04.03.2011 г.

  На главную раздела "Домашний персонал"


 Семенчик Л.Н.

 

 

Методы, приемы, возможности работы со сказкой


          Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов.

          Благодатный материал для развития речи детей дают картинки к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями. Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

          В то же время возможности работы со сказкой исчерпаны далеко не полностью:

  • – во-первых, сказки подаются детям недостаточно разнообразно: в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Почти исчезло традиционное общение с книгой – семейное чтение с дальнейшим рассматриванием иллюстраций, обсуждением их, ответами на вопросы по содержанию сказки. Вместе с этим почти исчезло стремление взрослых заинтересовать детей фольклором: связать сказку с подходящими по смыслу пословицами, поговорками, т. е. найти в ней мораль, нравственный урок;

  • – во-вторых, сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и для воспитания в них добрых чувств. Ведь современный видеоряд – мультфильмы, кинофильмы, спектакли по сказкам – позволяет сравнить сказки, сказочных героев, пожалеть некоторых из них, придумать многим сказкам счастливый конец или неожиданное продолжение. Дополнить чтение сказок можно загадками о героях сказок, потешками о них.


          Из-за отсутствия традиционного чтения сказок, последующего обсуждения, сравнения их и т. д. упускаются многие коррекционные возможности для работы с детьми.

          Начальный период школьного обучения русскому языку представляет собой обучение детей грамоте, т. е. воспитание у них сложного единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребенка. Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчетливое выражение на письме. Нельзя забывать, что на этапе осуществления записи временная последовательность звуков в слове преобразуется в пространственную последовательность графических знаков.

          Следовательно, для формирования полноценных навыков письма необходимо наличие некоторых неречевых функций: зрительно-пространственного различения, кожно-осязательного (тактильного) пространственного различения, костно-мышечного (кинестетического) пространственного различения, временных представлений.

          Многие зарубежные исследователи отмечают, что нарушения чтения и письма основываются на совокупности дисфункций: недостаточной сформированности устной речи, ручной неумелости, незнания схемы тела и отсутствия чувства ритма. Как важный фактор исследователи отмечают у детей с нарушениями письма и чтения трудности анализа и воспроизведения точной пространственной и временной последовательности, например: им трудно запомнить и воспроизвести порядок следования месяцев, дней недели, трудно запомнить и повторить серию движений, ритмический рисунок. Профессор Б. Г. Ананьев также указывал на связь ошибок в чтении, письме, математике, физкультуре у части школьников с недостатками временно-пространственной ориентации. У таких детей также наблюдается отставание в развитии метаязыковых способностей, т. е. трудности деления текста на предложения, предложений – на слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.

          Если проанализировать трудности подготовки детей к школе, то можно сделать вывод: для развития у детей аналитико-синтетических, творческих и других способностей занятия с детьми необходимо начинать как можно раньше, используя ценнейший материал – сказки.

 

Список литературы

  1. Берштейн Н. А. Биомеханика и физиология движения.  Воронеж, 1997.
  2. Волкова Г. А. Методы преодоления речевых расстройств. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1994.
  3. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. М., 1972.
  4. Журба Л. Т.,  Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
  5. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Читаем сказки с логопедом. Санкт-Петербург, 2007.
  6. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979.
  7. Рапопорт Анна. Энциклопедия методов раннего развития. М., 2009.
  8. Селиверстов В. И. Психокоррекционные и дидактические основы  логопедических занятий. М., 1994.
  9. Хрестоматия для маленьких (сост. Елисеева Л. Н.). М., 1987.

 

 

В начало

 

Материал поступил в редакцию:  14.10.10

 

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить