25.02.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."


На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."

 

 

1. Предыстория


          Исходное население территории современных Тихвинского и Бокситогорского района составляли финно-угорское племена. Захоронения и иные памятники их культуры обнаруживаются до сих пор и были обследованы экспедицией. В районе умирающей деревни Чудская, что близ Киевского шлюза, есть несколько камней, сохранивших свидетельства былых эпох. Недалеко от места лагеря экспедиции стоял камень высотой над землей около полутора метров с гладко отшлифованной стороной, на которой проглядывают следы иероглифических знаков. Это могло быть памятником культа камней, имевшем место у племени саами.  Более поздние исторические и этнические процессы определяло живущее здесь финно-угорское племя "вепсы" (об их современном статусе более подробно будет написано в разделе "этнография"), а в дальнейшем - русские поселенцы.

          Проникновение русских в эти места осуществлялось постепенно с X–XI веков нашей эры. Взаимоотношения русичей с местным населением носили мирный характер. Русские и финно-угры находились как бы в разных экологических нишах. Коренное население занималось охотой, рыбалкой, собирательством. Русские исходно несли иной, более прогрессивный способ природопользования - земледелие, который мог прокормить большее население. Русские вносили в эти места более развитую православную культуру.

          История Тихвина, в дальнейшем ставшего центром Тихвинской водной системы, начинается с 1383 г., когда была построена деревянная Успенская церковь. Далее Тихвин рос как торговый и религиозный центр. Известность Тихвина объяснялась тем, что здесь находилась так называемая "чудотворная" икона. По легенде, она в 1383 г. явилась с небес [Русский архив, 1881, с. 15–16]. В дальнейшем икона совершила длительные путешествия с Тихвинской земли в Прибалтику, США и в 2004 году заняла свое законное место в Тихвинском монастыре, повысив религиозный и культурный статус этого города.

          В 1547 г. в Тихвине был Иван Грозный, который выделил большие средства на развитие города, Успенского и Введенского монастырей. Существует легенда, что царь Иван Грозный рассматривал возможность перенесения столицы государства Российского в г. Тихвин.

          Во времена Киевской Руси через сегодняшний Тихвин проходил путь «из варяг в хазары» [Виноградова, 1997, Кижское восстание.., 1977, Кононов, 1999]. Об этом свидетельствуют находки арабских серебряных монет (диркемов) и скандинавских наконечников стрел конца XX века. В XIV веке новгородские купцы ходили этим путем в Холопий городок на реке Молога, где проходила одна из самых больших в России ярмарок, впоследствии временно  перенесенная Иваном Грозным в Тихвин. В XVII веке этот путь освоили тихвинские купцы, торговавшие со Швецией. Но до построения водной системы движение было затруднено: Тихвинка мелководна и порожиста. По этой причине грузы с Волги возили по реке Молога до устья реки Соминка, затем по ней до Соминской пристани. Оттуда – до Тихвина либо на лодках, либо гужевым транспортом. А из Тихвина – по рекам Тихвинка и Сясь в Ладожское озеро, затем по реке Нева до крепости Ниеншанц, оттуда – в Швецию [Озерецковский, 1812].

          Основав Санкт-Петербург, Петр I решил соединить его водным путем с Волгой. Это позволило бы снабжать Санкт-Петербург продовольствием, дровами и стройматериалами. В 1703 – 1709 годах была сооружена Вышневолоцкая водная система, но она оказалась мелководной и имела низкую проходимость. Петр I решил построить новый путь. Между 1712 и 1716 годами Петр I сам побывал на трассе будущей водной системы и наметил прорыть канал между озерами Лебедино и Крупино. Для
Петра на каменном фундаменте недалеко от озера Крупино был построен дом, который простоял до 1802 года. В 1864 году на его месте был поставлен памятник Петру I в форме царской короны. На территории деревни Большой двор сохранились остатки дома, где по преданию бывал Петр Великий. Планируется реставрация этого дома.

          Несмотря на все усилия царя-реформатора, канал не был построен из-за нехватки денег [Бучацкий, 1893, Кутузов, 1998, Курупин, 2001, Семенов, 1892].

          В ходе экспедиционных выездов участники исследований системы столкнулись с неточными и мифологизированными представлениями местных жителей об истории системы. Ее реальное возникновение упорно связывают с именем Петра Первого. Бытует легенда, что входящее в состав ТВС озеро Озерское – естественное образование – является каналом, прорытым по повелению Петра. Подобные неточные представления об истории своего края связаны с недостатком серьезной литературы по истории ТВС. Хочется верить, что настоящая работа отчасти восполнит этот недостаток.

 

В начало                    Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить