20.02.2011 г.

  На главную раздела "Сапунов Борис Викторович"


На главную раздела "Академик Сапунов Б.В."

 Борис Викторович Сапунов

 


          Как происходят превращения     


          Симеон Полоцкий – в миру Самуил Гаврилович (Емельянович) Петровский Ситнианович (1629—1680) - по праву занимает почетное место в развитии русской культуры второй половины XVII века.

          В те годы Москва стала общепризнанным центром духовной и культурной жизни восточных славян. Здесь синтезировалось всё лучшее, что было наработано в процессе исторического развития этих народов.

          Наш герой всей своей деятельностью осуществлял обогащение культур братских народов, продвигал культуру белорусского и украинского народов в русскую культуру своего времени.

          Высшее образование Самуил Петровский Ситнианович получил в Киеве, в Киево-Могилянской академии, основанной выдающимся  украинским гуманистом Петром Могилой в 1632 году.

          Учёба в этом украинском центре образования приобщила его к культуре братского народа, по многим параметрам близкого к великороссам-москвичам. Огромное влияние на формирование его личности оказал сам основатель Академии, человек широкого европейского образования, Пётр Семёнович Могила (1596—1647 гг.). Он был киевским митрополитом с 1632 года, последовательно  боролся с усилением католического влияния. Через него наш герой приобщился к европейской цивилизации в её восточном варианте, многие элементы которой впоследствии он пытался перенести на русскую почву.

          По окончании учёбы в Киеве наш фигурант возвратился в родной Полоцк, где в 1656 году принял монашество под именем Симеона. Там он и получил прозвище Полоцкий, по месту своего рождения.

          Тайный приказ. Воспитание императора


          В Полоцке Симеон работал в Братской школе, где воспитывал и обучал будущих православных монахов. В 1656 году, во время Первой войны за освобождение Белоруссии, в Полоцк прибыл русский царь Алексей Михайлович. На торжественном приеме государя Симеон вручил ему приветственные  «Метры» своего сочинения.

          Государь ознакомился с текстом, запомнил талантливого монаха и пригласил его в Москву. Однако переезд задержался по ряду обстоятельств, и Симеон прибыл в столицу только через восемь лет, в 1664 году.

          Сначала государь поручил ему работу в Тайном Приказе. Симеон обучал молодых подьячих в школе, которая тогда размещалась в Спасском монастыре.

          В 1665 году Симеон поднёс государю «Благо приветствие» по случаю рождения царского сына и тем самым укрепил расположение государя к своей особе. А в 1667 году Симеон удостоился «великой государевой милости» - был назначен учителем царских детей – Алексея, Фёдора и Софьи. Специально для них он написал произведение «Ветроград многоцветный».

          Таким образом, Симеон Полоцкий получил возможность оказывать влияние на формирование ментальности высших лиц государства, внушать им свою идеологию. С этого момента С. Полоцкий находился под «высокой крышей» и стал недоступен проискам многочисленных врагов.

          Как утверждает профессор Б.Н. Митюров, в числе воспитанников С. Полоцкого был и молодой Пётр Алексеевич, будущий император Пётр Великий.

          Это весьма интересная информация. Общеизвестно, что Пётр приобщился к западной цивилизации в Кукуе, немецкой слободе Москвы. Но если в Кукуе Пётр Алексеевич видел немецкий быт в русской модели, то его учитель С. Полоцкий познакомил царевича с европейской культурой, так сказать в  учебном, строгом академическом изложении1.

          Окно в Европу через Москву


          Активная деятельность Симеона в Москве знаменовала собой окно в Европу задолго до «прорубленного» Петром окна через Петербург.

          Эту мысль в своё время подчёркивал В.О. Ключевский, утверждавший, что посредником в процессе проникновения в Россию западной культуры, быта и европейского просвещения был «православный монах латинской выучки С. Полоцкий»2.

          С. Полоцкий не только обучал своих царственных учеников гуманитарным наукам (языкам, риторике), но и формировал у них политическое сознание, утверждая, что «Россия славу расширяет не мечом только, но скоротечным типом, через книги, сущим многовечным»3.

          Школа, основанная С. Полоцким в Спасском монастыре, получила признание московской элиты. Она успешно функционировала, привлекая под свои своды большое число желающих получать там солидное образование. Она была первым в Москве (и в России) светским  государственным учебным заведением, где утверждалось прозападное направление в русском просвещении, но при этом не терялся национальный и православный его общий характер.
 

          Такой знаменитый гимназион! Славяно-греко-латинская академия


          По инициативе С. Полоцкого был выработан проект создания в Москве «гимназиона», где учащиеся изучали бы славянский, греческий и латинский языки, философию и риторику.

          Так была подготовлена концепция высшего  гуманитарного образования в России и предприняты первые практические шаги по его осуществлению. Но реально Славяно-греко-латинская Академия была открыта в 1687 году, уже после смерти Симеона Полоцкого.

          Большую роль в распространении просветительских идей С. Полоцкого сыграла так называемая «Верхняя типография», которая с 1676 года находилась в полном его распоряжении и издания которой носили светский характер.

          Можно утверждать, что деятельность С. Полоцкого в области просвещения, его успехи по распространению в России светского образования, в котором слились лучшие русские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры, подготовили почву для петровских преобразований в области культуры.

          О сути раскола и важности единения


          Особо следует подчеркнуть ясное понимание С. Полоцким роли православия в деле единения трёх братских восточнославянских народов.

          Он занимал чёткую позицию по вопросу церковного раскола.

          Русская Православная Церковь, в отличие от наднациональной римско-католической церкви, всегда была национальной структурой, выражавшей и защищавшей интересы русского, белорусского и украинского народов. Выступавшие против Единой национальной церкви раскольники-староверы разрушали общность народа, для которого православие означало нечто большее, чем конфессия. Раскол был прежде всего выгоден врагам России. Не случайно А.И. Солженицын назвал раскол «великой трагедией русского народа».

          В 1666 году С. Полоцкий выступил с резким осуждением челобитников - раскольников Лазаря и Никиты. В 1667 году было опубликовано его сочинение «Жезл православия», в котором резко осуждались взгляды старообрядцев. В том же году Церковный собор высоко оценил этот трактат С. Полоцкого.

          Перу С. Полоцкого принадлежит стихотворный перевод одной из наиболее читаемых книг  Библии,  «Псалтыри» (Псалтырь рифмованная. М, 1686). В этом издании воедино слились усилия С. Полоцкого и авторов иллюстраций: великого русского изографа С. Ушакова и талантливого гравера А. Трухменского.

          Наш фигурант стоял у истоков русского национального театра. Для его сцены он написал две пьесы, одна из которых, «Притча о блудном сыне», имела в своё время большой успех у зрителей.

          Талантливый поэт, драматург, проповедник, С. Полоцкий был зачинателем в России национальной силлабической поэзии, идея которой сформировалась в его сознании  под влиянием украинской литературной традиции.

          Подведём некоторые итоги.

          Симеон Полоцкий был крупнейшим деятелем эпохи Московского барокко. Он привнёс на русскую почву элементы культуры братских белорусского и украинского народов, соединив их с элементами европейской образованности, сохранив при этом основы русского менталитета.

          Рассматривая и оценивая его вклад в русскую культуру второй половины XVII века, не следует ограничиваться только контекстом историко-культурного фона Москвы того времени. Многое из того, о чём писал и что реально делал белорусский просветитель, актуально сегодня, в начале ХХI века.

          Это есть высшая оценка деятельности в России белоруса по происхождению, украинца по образованию, русского по самосознанию Симеона Полоцкого.   



1Митюров Б.Н. Ценное педагогическое наследие Симеона Полоцкого // Симеон Полоцкий: мировоззрение, общественно-политическая и литературная деятельность. Полоцк, 1999 . С. 109.
2Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. IX. М., 1988. С. 259.
3Симеон Полоцкий. Избранные сочинения.  М.-Л., 19953. С. 159

          Литература

1.    Абецадарский Л.С. Белорусы в Москве XVII в. Минск, 1957.
2.    Еремин Н.П. Симеон Полоцкий – публикации и комментарии. М.-Л., 1952.
3.    Пушкарев Л. Симеон Полоцкий (Русские писатели XVII в.). М., 1972. С. 197—335.
4.    Татарский Н. Симеон Полоцкий. М., 1886.

 

Материал поступил в редакцию 11.02.11

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить