Н.С. Черниговская
15.04.2016 г.

  На главную раздела "Экология сознания"



Школьные лесничества Ленинградской области


          Надо отметить, что на фестивале этого года, конкурсные фильмы одновременно с привлечением внимания зрителя к острым экологическим проблемам современности, показывали и ростки положительных примеров.

          Особое место на фестивале этого года занимают фильмы, тема которых — экологическое воспитание студентов и школьников. Фильм режиссера Ирины Чудовой называется «Школьные лесничества Ленинградской области». Любовь к природе, бережное отношение к ней, как совесть, воспитывается с детства. Если ребенок дома и в школе слышит, что Земля — это наш общий дом, о котором человеку надо заботиться и его беречь. Если он с детства обретает навык заботы о лесах, которые очищают воздух; о чистоте рек, которые несут воду озерам и морям, о недрах планеты, богатых полезными ископаемыми. Все это истинные ценности для человека, но полезны они, прежде всего, самой живой планете. Ее организм — экосистема. Жизнь планеты напрямую зависит от состояния этого организма, с его флорой и фауной, воздухом и водой. Если ребенок растет среди взрослых, для которых забота о природе своего края — вещь естественная, и дети участвуют в этом вместе с родителями и учителями, тогда они вырастут со здоровым взглядом на себя и мир, с пониманием, что планета одна на всех. И не стоит забывать, что следующее поколение будет жить на той же планете. И предыдущее поколение должно оставить потомкам улучшенную планету. Иначе, какой смысл жизни целого поколения людей, если не усовершенствование человека как вида и планеты своим трудом. Мы временные работники на планете и наша цель создавать причины для ее улучшения, чтобы она с каждым человеческим поколением становилась красивее, чище, богаче ресурсами.

          Но люди превратили планету в плацдарм для войн, и, судя по фильмам, которых становится на экране телевизоров се больше, собираются превратить в плацдарм для войн и космос. Почему их развязывают — понятно и почему они вдохновляют режиссеров –продюсеров понятно — за ними стоят деньги. Но не понимаю зрителя, которому нравятся кровавые сцены, сцены насилия и агрессия на экране. А ведь фильмы — это особая форма матрицы, по которой строятся события нашего будущего. Сейчас дети не могут без сопровождения взрослых пойти в школу, библиотеку, в спортивную секцию, в кружок. И даже во дворе дети не могут гулять без взрослых. А мы могли. В 60-70-х годах преступности было на порядок меньше в городах. Но детям для нормального развития необходимо общаться, играть в коллективные игры. Находясь дома, предоставленные себе, даже, если мама или няня, дома они все равно общаются со сверстниками по скайпу, по телефону, и играют в игры, в компьютерные, где насилия и агрессии предостаточно. Они с детства получают прививку в сознание, что насилие, убийство разрешено.

          Школьное лесничество — это тоже своеобразная игра, у которой свои правила, знания, требования. Это коллективная игра, причем, под руководством взрослых.

          Фильм о школьном лесничестве затрагивает важнейшую тему воспитания — тему любви человека к природе. Школьные лесничества, — это хорошая практика помощи лесному хозяйству со стороны школ, с одной стороны, и важный аспект воспитания и образования детей — с другой. К тому же, судя по фильму, в этом есть и элемент интересной игры во взрослую жизнь. Каждый чувствует себя ученым-исследователем, стоящим на страже жизни леса. Из рассказов ребят видно, как их захватывает этот процесс.

          Когда дети приходят на помощь лесам, спасают погибающие деревья, лечат их от болезней, они поступают как добрые герои сказок. А те, кто рубят сильные деревья, кто поджигают леса, убивая зверей и насекомых, в их глазах становятся сказочными злодеями. Именно в детском возрасте человек выбирает жизненную позицию, принципы и собственные ценности. И взрослые должны помочь детям не ошибиться. Один из космонавтов рассказывал, что его отец любил повторять, что самые дешевые ценности — это деньги, уважение, здоровье, любовь, Жизнь — значительно дороже. Леса дарят всем живущим на Земле чистый воздух, красоту, пищу, а значит здоровье и жизнь. Поэтому охрана лесов — это охрана жизни на нашей планете, то есть, очень важное дело. Именно поэтому фильм о школьном лесничестве, затрагивает важнейшую экологическую тему. Воспитание и образование я отношу к теме развития экологии сознания.

          В фильме о школьном лесничестве мне понравилась сама идея, создать в школе не ботанический кружок или клуб любителей природы, а настоящее лесничество. Лесничество — это серьезное дело. Это профессия. Там все по-настоящему. Это истинный опыт экологической работы. И в то же время — увлекательная игра, которая требует специальных знаний и навыков, то есть обучает. Дети изучают лес теоретически и практически, следить за его ростом, развитием, чистят его, оберегают от вредителей и пожаров. Им приходится много читать дополнительной литературы, то есть, расширять свой кругозор, углублять знания о растениях. Лесничества дают ребятам опыт сотрудничества человека и природы, они обретают опыт помощи растениям и животным, когда они попадают в беду, когда болеют. Это учит состраданию, лечит душу от черствости, жестокости.

          Важно и то, что непосредственно ухаживая за растениями, часто общаясь с ними, дети осознают, что растения живые, что живые и леса. А вырубка сильных здоровых растений на древесину — это в их сознании приравнивается к убийству живого существа. У них вырабатывается жизненная позиция, запрещающая любое убийство. А запрет на убийство — важнейший закон базовой нравственности. Но самое главное, что устремляя к лесу свое внимание, направляя туда свою заботу, дети обретают опыт истинной любви к природе. А любовь всегда дарит радость.

          Дети из Школьного лесничества Ленинградской области, герои фильма с одноименным названием, режиссера Ирины Чудовой, много времени проводят в лесу, на свежем воздухе. Крепнут и здоровеют, вместо того, чтобы обретать гиподинамию, сидя за компьютером, уходя из реальной жизни в виртуальную. К тому же компьютерные игры и виртуальное общение, с одной стороны, делает детей беспомощными в во всем вне этой виртуальности, а с другой стороны виртуальность захватывают ум в рабство, делает человека зависимым и слабым, в отличии от такого захватывающего дела, как познавать лес и помогать ему. Любовь к природе, привитая с детства, не позволит сердцу остыть а душе очерстветь, По крайней мере, я на это надеюсь.
 
В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить