19.06.2010 г.

  На главную раздела "Публицистика"


 

На главную раздела "Научные работы "

 

III. СУЩНОСТНЫЕ АТРИБУТЫ РУССКОГО КОСМИЗМА И ИХ ПРЕТВОРЕНИЕ В СОЛИДАРИЗМЕ И ГЕОКИБЕРНЕТИКЕ

 

      Ист.: http://www.museum.ru/alb/image.asp?7060  В предыдущем параграфе данный вопрос рассматривался в самом первом приближении, в общем плане. Попробуем детализировать сущностные черты русского космизма и выяснить их связь с содержанием солидаризма. Это позволит одновременно более предметно соотнести положения данных учений с геокибернетикой как теорией и практикой территориального управления.

       Главной задачей русского космизма, как это следует из названия сего идеалреалистического учения, является освоение человечеством космоса. Речь целенаправленно идёт, конечно, об освоении макрокосмоса – великого Космоса, Вселенной. Однако, учитывая тесную связь успеха в этом процессе с качеством исполнителей, приверженцы этого учения – космисты, ставят задачу освоения также и микрокосмоса – капитального совершенствования духовной и физической основ человека (человечества).

       Знакомство с достижениями русского космизма как теории показывает, что чётко построенной конструкции данного учения ещё нет. Есть только довольно разрозненные составные части, отдельные направления исследования. Как, впрочем, и у солидаризма (о чём, напомню, говорил ещё Г. К. Гинс; и с тех пор мало что изменилось к лучшему в этом деле; что является причиной плохой ориентации в деталях этого учения даже у принципиальных – интуитивно движимых – приверженцев этой концепции). Тем более, нет чётких представлений о возможной взаимосвязи космизма с другими научно-идеалистическими (идеалреалистическими) учениями, в том числе и прежде всего с теорией солидаризма. Настоящая работа ни в коей мере не претендует на исчерпывающее исследование в этом отношении, однако кое-что конструирующее определённое единство – как внутренне, так и внешнее – в ней предлагается.

       Проанализируем1 сначала комплекс внутренних атрибутов русского космизма, охватываемых его содержанием. Данное учение включает в себя в качестве базовой посылки сущностно-содержательное представление о неизбежности выхода человечества за пределы Земли. Это диктуется не только «лирикой», то есть романтикой дальних странствий, гипнотическим притяжением нескончаемого Космоса, но и сугубо материальными причинами – ограниченностью ресурсов Земли для обеспечения потребностей неуклонно возрастающего в количественном отношении населения планеты, что требует задействования материальных – непосредственно жизнеобеспечивающих и производственно предназначенных – ресурсов-богатств, имеющихся – по предположению многих учёных-геологов, в избытке – на других космических объектах, прежде всего на ближайших к нам, землянам, планетах.

       Хотя, надо заметить, у Николая Фёдоровича Фёдорова, первым высказавшего мысль о неизбежности освоения всего Космоса человечеством, личная логика в этом отношении была иной: он первоначально исходил из посылки наличия у человека врождённого страха смерти и греховности его рождения (это было вызвано личным мотивом, связанным с пережитыми в детстве подряд несколькими смертями близких и любимых им родственников и незаконностью своего рождения – он был бастардом князя Павла Ивановича Гагарина; отчество и фамилия ему были даны, как было принято в те пуританские времена, когда он родился, а это произошло в 1829 г., от крёстного отца; умер Фёдоров, напомню, в 1903 г.). Что предопределяет, по мнению этого любомудра, необходимость достижения человеческого бессмертия и воскрешения предков, перед которыми мы в вине (в силу вытеснения – пусть и непроизвольного – их из жизни). Из этого у него закономерно вытекала другая глобальная мысль – о необходимости размещения где-то столь огромной массы воскрешённых людей, притом ставших бессмертными. В результате им был найден единственно возможный вариант выхода из такой «пикантной ситуации» – освоение огромной армией человечества безбрежного космического пространства. Со всеми вытекающими отсюда организационными, нравственными и научно-техническими последствиями, которые он попытался проанализировать. Результатом такого обоснования явилось его учение об общем деле человечества, при жизни автора распространявшееся изустно (за что Фёдорова часто называли русским Сократом), а после смерти опубликованное (по инициативе активных почитателей таланта этого философа – Н. П. Петерсона и В. А. Кожевникова) в двухтомной книге под названием «Философия общего дела» (т. 1 – в 1906 г. в г. Верном – ныне Алматы; т. 2 – в 1912 г. в Москве).

       Освоение Космоса тянет за собой шлейф сопутствующих задач, являющихся, таким образом, «частными» атрибутами данного учения. Эти задачи органически взаимосвязаны друг с другом. Что неудивительно, так как эта Идея – идеалреалистическая, вбирающая в себя комплекс теснейшим образом взаимосвязанных проблем-задач, решаемых только на стыке наук и путём задействования достижений в самых разнообразных областях материально-технической деятельности. На это обращали внимание не только основатели Учения, но и последующие его разработчики, либо уже бывшие к моменту обращения к нему энциклопедистами, либо «вынужденно» становившиеся ими в процессе разработки своих разделов. Таким образом, можно констатировать факт того, что важнейшей особенностью как самого русского космизма, так и его носителей-творцов – учёных и философов-любомудров, были (и должны быть у тех, кто к этому учению ещё примкнёт в качестве последователей уже в наши дни и в будущем) многогранность-комплексность подхода к познанию природы – Земли и Космоса в целом, и энциклопедизм научных изысканий.

       Важнейшей особенностью русского космизма является базирование его на активно-эволюционной концепции преобразования окружающего мира. Этот мир преобразовывается – или, точнее, должен преобразовываться – творческим человечеством – или, опять же, если быть более точным – его активной частью. Данная концепция распространяется и на самих разработчиков, которые должны быть уверенными в себе, в правоте своего учения, и, как результат, предельно творчески активными. Рассматриваемая теория есть гносеологическая часть ноосферной концепции, она подчёркивает наличие качественно новой ступени в эволюции жизни на Земле, возникающей с появлением человека, – сознательного преобразования природы планеты. В то время как на до-человеческой стадии имела место «слепая», «инстинктивная», чисто биологическая эволюция. Хотя и последовательно-прогрессивная (по терминологии амер. геолога Джеймса Даны – первооткрывателя этого явления, цефалистическая), в результате которой развитие царства животных идёт в направлении усложнения нервной системы от низших организмов к высшим. И, как гениально отметил акад. В. И. Вернадский в своей теории о ноосфере, обративший внимание на открытие Дана более чем через полвека, на вершине этой пирамиды находится человек. Утверждение и требование активности эволюции проявляется на всех направлениях русского космизма, в том числе, например, в теории необходимости-целесообразности и возможности достижения практического бессмертия человека, о чём будет сказано специально чуть позже.

       Впрочем, открытия и Даны и Вернадского были сделаны применительно к палеонтологии, что естественно, ибо эти учёные были геологами. В философии и прогресс, существующий в животном царстве, и верховность сознания человека как результат этого прогресса, задолго до них – ещё в XVIII веке – утверждали русский любомудр и писатель Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802) и его предшественник – немецкий философ-просветитель Иоганн Гердер, оказавший на последнего известное влияние.

 
    На оглавление    Продолжение

 

На главную раздела "Научные работы "

 

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить