Б. М. Попов
04.07.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





Организации мира коммуникаций


Сердцевину нашей работы образует
фундаментальное понятие «организация».
Это понятие трудно определить из-за его
содержательности.
Р. Эшби

          Материал этой главы не содержит сведений, пригодных к прямому практическому применению, и поэтому будет излагаться в стратегическом ракурсе (плане). Стратегия обычно не связана конкретикой, она исходит из того, что является делом первостепенной важности, не определяя в точности, каким образом можно достичь желаемых результатов. Нужно привыкнуть к неопределенности общих значений, дабы воображение находило свою определенность. Содержание книги в целом выходит за рамки «полезных» умозаключений.

Принцип подхода

          В предисловии уже отмечалось, что в обыденной речи (но не в научной лексике) понятие системы применяется в контексте понятий структура и организация. То есть, по представлениям простых людей, — эти понятия находятся в контекстной зависимости, каждое из этих трёх понятий само по себе отдельно от двух других смысла не имеет. Это наводит на мысль, что три названных понятия отражают три стороны некой единой сущности. Автор вспомнил, что когда-то он проходил теоретическую физику и квантовую механику сдал с первого раза. А в квантовой физике известен «постулат дополнительности», сформулированный Нильсом Бором следующим образом: электроны (и не только они) в одних видах взаимодействия проявляют себя как частицы (упругие столкновения), в других — как волны (дифракция). То есть представляются существующими в двух ипостасях: и в образе частицы, и в образе волны. И эти две ипостаси, по мнению физиков, есть проявление единой сущности («корпускулярно-волновой») электрона.

          В трудах по системному анализу [2] обнаружились попытки применения этого постулата для объяснения наличия в системе альтернативных свойств. Но под системой (здесь же, в [2]) предлагается понимать «объект любой природы (либо совокупность взаимодействующих объектов любой, в том числе различной, природы), обладающий выраженным «системным» свойством (свойствами), т. е. свойством, которого не имеет ни одна из частей системы при любом способе членения и не выводимом из свойств частей». В приведенное определение корректно вписывается и вбитый в стену гвоздь, так как ни одна из частей этой «системы» не имеет выраженного свойства (обычно именуемого «эмерджентностью») — удерживать в фиксированном положении головной убор. Неясно, что чем здесь дополняется. Как рискованная спекуляция выглядит и приводимое там же утверждение, что «никаких других законов (кроме физических) для объяснения действия систем любой природы (в том числе живых) не требуется». Рискованность здесь состоит в том, что, на самом деле, для объяснения действия систем не нужно не только «никаких других», но и физических законов.

          В познавательном плане постулат дополнительности в своё время и в сфере своего применения, исследовании вещественного мира на уровне физических моделей, оказался полезным. Но Нильс Бор рассматривал феномены дополнительности применительно к материальным объектам микромира и с позиций натурфилософии, стоящей на позициях дуализма.

          Иную интерпретацию тому же феномену дал Гейзенберг, утверждая, что электрон может проявлять себя как частица и как волна — в зависимости от того, как мы на него смотрим. Если вы обратитесь с вопросом к электрону как к частице, то он и даст ответ как частица; если вы обратитесь к нему с вопросом как к волне, то он и ответит как волна. «Естествознание, — писал Гейзенберг, — не просто описывает и объясняет природу; оно является частью нашего взаимодействия с ней». Здесь уже появилась третья ипостась — некто вопрошающий. Да и учения великих философов всех времён базируются на принципах тринитаризма.

          Ещё Платон («Государство») учил: «Но невозможно сочетать две вещи без наличия третьей: между ними необходим связующий элемент. Нет лучше связи, чем та, которая образует из самой себя и связуемых ею вещей одно и неделимое целое. Для того чтобы увидеть предмет в мире видимом, недостаточно предмета и обладающего зрением глаза: для зрительного восприятия необходим ещё и свет, идущий от солнца. Точно также, для того, чтобы познать идею, недостаточно идеи и ума, но необходим и аналог света: место источника света — солнца в мире умопостигаемом занимает то, что Сократ называет порождением блага».

          В классической философии гегелевская триада «тезис-антитезис-синтез» повествует о том, что противоречие должно быть снято, преодолено, разрешено в синтезе. Но, декларируя такую возможность, эта схема не объясняет механизма действий, ход процесса остается скрытым под скачком к результату.

          В настоящей работе будет использоваться более универсальный принцип. А именно: принцип «неопределенности-дополнительности-совместности» (НДС), сформулированный Баранцевым Р. Г. на основе тринитарной парадигмы [3] следующим образом: в целостной триаде каждая пара элементов находится в соотношении дополнительности, а третий задает меру совместности, является и их способом существования (модусом), и генерализованным посредником. При этом абсолютизация (полная определенность) любой компоненты разрушает целостность триады.

          Мироздание (в целом) можно представить в соответствии с принципом НДС такой триадой: мир вещественный — объектами взаимоотношений в котором являются т. н. физические тела, мир коммуникативный — объектами взаимоотношений в котором являются организации, мир энергетический — объектами взаимоотношений (интеграции дезинтеграции) в котором являются различия, порождающие различия. Эта книга — путешествие в самый таинственный из трёх миров — мир коммуникативный.

          Эмблемой принципа НДС может служить трехсторонник — геометрическая фигура, состоящая из трех прямых, не проходящих через одну точку, и трех точек их пересечения. Она демонстрирует суть, динамичность и постижимость принципа НДС:

Пример изображения

          Принцип НДС создает базовые предпосылки для раскрытия механизма синтеза целостных образований, определяя минимальную ячейку синтеза. Содержание дальнейшего изложения — это основанная и на принципе НДС, и на многом другом попытка сделать более прозрачными такие понятия, как организация, структура, система, информация, энергия, в предположении, что наше сознание является полноправным объектом коммуникативного мира.



В начало                              Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить