14.07.2012 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"


          "После распада СССР разрушилась одна из самых сильных в мире систем образования", — так заявил на днях глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. В новом мире все российские как научные, так и образовательные организации оказались вне конкурентоспособности, а потому остро нуждаются в радикальной реформе, особенно сейчас. По мнению чиновников министерства, проблемы в русском образовании фиксируются сегодня действительно глубокие, а сам уровень обучения подрастающего поколения не дотягивает даже до минимальных требований. Для сравнения: если в западной школе изучается иностранный язык, то ученики его знают на высочайшем уровне, свободно владея и лексикой, и грамматикой. В отечественных же школах для тех детей, которые мечтают в будущем работать в иностранной компании, единственное решение проблемы — это репетитор английского языка: Москва и та, несмотря на свой прославленный уровень среднего образования, не может гарантировать того, что благодаря одному только школьному обучению хороший ученик сможет сдать ЕГЭ по иностранному языку на высокий балл и поступить в желанный иностранный вуз. Ведь даже школьная программа изучения иностранного языка явно примитивна, не говоря об уровне знаний самого педагога, — хорошие специалисты крайне редко идут преподавать в школу за учительскую жалкую зарплату.

          Так, первым шагом Дмитрий Ливанов планирует в недалеком будущем закрыть те вузы, которые выпускают специалистов, не обладающих необходимыми для работы по специальности знаниями. За последние 20 лет появилось немало университетов, и часть из них, по мнению главы Минобрнауки, назвать "хорошей" нельзя. Но даже "неплохих" университетов и научных организаций коснутся серьезные структурные изменения, которые призваны будут изменить качество образования. Будут и институциональные изменения, которые создадут новые условия для работы и новые стимулы для развития.

          И наконец, образовательные программы будут полностью пересмотрены на предмет содержания. И, в данном случае, в жизнь будет воплощена так называемая "политика селекции" — когда все существующее хорошее поддерживается и усиливается, а все плохое будет изгоняться из сферы образования, — такой итог подвел Дмитрий Ливанов. Т. е. на этот раз уже не идет речи о том, что "все необходимо начинать с нуля". Напротив, все то ценное, что педагогическая наука смогла сохранить с веками и приобрести с опытом, будет переосмыслено, а все новое, что пошло только во вред системе образования как учеников, так и студентов, или то, что себя уже давно отжило, — будет понемногу уничтожаться.

          Российских учеников никак нельзя назвать глупыми или отстающими по сравнению с зарубежными детьми — они из года в год завоевывают неплохие места во всемирных олимпиадах между учащимися. Но после каждого проведения тестирования по системе PISA Россия оказывается на все более и более непочетном месте. Это ясно говорит о том, что радикальные перемены в образовании жизненно необходимы. Пока до этого времени практически все заслуги российских учеников можно без преувеличения оправдать стараниями их репетиторов, а не школьных учителей. И, пока чиновники каждый год привносят в школьные стены очередную провальную образовательную реформу, умные и способные учащиеся давно серьезно занимаются по индивидуальной, развивающей программе с репетитором, самостоятельно находя и легко подбирая себе подходящего на ресурсе через специальный функционал. А вот те дети, которые живут в отдаленных глухих деревнях и не имеют возможности заниматься дополнительно, получают в школах знания и навыки, не соответствующие собственному интеллекту. И, пока российское образование не поднимется на должный уровень, вузы России так и будут из года в год терять немалую часть действительно способных абитуриентов, которых в свое время некому было выучить до того уровня, которого требует ЕГЭ.