Н.С. Черниговская
12.04.2016 г.

  На главную раздела "Экология сознания"



Черный рекорд


          В этом году на конкурс было представлено несколько фильмов, снятых по следам техногенных катастроф. Фильм «Черный рекорд» представила на конкурс молодой режиссер И. Власова — петербургская студентка 3-го курса Института Кино и Телевидения.

          Съемки фильма производились в Усинском районе республики Коми, там, где в августе 1994 года произошла экологическая катастрофа в результате лопнувшей трубы при перекачке нефти. Она даже попала в книгу рекордов Гиннеса как самое масштабное загрязнение суши. Причина этой катастрофы была в оборудовании, которое использовалось нефтяниками, несмотря на давно истекший срок его годности. Понадеялись, как у нас водится, «на русский авось. И вот результат.

          С тех пор прошло более 20 лет, а последствия этого экологического бедствия все еще не ликвидированы. Погибло много людей, практически все, кто участвовал в ликвидации аварии. Они погибли от отравления. А те, кто вынуждены здесь жить, страдают от различных заболеваний. И это тоже результат той катастрофы.

          На земле, которая была залита нефтью высотою более 2-х метров, даже сорняки не растут, а рыбу из местных водоемов все еще есть невозможно, потому что горчит и пахнет нефтью.

          Стремление к удешевлению процесса за счет выработавшего свой срок оборудования — преступление, которое приводит к непредсказуемым последствиям. Конечно, катастрофы такого масштаба случаются не часто. Возможно, она единственная в своем роде. И, тем не менее, это серьезное предупреждение для всех, кто грубо нарушает экологические нормы и законы, занимаясь добычей полезных ископаемых.

          Многие технологии, связанные с вмешательством человека в живой организм планеты, ее экосистему, часто травматичны для планеты, вредят ее живому организму — экосистеме, даже при соблюдении всех технологических норм. Многие технологии, связанные с добычей полезных ископаемых, производством электроэнергии, освоением космоса, с пользованием электрическими и электронными приборами, все еще несовершенны и нарушают экологическую безопасность всех живущих на Земле. Другими словами, угрожают земной жизни.

          Режиссер картины «Черный рекорд» поднимает серьезную тему нашей современности, и несмотря на свою молодость прекрасно справляется с поставленной задачей. Фильм показывает, что не только устаревшее оборудование чревато катастрофами, но и устаревшие технологии не менее травматичны. Например, при строительстве ГЭС технология строительства предусматривает создание искусственных катастроф, что не менее вредит природе, чем случайные техногенные катастрофы, подобные разливу нефти.

          Именно эту тему продолжает своим фильмом «Последняя рыбалка Тамары» Элина Астраханцева. Да и сами виды энергии, которыми мы пользуемся, панацеей не являются. Ведь чтобы удовлетворить спрос на электроэнергию в наше время, который возрос многократно по сравнению с началом прошлого века.

          Все техногенные катастрофы — это предупреждение людям. Природа ставит задачи перед учеными, инженерами, экономистами, политиками изменить существующее положение вещей, побуждает людей к открытиям новых технологий, к поискам новых, более безопасных и экономичных видов энергии.

          Катастрофы не стоит вычеркивать из истории. Их надо не только помнить, изучать их причины, но помнить, что за каждой стоит ответственное лицо, подписавшее решение или разрешение, и несет за него ответственность. От их решения зависит равновесие в природе и безопасность людей. Поэтому, мне кажется, очень важно, чтобы каждая техногенная катастрофа была персонифицирована. К сожалению, авторы фильмов этот момент упускают. Ведь кто-то дал «добро» использовать некачественное оборудование. Важно знать, кто именно. Ведь кто-то даст разрешение на отстрел озерного тюленя. Кто-то подписал решение о строительстве ГЭС на Ангаре именно в том, а не другом месте, а там сложилась ситуация, вызвавшая сразу три катастрофы: экологическую для всего этого края, демографическую, и психологическую — для нескольких сотен тысяч людей. Люди создают причины для техногенных катастроф, но потом вынуждены последствия ликвидировать. Причем, нередко одно поколение создает техногенную катастрофу, а ее последствия ликвидировать приходится потомкам.

          Может быть, уже пора задуматься, как жить иначе? Ведь человеку природа дала разум. Значит, люди могут понять, что весь вопрос только в векторе направления путей развития. Куда направлен этот вектор? Куда стремится человечество, к жизни или смерти, созиданию или разрушению? К миру или войне, в том числе, и с планетой?

В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить