Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы
04.05.2011 г.

  На главную раздела "Православные страницы"






“Средоточием советской религиозной политики в годы НЭПа были попытки подчинить Церковь, поставить её под полный контроль. Власти решили, чтобы руководство Церковью перешло к абсолютно преданному правительству духовенству”.

История Русской Православной Церкви.

“Продемонстрированная лояльность к Советскому государству отвела от Церкви самую страшную угрозу и позволила победить обновленчество. Эта победа усилила традицию Русского Православия, базирующегося на духовном, экклесиологическом и литургическом принципе”.

Русская Православная Церковь в Советское время.

 

2.1. Расстановка сил и планы власти в начале 1921 г.


Итак, в начале 1921 г. власти осознали необходимость смены тактики в борьбе с Церковью, которая не только не желала разваливаться, но ещё и укреплялась качественно. Теперь коммунисты решили сделать ставку на раскол Церкви изнутри. Такую политику стали проводить в жизнь Троцкий и Луначарский. Впрочем, некоторые видные большевики, например, Дзержинский, считали возможным победить Церковь старыми методами “кавалерийских атак”. В результате в большевистском правительстве началась борьба, в которой Троцкому и его сторонникам удалось одержать победу: Церковь решили разлагать изнутри. Действовали большевики по двум направлениям:

Во-первых, в 1921 года ВЧК приняла решение о вербовке среди духовенства осведомителей, пользуясь “честолюбием, жадностью и запугиванием духовенства”. Эта политика продолжалась до падения советской власти.

Во-вторых, по предложению Троцкого, было решено использовать самих священнослужителей в качестве проводников политики партии: надо было выявить священнослужителей, готовых к сотрудничеству с властями, помочь им прийти к власти, а потом давать им конкретные указания как вести себя. Это и была идея поддержки обновленчества.

Перед началом новой антирелигиозной кампании власти провели реорганизацию занимающихся борьбой с Церковью структур. Все они были преобразованы по партийной линии. Ещё в августе 1921 года начал действовать отдел пропаганды и агитации ЦК (РКП(б)). 12 ноября 1921 года начал действовать Главный политико-просветительский комитет во главе с Крупской. При губкомах появились антирелигиозные семинары для подготовки квалифицированных специалистов.

С 1922 года главным органом власти, непосредственно занимающимся Церковью, стал VI “Церковный” отдел секретного отдела ГПУ, имеющий в своём составе следующие подотделы: информационный, политического надзора, осуществления религиозной политики, отдел вопросов. С 1922 по 1939 год бессменным главой VI отдела был знаменитый Е. А. Тучков (1892-1957), почти два десятилетия осуществлявший непосредственное руководство гонениями. За это он получил от православных христиан ироническое прозвище “игумен”. В глазах сталкивавшихся с ним православных христиан он являлся поистине демонической личностью. Интересно, что это был выходец из крестьян, бесспорно, очень умный и хитрый человек, умевший запугивать людей и принуждать их к сотрудничеству.

В 1922 году была создана АРК, - антирелигиозная комиссия, осуществлявшая контроль со стороны ЦК над деятельностью ГПУ. С осени 1922 года её секретарём стал тот же Тучков, в ней состояли также такие важные лица как, например, Менжинский (заместитель главы ГПУ Дзержинского, а после его смерти в 1925 году занявший его пост), Красиков и другие. Следует отметить, что “ликвидационный” отдел наркомюста существовал до 1924 года, однако главная роль в борьбе с РПЦ перешла ГПУ. Таким образом, государство создало мощную и эффективную машину для борьбы с Церковью. Все религиозные организации были взяты под тотальный надзор. В связи с этим наивными и смешными кажутся попытки “катакамбников” перейти на нелегальное положение: такие организации власти без труда раскрывали и репрессировали их участников.

Высшее руководство большевиков лично руководило деятельностью вышеперечисленных структур. Стратегия антицерковных действий непосредственно определялась Лениным, позднее Сталиным. Очень важную роль в антирелигиозной политике играл Троцкий. Именно он разработал сатанински хитроумный план по постановке Церкви под контроль государства.

По сути дела, все антицерковные кампании 1922-1923гг. бы ли внешними проявлениями одной линии, проводимой государством: разложение Церкви изнутри, подчинение её государственному контролю и, в перспективе, полному уничтожению.

 

В начало               Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить