1. ЕГИПЕТ И СИРИЯ

          Осень 1972 год, зима-весна-лето 1973 год. Война. С одной стороны Египет, Сирия, с другой — Израиль.

          В перевозке вооружения, авиационной техники и прочих военных грузов, по-моему, участвовала вся Военно-транспортная авиация СССР.

          Основными аэродромами посадок и разгрузки были: в Египте — Каир-международный, Каир-Вест, Александрия; в Сирии — Дамаск-международный, (Алеппо) Халеб, "Оазис” — военный аэродром в пустыне. На всех этих перечисленных аэродромах мне довелось побывать по нескольку раз. Бывало всяко. Посадки, в основном, планировались и выполнялись в темное время суток, особенно, на международные. О каждом аэродроме что-то помню.

Аэродром Каир-Вест

          Расположен в 60-ти км от Каира. Чисто военный аэродром.

          После войны 1967 года здесь базировался уже бомбардировочный полк, самолеты Ту-16, пилоты, конечно, нави. В начале войны 1972 года на этот аэродром был произведен массированный налет израильской авиации на самолетах "Фантом-4с". Самолеты Ту-16 стояли в боевой готовности на стоянке, как на параде, — на одной линии. Заправленные и с полной бомбовой загрузкой. Был огромный фейерверк, сожгли все, за исключением одного. Он стоял отдельно на регламентных работах в ТЭЧ, без топлива и без боекомплекта. Несколько "Фантомов" встали в круг, в карусель и расстреливали этот самолет, но так и не сумели сжечь.

          Первый раз мы зарулили на стоянку недалеко от него и в процессе пребывания ходили к нему, как на экскурсию. Впечатление не из лучших. Плоскости и фюзеляж, как решето. Стойки шасси — хромированная сталь — изъедены и исковыряны, как оспой. Самолет этот так и стоял на отшибе, как памятник. Что особенного хочется рассказать про Каир-Вест. Здесь я впервые живьем увидел наш суперсамолет МиГ-25р. Здесь базировалась пара этих самолетов. Были они раскрашены в боевой цвет, под пески пустыни, без опознавательных знаков. Летали на них, конечно же, наши иваны. Первый раз они прямо-таки заворожили меня на взлете. Солнце уже клонилось к закату.

          И вот, форсажи включены, за турбинами длинные языки пламени, сильный грохот и они — исчезли. Потом вернулись через какое-то время. Ходили они на высотах, недосягаемых для "Фантомов" и даже для американских зенитных ракет "Хок".

          Основная их боевая задача — фотографирование линии фронта. Фотоаппаратура на них стояла, видимо, очень хорошая. Приведу пример. Рядом с ангарами, в которых отдыхали эти самолеты, постоянно месяцами дежурил экипаж на самолете АН-12 с нашего полка. В случае приближения фронта и угрозы захвата аэродрома, АН-12 должен был забрать на борт всю наземную обслугу, роту охраны, столовую. Ну, короче, всех наших живых. Там же были и арабские бойцы, которые так же несли охрану ангаров и объектов. Я отвлекся. Однажды, пилот с МиГ-25р сделал снимок нашего самолета АН-12 с высоты 7 км.

          Экипаж находился в тени плоскости на матах, чехлах; играли — кто в картишки, кто в шахматы. Я видел эти фотографии и узнавал каждого. Вот какая хорошая была разрешающая способность аппаратуры.

          В случае угрозы захвата, самолеты МиГ-25р должны были самостоятельно перелететь на аэродром Одесса. В случае же невозможности взлета, ангары, вместе с самолетами, должны были взорвать. Все было заминировано мощными фугасами.

          Еще несколько слов об этом аэродроме Рота охраны.

          Нас, летный состав, прежде чем выпустить за границу, просеивали через мелкое сито, до седьмого колена. Брали данные о всех ближайших родственниках. А этих ребят, из роты охраны, в СССР подняли по тревоге, отобрали два взвода, загрузили в самолет АН-12 и доставили сюда, на Каир-Вест. Обычное российское расп-во или головотяпство со взломом, как выразился один из классиков. Среди них и оказался уголовничек, с богатым криминальным прошлым, ранее судимый. Так вот он и натворил там бед. Однажды пьяным ушел с поста, вернулся в казарму (в этой казарме нам приходилось отдыхать), поднял водителя командира этой части, сказал, что командиру срочно нужна машина. Солдат есть солдат, быстро собрался, запустил УАЗик и поехали, мол, командир ждет недалеко, тут вот за углом.

          За первым же углом, уголовник стреляет из автомата в водителя, перебрасывает его тело на заднее сиденье — и вперед. Какие у него были планы, я не знаю. Через какое-то время наезжает на колючую проволоку (спирали Бруно, их густо там было везде), прокалывает все четыре ската, бросает машину вместе с водителем и пешком уходит к КПП. Весь периметр аэродрома был обнесен колючей проволокой в два ряда. Въезд только в одном месте. КПП охраняли бойцы-арабы. Уголовник расстрелял их всех прямо в палатке и пошел на ближайшую ракетную точку. Они, рота охраны, тоже их охраняли, поэтому он и знал их месторасположение...

          А в это время, в городке поднялся переполох, услышали выстрелы. Вскоре нашли машину и раненого водителя. Водителя срочно отвезли в Каир, в госпиталь, где он и умер от большой потери крови. По связи передали на все ракетные точки и предупредили, что ушел солдат с оружием, будьте осторожны. И вот на одной из точек уголовника аккуратно скрутили. На Чкаловскую, под Москвой, его доставили в наручниках. Из самолета его разгрузили прямо пинком, без всякого трапа, там его уже ждали. Потом, по линии особого отдела, нам сообщили, что этого преступника вскоре расстреляли.

          Этот инцидент по линии МИДа, улаживал т. Примаков в Каире. Тогда наши отношения с арабами были уже натянутыми. Повезло еще и то, что среди расстрелянных на КПП не было ни одного офицера-араба, а был просто расходный материал — рядовые.

          Ну вот, пожалуй, о Каир-Вест у меня и все. Да, что меня еще там поразило. Днем пустынный песок раскален, не дотронуться. А первый раз мы вылетали оттуда рано утром, на восходе солнца, весь песок был мокрым, как будто бы только что прошла поливальная машина.



В начало                               Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить