13.01.2012 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."


И пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев его, идущего по морю,
встревожились.

Евангелие от Матфея, 14, 26



          Последней зимой 2011 — 2012 гг. мне довелось в очередной раз побывать на Ближнем Востоке. Прибыв сначала в Израиль, я оформил иорданскую визу и проехал по иорданским горам, осмотрев города Петра, Акаба и некоторые другие достопримечательные места этой древней и до обидного мало известной в России страны. Хотя этот район земного шара традиционно страдает от жаркого климата, на сей раз зима выдалась крайне холодной по местным меркам. Температура подчас была на том же уровне, что и в нашем северном Петербурге, который, в свою очередь, дивился на редкость теплой зиме. В какой-то степени эти аномалии подтверждали прогнозы ведущих климатологов, предрекавших два основных процесса XXI века: медленное снижение температуры в масштабах Земного шара и быстрый рост нестабильности погоды (см. мою книгу «Грядет глобальное похолодание», СПб, Астрель, 2011). В высокогорных районах Иордании и Израиля температура по ночам опускалась ниже нуля. Некоторые водоемы покрылись коркой льда. Иорданские климатологи показали мне спутниковые снимки, сделанные космическими аппаратами NASA, на которых видны ледяные массивы на Галилейском озере. Соответственно, известная всем легенда о том, как Христос ходил по воде, «ако по суху» (Мф., 14:22-23, Марк, 6:45), приобрела новое незатейливое звучание. В 30-е годы Новой Эры могло иметь место локальное похолодание и в какой-то момент воды Галилейского моря (или какие-то заливчики) замерзли. Иудеи, не привыкшие к таким холодам, кутались в галибеи и не очень-то понимали, что происходит. Христос, как человек образованный, получивший глубокие знания в школе египетских жрецов (см. Б. В.Сапунов, Земная жизнь Иисуса, СПб, Копи-парк, 2007), сразу понял, в чем дело, и даже ступил на лед. Так возникла одна из новозаветных легенд. Легенда не обязана полностью соответствовать истине, но совсем на пустом месте сюжет не возникает. Понять истоки того или иного мифологического или религиозного сюжета — значит продвинуться на пути понимания мировой истории. Поэтому я много лет приезжал на ближний Восток, путешествовал по библейским местам и, в конечном итоге, повторил почти весь путь той легендарной персоны, которую евреи зовут раввин Мойша (в другой транскрипции — Моше), а русские — пророк Моисей. Добавим, что эту персону, несмотря на многочисленные расхождения между разными религиями, высоко чтят иудеи, христиане и мусульмане. Трактовка этого образа несколько различается. Для иудеев это самый почитаемый пророк. Для христиан и мусульман — лишь один из пророков.

          Современная реалистическая философия, вбирающая в себя лучшие достижения материализма и идеализма, призывает трактовать такой, казалось бы, идеалистический источник, как Библия, с чисто научных позиций. Поэтому позволю себе, как атеисту, хотя и отнюдь не воинствующему, встать на этот путь. В трактовке библейских сюжетов будем исходить из двух положений.

          1.    Поскольку на пустом месте сюжет не возникает, доверять сочинителям древних текстов в известной мере можно. Хотя бы потому, что фантазия у людей ограничена. Сказитель может что-то преувеличить, что-то преуменьшить, собрать реальные элементы в нереальных сочетаниях. Но придумать того, чего вообще нет в природе, человек не в состоянии. Поэтому, поняв логику образования мифа, можно вычленить истину, памятуя следующий пункт.

          2.    Чудес на свете не бывает. Правильнее сказать, что чудо находится в противоречии не с реальностью, а с тем, что мы знаем о реальности.


          Итак, двинемся по библейским местам, вооружившись великими книгами человечества и знаниями современной науки. Цитировать сюжеты будем по Библии (Изд. Российского библейского общества, М., 1999) и Талмуду (Пять книг торы, Мосад Арав Кук, Йырушалаим, 1978).

          Начнем с сюжета о гибели Содома и Гоморры (Библия, Бытие, 19 - 24, 26):
          И пролил господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и все произрастания Земли. Жена же Лота оглянулась позади его и стала соляным столбом.

          Некоторые богословы считают, что в дальнейшем на месте гибели городов возникло огромное соленое озеро — Мертвое море. Фантасты рассуждали о возможности существования ядерного оружия в библейские времена. Эту тему развивать не будем за недостатком материала. Ученые-материалисты пытались объяснить этот библейский сюжет извержением вулкана, во время которого, действительно, из недр выбрасывается среди прочих элементов и сера. Но геологи не нашли в этих местах следов вулканических извержений. Интересную гипотезу относительно механизмов падения крупных метеоритов недавно предложил русский геофизик А. П. Невский. Согласно ей, когда в земную атмосферу вторгается крупный метеорит, то образуется мощнейший потенциал между ним и поверхностью Земли. В конце концов происходит пробой и взрыв. Выделившаяся энергия взрывает метеорит снизу, осколки получают мощный импульс, направленный вверх. Некоторые из них могут даже приобрести космические скорости и вернуться в космос. Чем больше диаметр и масса метеорита, тем на большей высоте происходит взрыв. При этом формируется гигантский огненный столб, расширяющийся книзу и состоящий их многих плазменных разрядов. Воздействуют они на Землю как множество мощных авиационных бомб. Именно такие события, по мнению Невского, могли погубить города Содом и Гоморра. Добавим к этому еще одно соображение. Известный сюжет о Вавилонской башне (Бытие, 11: 1-9) тоже заканчивается разрушением недостроенной башни. На месте этих предполагаемых событий, действительно, археологами найден фундамент мегалитического сооружения, подвергнутый действию высокой температуры.

          Обратимся к следующему библейскому сюжету — Всемирный потоп (Бытие, 7):
          И усилилась вода на Земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы…

          По-видимому, первым ученым, который пытался осмыслить этот сюжет с материалистических позиций, был французский палеонтолог XVIII века Жорж Кювье. Итогом его размышлений стала теория катастроф в истории Земли, которая не потеряла своей актуальности (по крайней мере, в некоторых аспектах) до наших дней. Ученые нашего времени в трактовке этого библейского сюжета едины, по крайней мере, по следующим соображениям. Глобального потопа, затопившего всю сушу, безусловно, быть не могло. Но потопы локальные были и будут. В библейские времена, когда была известна лишь малая часть Земли, локальный потоп вполне мог восприниматься как всемирный. Причины возможны разные. Усиление осадков, таяние горных ледников при солнечном максимуме, цунами, падение в океан крупного метеорита и т. д. В Иордании я ознакомился с еще одной, последней версией библейского сюжета. В середине страны, в горах, есть большой цирк, серьезно обследованный лишь недавно. Обследование показало, что в прошлом цирк представлял цельную каменную чашу, заполненную водой, т. е. был большим горным озером. В результате сейсмических колебаний, произошедших примерно 3-3.5 тысячи лет назад, стена каменной чаши треснула и водный поток хлынул вниз, сметая все на своем пути. Иорданские геологи оценили размеры цирка, изучили профиль местности, провели тщательные расчеты, которые показали следующее. В результате катастрофы воды двинулась в сторону Междуречья, Тигр и Евфрат вышли из берегов. Обширная территория на месте современного Ирака на несколько недель оказалась под водой.

          Мог ли какой-нибудь праведник предвидеть такую катастрофу? Возможно, мог. Проскопия — возможность предчувствовать катаклизмы, связанные с выделением большого количества энергии, — у животных и отдельных людей в известной мере существует. Но в отношении этого феномена теории и даже серьезной гипотезы нет. Посему закончим рассмотрение этого сюжета и перейдем к следующему, связанному с увлекательными приключениями раввина (по древнееврейски — учителя) Мойши, или пророка Моисея. Признают его, как уже отмечалось, почти все религии, но более всего почитают евреи. Поэтому события его биографии будем цитировать по Талмуду. Историческая наука не располагает точными сведениями об этой персоне, но ее реальность вполне возможна. Датировка его жития — XII-XIII вв. до н. э. Моисей работал важным чиновником при дворе фараона. Какого именно — неизвестно, и эта неизвестность усложняет датировку событий. Египетские хроники очень точны. Обстоятельства жизни всех реальных фараонов хорошо описаны, хотя, разумеется, и с идеологическими прикрасами. Как известно, пророк Моисей (будем его именовать в соответствии с христианской традицией именно так) решил создать свое государство и с этой целью вывел евреев из Египта на территорию Иудеи. Напрашивается аналогия с созданием еврейского государства в ХХ в.

          Решению Моисея предшествовал разговор с Богом, в котором транслятором был горящий и несгорающий куст:
          И явился ему Ангел Господен в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. (Бытие, 2:2)

          Такой куст существует. Он называется диптам, или куст Моисея. Это своеобразное растение, выделяющее в большом количестве летучие эфирные масла, обладающие способностью воспламеняться и вспыхивать голубым пламенем на Солнце, особенно от капель росы, которые могут работать как маленькие линзы.

          Известно, что перед уходом евреи по рекомендации Моисея обобрали египтян, забрали у них золотые вещи и с наворованным имуществом двинулись в сторону к земле Обетованной. Навряд ли такие действия могут быть одобрены с позиций общечеловеческой морали. Но не будем обсуждать политические и идеологические аспекты тех давних событий. Поговорим о реалиях геофизических и экологических. XV век до н. э. был периодом очередного глобального потепления. Дельта Нила с плодородными землями могла прокормить много людей. Неудивительно, что к этим местам наряду с коренными египтянами тянулись и другие народы, в том числе евреи. По данным историков, на востоке Нила в районе современного Порт-Саида располагалось несколько еврейских поселений. Учитывая определенную негативную специфику их менталитета, трения с египтянами на национальной почве могли иметь место. Пока земли и продуктов хватало на всех, эти трения не приобретали больших масштабов. Но потом тренд глобального климата изменился в сторону похолодания. На этом фоне произошла одна из самых грандиозных катастроф в истории Земли — извержение вулкана Санторин, имевшее место в 1400 году до н. э. Масштабы этого события стали проясняться с 1899 г., после археологических раскопок на Крите, проведенных под руководством британского археолога Артура Эванса. Пытаясь найти остатки описанного в античных хрониках дворца царя Миноса, ученые наткнулись на многометровый слой вулканического пепла. Постепенно размах катастрофы, должной потрясти древний мир, стал вырисовываться. Вулкан Санторин находился на юге современной Греции. До сих пор осталась затопленная кальдера размером 7 на 12 км. По оценкам геологов и сейсмологов, объем выброшенного материала составил 70 кубических км. Площадь покрытия пеплом составила около миллиона км2, безусловно, был задет и Египет. Наличие вулканического пепла в слоях того времени египетские геологи подтверждают. Энергия извержения составила 1027 эрг. Это на пять порядков превышает выработку энергии современным человечеством. Примерно столько же энергии выделится при взрыве 200 000 средних атомных бомб. В результате погибла прото-античная санторинская цивилизация, находившаяся на юге современной Греции. Некоторые историки считают, что именно эта трагедия дала основу мифа об Атлантиде.

          Непосредственно из Египта эта катастрофа из-за кривизны Земли не была видна. Но последствия неминуемо должны были затронуть Египет. После подобного извержения, когда в атмосферу попадают миллионы тонн пыли, температура неизбежно снижается и надолго. Многие поля просто могли оказаться засыпанными пеплом и камнями. Все это должно было привести к нехватке ресурсов и обострению конфликтов в обществе. Это, очевидно, и привело к исходу еврейской общины.

          Ситуация, сложившаяся в Египте, описана в пятикнижье Моисея как Казни Египетские:
          И превратилась вода, что в реке, в кровь, и рыба вымерла, и восмердела река… (Тора, Шемот, 7:21-22)

          В теплые периоды на поверхности Средиземного моря часто наблюдаются вспышки размножения красных водорослей (Rhodophyta) и бурых (Phaeophita). В них содержится пигмент фикоэритрин, придающий воде красноватый оттенок. Вулкан, безусловно, должен был породить цунами, выплеснувшее воду с водорослями и дохлыми рыбами на северные территории Египта. Вспомним, что произошло дальше.

          И вышли лягушки и покрыли землю Египетскую… И появились вши на людях и скоте… И вымер весь скот Египетский… И сделалось воспаление, развивающееся в нарывы на людях и на скоте… (Тора, Шемот, 8: 19-27)
          Все это можно рассматривать как последствия цунами. Гигантская волна, безусловно, должна была привести к засолению пресноводных водоемов и водотоков дельты Нила. Пресноводные амфибии двинулись на юг в поисках пресной воды. Массовое разложение выброшенной волной рыбы и погибшего в результате бедствия скота стало причиной распространения некоторых насекомых и инфекций.

          И был град и огонь, пламенеющий среди града, и побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота… (Тора, Шемот, 9:22-26)
          Это тоже бесспорные последствия вулкана. Выброшенные пылевые частицы неминуемо должны были стимулировать образование дождевых и грозовых облаков и обильное выпадение осадков в виде дождя и града.

          И напала саранча на всю землю Египетскую. (Тора, Шемот, 10:14)
          Периодические нашествия саранчи на этот регион происходили регулярно во все времена. В данном случае связи с вулканом могло и не быть.

          И была тьма густая по всей земле Египетской три дня… (Тора, Шемот, 10:26)
          Ну, это уже совершенно очевидное последствие работы вулкана, который выбросил в верхние слои атмосферы огромное количество пепла и пыли.

          Объяснение последней казни Египетской более проблематично.
          Господь поразил всякого первенца в земле Египетской и все первородное из скота… (Тора, Шемот, 12:29)
          Впрочем, стихийное бедствие, обрушившееся на страну, неминуемо должно было привести к росту смертности, особенно младенческой, и к спонтанным абортам.

          Как известно, в конечном итоге Моисей вывел свой народ из Египта. И мнение историков, и здравый смысл подсказывают, что указанное в Торе число 600 000 людей в ушедшей толпе быть не могло. Очевидно, счет шел на тысячи или даже сотни. Далее, согласно тексту Пятикнижья Моисея, за беглецами помчались войска, возглавляемые лично фараоном.

          И простер Мойша руку свою на море, и отводил господь море сильным восточным ветром, и сделалось море сушей, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы внутрь моря по суше… И погнались египтяне, и возвратилась вода и покрыла колесницы и всадников… (Тора, Шемот, 14:21-28)

          В Красном море довольно значительные приливы и отливы, амплитуда которых зависит от положения Луны и Солнца и также от ветра. Во время отлива обнажаются большие коралловые отмели, по которым можно перейти если не все море, то, по крайней мере, некоторые заливы. Через несколько часов отмель вновь покрывается водой и пройти по этому пути становится затруднительно. Погибли ли преследователи (если действительно евреев преследовали) в водной пучине или нет — сказать трудно. По данным египтологов, ни один египетский фараон подобным образом не погибал (а египетские хроники, повторю, очень полны и точны). Но кто-то из военачальников мог утонуть. По-видимому, здесь имело место наложение другого исторического сюжета. Сто лет после Санторина в районе южной Греции произошло еще одно извержение, послабее. Тем не менее, оно породило цунами, дошедшее до Египта и вызвавшее жертвы. В их число попало подразделение египетской армии, шествующее вдоль берега (правда, Средиземного моря, а не Красного). В конечном итоге все эти сюжеты породили канву исхода Моисея со своим народом из Египта. Трактуя эти события, нужно помнить важное свойство мифотворения, подмеченное известным польским исследователем Библии З. Косидовским (Библейские холмы, М., Политиздат, 1978): «По мере уплыва лет временное расстояние между памятными событиями сокращается, пока не наступает их синхронность». Так что события, разделенные столетием, авторам Торы вполне могли представиться одновременными.

          Как известно, поход длился 40 лет, хотя дистанцию от низовий Нила до Иудеи можно пройти за несколько дней. Известный еврейский анекдот гласит, что просто им платили суточные, потому они и удлиняли маршрут. Но это, разумеется, шутка. Самое реальное объяснение событий другое. Решение относительно того, какую территорию заселить и какой образ жизни вести, пришло не сразу. Пустыня не совсем бесплодна. Бедуины-кочевники в течение многих столетий выработали способы выживания в пустыне, перемещаясь от оазиса к оазису. Возможно, евреи, не сразу определив цель великого похода, присоединились к бедуинским племенам и вели соответствующий образ жизни, пока не выработали стремление осесть на постоянной территории. В ходе «бедуинского» периода евреи тоже многому научились. Например, собирать манну небесную.
          …И вот на поверхности пустыни что-то мелкое, круповидное, как иней на Земле… И сказал Мойша: это хлеб, который дал вам Господь в пищу. (Тора, Шемон, 15:14-15)

          Вопрос о манне небесной изучен специалистами досконально (см., например, упомянутую монографию З. Косидовского). В 1927 г. биолог Иерусалимского университета Боденхаймер описал растущую на Синайском полуострове разновидность тамариска, которая весной выделяет сладковатую жидкость, застывающую на воздухе белыми шариками. Иногда эти шарики переносятся на большие расстояния сильными ветрами. Бедуины давно знали об этом растении и поныне собирают шарики с веток, как ягоды. Один человек может собрать в день до полутора кг — достаточно для утоления голода. И по сей день на некоторых арабских рынках можно встретить это лакомство, которое местное население называет «манн».

          И ссорился народ с Мойшей, и говорили: дай нам воды… И сказал Господь: возьми посох свой и ударь в скалу, и выйдет из нее вода… И сделал так Мойша. (Тора, Шемон, 17:2-6)
          Путешествуя в горах Иордании, я имел возможность убедиться в наличии в них карстовых явлений и многих скрытых водотоков с чистой водой. Именно на таких водотоках, которые местные жители умели обнаруживать, основаны многие древние поселения этих мест. Самое известное из них — столица Набатейского царства город Петра. Так что если знать, в каком месте бить посохом, воду вполне можно получить.

          Как известно, в ходе странствий Моисей встретился с Богом и получил от него 10 заповедей, ставших основой норм поведения и законодательства сначала еврейского, а потом и других народов. Не будем обсуждать вопрос, была ли такая встреча на территории современного Египта или Иордании и существует ли Бог вообще. Некоторые авторы (В. Зайцев, Э. Деникен и др.) предполагали, что сюжет беседы Моисея с Богом — не что иное, как контакт с представителями внеземной цивилизации. Здесь комментарии тоже давать трудно, ибо достоверных данных о существовании внеземных цивилизаций не получено до сих пор. Поговорим о вещах более очевидных.

          Еврейский народ в библейские времена находился в состоянии поиска своих традиций и образа жизни. Долгое время было даже неясно, кем они станут — кочевниками или оседлыми земледельцами. Поэтому им требовались идеология и закон. Моисей дал им требуемое. На самом деле то было далеко не первое известное человечеству законодательство. Закон вавилонского царя Хамураппи, дошедший до нас на глиняных табличках, намного старше библейских событий. Безусловно, были свои законы и идеология в еще более древних цивилизациях, существовавших 6 тысяч лет назад, — Египетской, Махенджо Даро. Добавлю, что в первичных текстах Торы нет разбиения назиданий Бога на 10 пунктов. Все это появилось много позже. Так или иначе, законодательство появилось и возник определенный менталитет земледельцев и торговцев, заселивших территорию Иудеи. Спустя 3 с лишним тысячи лет история повторилась. С 80-х гг. девятнадцатого века евреи стали съезжаться на земли Ближнего Востока. В 1909 г. был основан город Тель-Авив. В 1948 г. он стал столицей нового государства — Израиль. Преемственность его с древней Иудеей более чем условна. По историческим меркам сроки существования и формирования нового государства невелики. На основе генов евреев, славян, англосаксов, арабов, эфиопов начала формироваться новая нация — израильтяне. Этот процесс еще далеко не завершен. Даже официальный язык — иврит — еще находится в стадии формирования и становится средством общения с определенным трудом.

          Закончить хочу простой истиной. Талмуд, Библия — прежде всего исторические документы. Не более и не менее того. Соответственно, к ним можно и нужно подходить с научными методами. Моисей, Христос и другие великие учителя человечества — реальные люди, с реальными биографиями и реальными достоинствами и недостатками. И если уж выбирать объект для поклонения, то пусть им станет не мифологизированная личность, а идея Учителя и то светлое, что есть в каждом человеке и что может условно ассоциироваться с конкретной исторической персоной.
 
 

Иллюстрации


Скала «Жена Лота» близ погибших городов Содом и Гоморра.
Скала «Жена Лота» близ погибших городов Содом и Гоморра
Горы центральной Иордании, где, возможно, находилось озеро, ставшее источником «Всемирного» потопа
Горы центральной Иордании, где, возможно, находилось озеро,
ставшее источником «Всемирного» потопа
Древний город Петра
Древний город Петра. Слева виден желоб открытого водопровода,
берущий начало от источника в недрах горы. Очевидно,
таким же источником пользовался народ Моисея
во время странствий
По местам странствий Моисея
Вот так, стоя на этом месте, Моисей воодушевлял свой народ
перед последним броском к Земле обетованной




Сапунов В. Б., доктор биол. наук
Фото автора
Статья поступила в редакцию 27.12.2011

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить