Учитывать ролевые различия в тестировании на полиграфе
22.06.2011 г.

  На главную раздела "Безопасность"


          В своем исследовании «Полиграф и сознание: на чем основано их взаимодействие (Модель структуры психики, объясняющая возможности тестирования на полиграфе)» я дал, как мне кажется, достаточно полную картину взаимосвязанной динамики функционирования психических структур, опирающихся на левое полушарие головного мозга (производных от его физических структур и физиологических процессов) и методики использования взаимозависимости этих структур. Разработка такого материала была необходима вследствие отсутствия доступности (физической и коммуникативной) разработок о месте и роли сознания в функционировании психических структур, базирующихся на функции левого полушария головного мозга. Однако без освещения роли обоих полушарий в процессе тестирования рассмотрение проблемы было бы неполным. Уже после публикации вышеназванного теоретического исследования про сознание я стал владельцем книги "Нейропсихолгия. Тексты" /М.: Изд-во МГУ, 1984/, в которой нашел материал для исследования взаимосвязанной роли обоих полушарий в процессе речевой деятельности. Источник для анализа — сборник научных статей разных авторов, что гарантирует меня как исследователя от принципиальных ошибок. Ниже привожу результаты исследования этих материалов. Заголовки разделяют материал постатейно. Толкования различных специальных понятий приводятся прямо в тексте. В конце статьи приводится небольшой словарь, относящийся к теме.

Различия функции использования слов для речи
и ее восприятия у полушарий головного мозга

          Следует знать, что оба полушария не являются простыми дубликатами друг друга в отношении функции использования слов. Оба полушария мозга являются сходными в том, что каждое обеспечивает процессы, относящиеся к словам, но они не сходны в том смысле, что только левая половина принимает участие в использовании слов для речи, а правая половина — в "других процессах, в которых используются слова". Мозг по функции речи является функционально двойным.

          В отношении функции речи полушария отличаются тем, что правое полушарие является полушарием, от которого зависит автоматическое использование слов, а левое полушарие — это полушарие, где автоматическое использование слов сливается с их произвольным использованием (т. е. использованием, которое находится под контролем коры головного мозга и является внутренне мотивированным, свободно выбранным, волевым). Или другими словами, правое полушарие — это такая половина мозга, которая обеспечивает автоматическое использование слов, а левое полушарие — и автоматическое, и мотивированное использование слов. Утверждается, что левая половина мозга позволяет говорить, правая — воспринимать предложения.

          Уточним, что мы понимаем под речью. Говорить — это не значит просто произносить слова. Произнесение некоторого количества слов еще не образует речь. Говорить — значит формулировать предложения. Формулировать предложение и воспринимать его — это вещи совершенно разные. Когда мы воспринимаем предложение, процесс его понимания идет полностью автоматически, и если мы слушаем, даже не задумываясь слишком глубоко, мы не можем не воспринять это предложение. Человек, который говорит какое-то предложение, восстанавливает слова в мозгу воспринимающего и восстанавливает их в определенном порядке — восстанавливает именно это предложение.

          При этом речь основывается на нервных процессах, относящихся к очень специфическому движению артикуляционной системы. Но это не значит, что обязательно имеет место действительное сокращение артикуляционных мышц. Это означает, что в левом полушарии при наличии внутренней речи возникает легкое возбуждение высших нервных артикуляционных процессов, которые тогда сильно возбуждаются, когда слова действительно произносятся. Также автоматическая активация артикуляторных движений требуется для понимания слов в правой половине мозга (как, например, происходит в процессе восприятия слов, которые произносят другие люди), что предполагает также существование легкого возбуждения.

Обязательность в речи контекста и подтекста

          В процессе формирования, передачи и расшифровки сообщений участвует ряд факторов. К ним относятся: тот мотив, который заставляет говорящего сформулировать некоторое содержание в высказывании; само это содержание — мысль, которая подлежит воплощению в речи; система объективных языковых единиц, которыми воплощается мысль и которые принимают активное участие в ее уточнении. Совершенно бесспорно, что наряду с системой языковых единиц в процесс формирования и расшифровки сообщения включаются еще и внеязыковые компоненты: жест, мимика, интонация — и что целое сообщение включает наряду с текстом также и контекст, позволяющий осмыслять один фрагмент текста с учетом всей структуры текста в целом. Наконец, не вызывает сомнений и тот факт, что за текстом сообщения может стоять и подтекст, являющийся результатом переработки всего текста и переводящий систему заключенных в нем значений в его общий смысл.

          Этот сложный состав характерен одновременно и для формирования (кодирования) сообщения, и для его расшифровки — декодирования. Применение вышеприведенного утверждения необходимо для тестирования на полиграфе.

Процесс восприятия слов
зависит от контекста вербального задания

          Процесс восприятия речи включает в свой состав акустический анализ составляющих слово звуков (фонем), элементы проговаривания слова (кинестетического анализа) (кинестетика — ощущение чувства движения в мышцах, участвующих в речи — прим. мое), элементов буквы, изображающей данный звук. Когда необходимость акустического анализа состава привычного слова исключается по каким-либо причинам, процесс узнавания слова может переводиться на уровень кинестетического стереотипа, который сохраняется у индивида, что позволяет повторить или произнести слово в контексте закрепленной, хорошо автоматизированной фразы.

          Если происходит включение выполняемого вербального задания в иной контекст, то это меняет афферентацию (пути или поток нервных импульсов в центральной нервной системе — прим. мое), на основе которой осуществляется эта деятельность, и она начинает осуществляться с опорой на иные системы совместно работающих зон, т. е. меняется не только психологическая структура той или иной операции, но и ее мозговая организация.

          Возможный комментарий к этому следующий: контекст играет роль условия опознавания слов воспринимающим речь. Он необходим для узнавания слов тестового вопроса. Каждому контексту соответствуют иные мозговые зоны. И смена контекста или акустического "лица" тестовой фразы позволяет стимулам "путешествовать" по разным зонам мозговой организации.

Разная сила словесных стимулов
обуславливается наличием коммуникативной цели высказывания

          Известно, что поступающая к человеку информация должна быть закодирована при помощи (символов и правил, — доп. мое) языка и это играет существенную роль в процессах памяти. Так же признано и то, что слово этого языка не является простой связью звукового комплекса и образа; оно скорее представляет многомерную матрицу, имеющую фонетическую, морфологическую и семантическую структуры. Только условие правильного выбора слова внутри такой матрицы может обеспечить селективно организованную (видимо, контролируемую с определенными параметрами, — прим. мое) систему языка.

          Такая селективность предполагает некоторые физиологические условия, одним из которых является "закон силы" Павлова, согласно которому сильные (значимые) стимулы(-слова) вызывают сильные корковые реакции (коры головного мозга, — прим. мое), тогда как слабые (малозначимые) сигналы(-слова) вызывают слабые реакции. При выполнении этого условия будет иметь место селективная функция речевой зоны.

          На период публикации источника в психологической литературе были накоплены новые факты, показывающие, что в основе селективности психической деятельности человека лежит возможность адекватной оценки мозгом вероятности появления тех или иных признаков объектов и их информативности.

Речь формируется с использованием кодовых единиц языка
и различных психофизиологических факторов

          Речевое сообщение всегда включено в поток связной речи, которой человек, имеющий определенные мотивы, воплощает свою мысль. Существование такой связной речи определяется двумя сторонами.

          Речь имеет определенную синтагматическую структуру (т. е. структуру со словом-стимулом в предложении или фразе, определяющим реакцию на него также словом, которое может синтаксически следовать за стимулом в предложении или фразе, — прим. мое); ее формирование проходит через ряд ступеней, начинающихся от исходного замысла, идущих через предикативно построенную (т. е. устанавливающую связь между субъектом и определенными его характеристиками, — прим. мое) внутреннюю речь, от семантической записи — к глубинно-синтаксической структуре высказывания и, наконец, через его поверхностно-синтаксическую структуру — к самому высказыванию.

          Одновременно с этим существует и другая сторона формирования и организации высказывания. Оно всегда использует определенную, исторически сложившуюся систему кодовых единиц языка, которая, в свою очередь, имеет сложную парадигматическую структуру (т. е. набор определенных правил или факторов, уровней, — прим. мое).

          Эта парадигматическая структура языковых кодов обуславливает то, что кодирование речевого сообщения, связанное с усвоением и использованием кодовых единиц языка, включает в свой состав целый ряд различных психофизиологических факторов (таких, как "мотивы", "исходные схемы", "серийная организация процессов" и т. д.). Каждый из этих факторов обеспечивается при помощи различных, хотя и совместно работающих, систем коры головного мозга.

          Учтем это для того, чтобы понять, что тот, кто составляет тест, закладывает в него свое понимание таких беспокоящих факторов, как мотивы, объект, субъект, действие и пр.

Функции правого и левого полушарий
в восприятии речи и речеобразовании

          В одном исследовании ученые ставили задачу проанализировать значение левого и правого полушарий для восприятия человеком разнообразных естественных и искусственных звуковых стимулов. С этой целью изучалось восприятие чистых тонов различной частоты и длительности, артикулированных звуков речи (слов, слогов, гласных и согласных фонем (фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи, — прим. мое)), интонационно-голосовых компонентов речи, неречевых звуков (природных и сопровождающих деятельность человека) и музыкальных образов. Звуковые сигналы предъявлялись моноурально («моно» — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову "одно"; aural — ушной, слуховой, — прим. мое) на правое и [на] левое ухо.

          Для раздельного исследования функций левого и правого полушарий измерения производились в состояниях, вызываемых с лечебной целью. Исследователям удалось получить факты, характеризующие роль доминантного и недоминантного полушарий (эти состояния создавались искусственно, — прим. мое) в организации слуховой функции и речевой деятельности.

          Роль левого полушария в восприятии звуков речи. Установлено, что выделение и классификация звуков речи по дифференциальным признакам в единые классы, фонемы, и уровень языковых обобщений, связанный со статистической организацией языка, — функция левого полушария.

          Правое полушарие и речь. Проведенные исследования показали, что в обычном состоянии правое полушарие оказывает тоническое (имеющее отношение к мышечному тонусу, — прим. мое) тормозящее влияние на деятельность сенсорных и моторных речевых центров левого, доминантного, полушария. Они также свидетельствует о том, что в обычном состоянии это полушарие регулирует помехоустойчивость речевого слуха независимо от характера помех.

          Восприятие интонационно-голосовых компонентов звуков речи и формирование просодических особенностей (ударение, высота тона, изменение высоты тона, интонация, ссылки, паузы и т. д., — прим. мое) собственной речи также являются функциями правого полушария.

          Итак, правое, недоминантное полушарие играет существенную роль в восприятии звуков речи, обеспечивая анализ ее интонационно-голосовых компонентов, и в речеобразовании, обеспечивая интонирование собственной речи и регуляцию голоса. Кроме того, правое полушарие играет роль регулирующего механизма для речевых центров левого доминантного полушария. Этот механизм в обычных состояниях угнетает избыточную активность речевых центров, но в условиях их затрудненного функционирования облегчает их деятельность, обеспечивая помехоустойчивость речевого слуха. До сих пор принято считать, что правое, недоминантное, полушарие не участвует в организации речевой деятельности и восприятии звуков речи или лишь в малой степени дублирует речевые функции левого полушария. По-видимому, это не так. Правое полушарие играет свою совершенно самостоятельную и самобытную роль и в восприятии звуков, и в речеобразовании.

          Приведенные факты, характеризующие роль левого и правого полушарий в организации речи и слуховой функции, свидетельствуют о том, что слуховые структуры обоих полушарий способны осуществлять анализ акустических параметров тональных и речевых сигналов. Однако в отношении более высоких уровней обработки этих сигналов функции больших полушарий специализированы. Доминантное по речи полушарие осуществляет переход от акустического описания речевых сигналов к обобщению этих сигналов по полезным признакам спектра в фонемные категории и обработку речевых сигналов по статистическим законам языка. Недоминантное полушарие осуществляет переход от акустического описания речевых сигналов к обобщению этих сигналов по абсолютной частоте основного тона и ее изменениям во времени и тем самым обеспечивает опознание интонационно-голосовых характеристик речи.

Функции правого и левого полушарий
в восприятии речи отличаются

          Показано, что в правом полушарии слова декодируются путем переработки слуховых паттернов (паттерн — конфигурация или группировка частей или элементов с соответствующей структурой, — прим. мое), в то время как левое полушарие осуществляет категориальное восприятие и выявление фонетических признаков.

          Нельзя сказать, что язык латерализован (латерализация — процесс, посредством которого различные функции и процессы связываются с одной или другой стороной мозга, — прим. мое) только в левом полушарии. Хотя и показано, что фонетический (звуковые средства языка, — прим. мое) и синтаксический (соединение слов в словосочетания и предложения, — прим. мое) анализ связан с левым полушарием, обширные лексические структуры есть и в правом полушарии.

          Утверждается, что левое полушарие обеспечивает врожденные, высокоспециализированные лингвистические механизмы, парадигматические (парадигма — набор определенных правил или факторов, уровней, — прим. мое) функции которых заключаются в фонетическом и синтаксическом декодировании и анализе. Правое полушарие, со своей стороны, дает ограниченную лингвистическую компетенцию (владение базовыми, абстрактными правилами языка, — прим. мое), которая может потребоваться для более общих (нелингвистических) целей когнитивного аппарата (т. е. на уровне психических явлений, мысленных представлений, убеждений, стремлений и т. п. — прим. мое), через повторное представление опыта и формирование ассоциаций.

Роли доминантного и недоминантного полушарий
в регуляции эмоциональных состояний

          В настоящее время появляется все больше данных, свидетельствующих о значении функциональной асимметрии больших полушарий для аффективной сферы (характеризуемой степенью эмоциональной реакции, — прим. мое). Ниже представлены результаты попытки проанализировать условия, способствующие эмоциональным сдвигам, и выяснить значение функциональной асимметрии полушарий для эмоциональной экспрессии.

          Они показывают, что в регуляции эмоциональных состояний главную роль играет левое доминантное полушарие: обязательным условием улучшения настроения является активация структур этого полушария, а обязательным условием ухудшения настроения — угнетение его структур. Роль правого недоминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний скромнее — избирательное его угнетение не сказывается на эмоциональном состоянии, а активация его структур в комплексе с угнетением левого полушария участвует в формировании отрицательного эмоционального состояния.

          В настоящее время одни авторы считают, что имеется "эмоциональная специализация" полушарий: правое полушарие связано с механизмами отрицательных, а левое — положительных эмоций. Другие авторы связывают регуляцию эмоциональной сферы с деятельностью только правого полушария. Данные авторов приведенного материала позволяют им предположить, что эмоциональные состояния регулируются преимущественно структурами левого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной (включает в себя мышцы, мышечные движения, — прим. мое) и сенсорной (включает ощущения, органы ощущения, рецепторам ощущений, данным ощущений и пр., — прим. мое) частях — структурами правого недоминантного полушария. Очевидно, главную роль в порождении и восприятии эмоциональной экспрессии играет правое недоминантное полушарие.

Выводы

          1. Анализ статей сборника позволяет сделать общий вывод о том, что говорение и восприятие речи опирается на разные функции у полушарий головного мозга.

          2. Систематизация этих функций по результатам исследования для целей тестирования на полиграфе затруднена, так как источник не нацелен на изложение этой проблемы и имеет значительный возраст.

          3. По результатам проведенной работы можно сделать следующие частные выводы о различиях функций левого и правого полушарий:
          — только левая половина мозга принимает участие в использовании слов для речи (см. словарик);
          — левое полушарие — это полушарие, где автоматическое использование слов сливается с их произвольным использованием;
          — речевой запрос/ответ характеризуется наличием ряда языковых факторов, к которым относятся мотив, содержание, система объективных языковых единиц, контекст и подтекст;
          — включение выполняемого вербального задания (сообщения) в иной контекст меняет пути или поток нервных импульсов в центральной нервной системе, и она начинает осуществляться с опорой на иные системы совместно работающих зон, т. е. меняется не только психологическая структура той или иной операции, но и ее мозговая организация;
          — слово, чтобы стать сильным (значимым) стимулом, должно иметь соответствующие фонетическую, морфологическую и семантическую структуры;
          — речь имеет определенную структуру со словом-стимулом в предложении или фразе, определяющим реакцию на него также словом, и сопровождается различными психофизиологическими факторами;
          — функции больших полушарий в отношении речевых сигналов специализированы. Доминантное по речи полушарие (левое) обеспечивает выделение и классификацию звуков речи в единые классы — фонемы (см. словарик), и уровень языковых обобщений, связанный со статистической (основанной на связи между звуком и значением, прим. мое) организацией языка. Недоминантное (правое) полушарие обеспечивает опознание интонационно-голосовых характеристик речи;
          — левое полушарие обеспечивает врожденные, высокоспециализированные лингвистические механизмы, функции которых заключаются в фонетическом и синтаксическом декодировании и анализе. Правое полушарие обеспечивает ограниченную лингвистическую компетенцию (владение базовыми, абстрактными правилами языка), которая может потребоваться для более общих (нелингвистических) целей когнитивного аппарата;
          — эмоциональные состояния регулируются преимущественно структурами левого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и сенсорной части — структурами правого недоминантного полушария.

          Представляется, что приведенные материалы и сделанные выводы подтверждают правильность модели психики, разработанной в статье "Полиграф и сознание: на чем основано их взаимодействие", как части более общей модели физиологических структур и психологических надстроек, базирующейся на левом полушарии головного мозга. Роль правого полушария в тестировании на полиграфе и построенной на нем модели физиологических структур и психологических надстроек требует отдельной проработки. На рисунке к статье обозначены правополушарные психологические надстройки.

Словарь к теме статьи

          Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Различаются две формы существования зыка, соответствующие противопоставлению понятий "язык" и "речь". Язык как система имеет характер своеобразного кода; речь является реализацией этого кода.

          Речь — конкретное говорение, происходящее в звуковой (включая внутреннее проговаривание) или письменной форме. Речь и язык (система языка) в совокупности образуют единый феномен языка.
          Согласно [5], закономерности языка касаются трех основных сторон речи: фонологии, или знания звуков языка, синтаксиса, или понимания взаимосвязи и комбинаций между словами, из которых построена фраза, и семантики, т. е. понимания значения слов и фраз.

          Звуки речи — комплексы артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц речи.

          Речевой поток — звуковая линейная последовательность высказываний, членящаяся на интонационно неделимые единицы, которые состоят из связанных по смыслу синтаксических элементов.

          Парадигма — (здесь значение по [1]) — ряд противопоставленных языковых единиц, каждый член которого определяется отношениями к другим членам ряда.

          Письмо — знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

          Контекст — в лингвистике — окружающие слова, фразы и предложения, которые являются компонентами значения любого данного слова, фразы или предложения.

          Семантика — значение или значения языковых единиц (слов, грамматических форм слов, фразеологизмов, словосочетаний, предложений), а также раздел языкознания, в котором изучается смысловая сторона различных единиц языка.

          Синтаксис — раздел грамматики, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения, предложений в сложные предложения, а также и самые словосочетания, предложения — их типы, значения, функции, условия употребления, характер и виды взаимодействия. Исходной единицей синтаксиса является слово.

          Мышление — термин, обозначающий в наиболее общем смысле любую скрытую когнитивную или мысленную манипуляцию идеями, образами, символами, словами, суждениями, воспоминаниями, понятиями, образами восприятия, убеждениями или намерениями. Мышление включает манипуляцию некоторыми теоретически выделяемыми элементами.

          Язык и мышление — язык, будучи средством выражения и сообщения мыслей, непосредственно связан с мышлением. Единицы языка (слово, предложение) послужили основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Результаты научных наблюдений показывают, что мышление осуществляется не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания — материалом образов, памяти и воображения.

          Экспрессия — выразительность; сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека (в мимике, пантомимике, голосе и жестах).

          Фонема — основная единица звукового строя языка, предельный элемент, выделяемый линейным членением речи.


          При анализе материалов использовались:

1. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Филин Ф. П. — М.: "Советская энциклопедия", 1979
2. Англо-русский медицинский словарь. Акжигитов Г. Н. и др. — М.: Рус. яз., 1992
3. Большой толковый психологический словарь. Т.1 и Т.2. Пер. с англ. Ребер Артур. -ООО "Издательство АСТ", "Издательство "Вече", 2003
4. Психология, Словарь. Под ред. А. В. Петровского. — М.: Политиздат,1990
5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. Пер. с франц. М.; Мир, 1992



Провоторов Владислав,
кандидат военных наук, доцент
Статья поступила в редакцию 14.06.2011
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить