Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы
04.05.2011 г.

  На главную раздела "Православные страницы"





3.5. Результаты III этапа антирелигиозной политики государства (1929-1941)


В 1929-1941 гг. коммунистическое государство осуществляло последовательную антирелигиозную политику, направленную на полное уничтожение Церкви и построение безрелигиозного общества. По сути, это было возвращение к методам антирелигиозной борьбы периода Гражданской войны, но на более высоком уровне, с использованием эффективного аппарата репрессий. В этот период более чем когда-либо нарушалось собственное религиозное законодательство Советской власти: произвол в гонениях был возведен на общегосударственный уровень. Но использование репрессивных мер в борьбе с религией и Церковью, которая не вела прямой борьбы с государством и не призывала к ней, означало крах марксистской идеологии, указывало на идеологическую несостоятель-ность Советской власти.

Гонения на РПЦ в период 1929-1941 гг. были беспрецедентны по своей жестокости. Если в 1929 г. в Советской России оставалось около 30 000 функционирующих православных храмов, то в 1941 г. на “старых” советских территориях уцелело 400-450 действующих церквей. Если в 1929 г. оставалось около 70 000 священно- церковнослужителей, то в 1941 г. на “старых” территориях их оставалось не более 2500 чел. Таким образом, за этот период число храмов в Советской России сократилось примерно на 98 %, а священно- церковнослужителей на 95%. Как организация РПЦ была почти полностью разгромлена.

В результате гонений, религиозная жизнь в СССР внешне почти прекратилась. К началу 1940-х гг. “в 25 областях РСФСР не было ни одного действующего православного храма, в 20 функционировало не более чем по 5 церквей “…” На Украине в 6 областях не было на одного храма, еще в 3-х действовало по одному. В Тамбовской епархии из имевшихся на 1929 г. 110 церквей осталось 2 открытых храма. В Москве за этот период было разрушено 119 храмов, 67 использованы в хозяйственных целях, многие просто закрыты. В 1941 г. по Москве оставалось меньше 50 действующих храмов - не более 5% от дореволюционного числа. В Ленинграде из 790 церквей, бывших до революции, в 1941 г. осталась 21, то есть 5 %, из 1 684 представителей белого духовенства - не более 20, то есть 1 % (с обновленцами и иосифлянами).

Очень важно отметить, что гонения продолжались вплоть до 1941 г. и даже после. Присоединение западных земель дало Церкви очередную временную передышку, после чего репрессии вновь стали нарастать.

У РПЦ не было никаких действенных средств борьбы с Советским государством. В той ситуации попытки нормализовать отношения с властью были бесполезны. Коммунисты хотели уничтожить РПЦ и не желали никакого диалога с нею: какой диалог может быть у палача с жертвой? Единственное, что давало призрачный шанс на сохранение жизни, - публичное отречение от Христа. Но за все годы Советской власти из священнослужителей отреклось от Церкви всего около 500 человек, из которых многие были обновленцами. Число отрекшихся мирян также было невелико, как правило, отречение было чисто внешним, вызванным страхом гонения. Это убедительно свидетельствует о внутренней силе Православия, Церкви Христовой, которою никогда не одолеть адовым вратам.

 

В начало               Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить