08.09.2011 г.

  На главную раздела "Публицистика"


Полтавский ипподром. Находился на месте нынешней пл. Независимости и Стадиона


          В следующем 2012 году исполнится 130 лет с того памятного дня 1882 года, когда известный российский учёный и изобретатель капитан 1-го ранга (позднее контр-адмирал) Александр Фёдорович Можайский закончил создание своего летательного аппарата, конструкция которого включала в себя пять основных частей: крыло, корпус, паросиловой винтомоторный двигатель, хвостовое оперение и шасси. Это был первый в российской истории воздухоплавания самолёт, и его родиной стала наша страна. Аппарат тогда же прошёл испытания в коротком полёте. Творцом научных основ самолётостроения – аэродинамики стал великий учёный Николай Егорович Жуковский, которого называли «отцом российской авиации». Многочисленные научные работы Н. Е. Жуковского дали возможность начать конструирование самолётов на надёжной основе. Значительный вклад в теорию самолётостроения сделал ещё один известный учёный нашей страны Сергей Алексеевич Чаплыгин.

          В начале XX столетия авиация делает первые практические шаги, и почётное место в развитии её прогресса занимают лётчики. Известные пилоты страны: Н. Ефимов, Н. Попов, С. Уточкин, П. Нестеров, А. Васильев, А. Кузьминский, Б. Росинский, Л. Мациевич и другие — в значительной степени способствовали своими полётами развитию отечественной и мировой авиации.

          Весной 1910 года в Петербурге состоялись первые в стране международные авиационные соревнования, где победу завоевал российский лётчик Николай Евграфович Попов. Он взял главные призы «за высоту и длительность полётов».

Уточкин С.И.          В апреле того же года авиатор-самоучка из Одессы Сергей Исаевич Уточкин, который уже в начале XX столетия успешно осуществил полёты на воздушном шаре, а следом овладев и техникой пилотажа самолётов, начинает делать показательные полёты во многих частях страны. Их цель — продемонстрировать преимущество самолётов, зажечь в сердцах смельчаков тягу к этому новому и важному делу покорения человеком бескрайних просторов пятого — воздушного — океана.

          Свои полёты С. Уточкин начал с Киева на биплане «Фарман - IV» — самолёте с двумя несущими плоскостями. Затем отважного пилота встречают Москва, Харьков, Екатеринослав (сейчас Днепропетровск) и другие города. Про один из таких полётов и особенности этого летательного аппарата сообщал в своих мемуарах известный московский журналист Владимир Алексеевич Гиляровский, который был близко знаком с Уточкиным и летал за пассажира на его «Фармане». Он, в частности, писал с присущим ему юмором: «…Мой давний друг… авиатор Уточкин делал свои первые московские полёты на своём неуклюжем “Фармане”, который напоминал торговый балаган с Сухаревки. Впереди — отгороженное место авиатора, сзади — совсем не отгороженная деревянная скамья, обычная, без перил и ручек, табуретка, прибита гвоздями к двум деревянным продольным балкам — полозьям — основы аэроплана. Чтобы сесть на эту табуретку, нужно было пробираться между сеткой тонкой проволоки, что я и сделал, прикладывая немалые усилия, и умостился… Потом рёв пропеллера, тряска и прыжки колёс по неровной Ходынке. Вдруг чую, что сердце остановилось, перехватило дух: я оторвался от земли!..»1

Самолет Фурман IV          Летом 1910 года «Фарман» С. Уточкина появляется и в небе Полтавы. Это был первый самолёт над этим городом. Полтавские старожилы, которые были свидетелями этого знаменательного события, рассказывали, что аэроплан С. Уточкина базировался на поле городского ипподрома, который размещался на Сенной площади (сейчас площадь Независимости и городской стадион). Про приезд С. Уточкина в Полтаву горожане узнали заранее из расклеенных по городу специальных афиш. В них говорилось, что авиатор осуществит несколько полётов над Полтавой и её окрестностями. Ещё за несколько дней до начала полётов большое количество полтавцев побывало на городском ипподроме, чтобы посмотреть на пилота и его машину. Около сооруженного из досок небольшого временного ангара С. Уточкин с механиком занимались регулированием приборов самолёта, проверяли работу двигателя, делали небольшие пробежки аэроплана с работающим двигателем по полю ипподрома.

          И вот настал день полётов. Было воскресенье, десятки тысяч полтавцев ещё с утра собирались на косогорах северо-восточной окраины города и с нетерпением ожидали появление самолёта. Здесь присутствовали паны с панночками, чиновничий люд, военные разных рангов, гимназисты в форменных фуражках, ремесленники и селяне из ближайших сёл. Везде шёл оживленный разговор, всех интересовало одно: полетит или не полетит, как долго сможет тяжёлая машина да ещё с металлическими частями держаться на ветру?

          С высоты было хорошо видно живописную долину между монастырской горой и голубой лентой реки Ворсклы, так называемые Гарды. Именно над ними должен был летать С. Уточкин. Послышался пока ещё далёкий треск мотора. Звук работающего авиационного двигателя всё увеличивался, набирал силу и вдруг из-за тополя, который высился над обрывом, появился со стороны города небольшой самолёт, а в нём, словно ненастоящая, фигурка пилота. Для присутствующих это было так неожиданно, что в первую минуту все замерли, с напряжением и удивлением следя глазами за диковинной птицей, которая пролетала теперь над ними. И тут минутный молчаливый порыв сменился взрывом людских эмоций. Полетели вверх модные шляпы и шляпки, фуражки и чепчики, а за ними и соломенные шляпы — брыли. Над головами затрепетали женские платки. Звуки оваций, предназначенные для смельчака-авиатора, слились в общий раскатистый гул. Постепенно всё умолкло, и люди внимательно стали следить за манёврами пилота. Его маршрут пролёг тогда от ипподрома сначала почти по прямой линии, пересекая сверху улицу Колонистскую (сейчас Сковороды), плац Полтавского Петровского кадетского корпуса, Монастырскую улицу, небольшую речку Рогизную, потом повернул к предместью Кривохатки, а от него до Речной площади на правом берегу Ворсклы и Гардов. Над ними С. Уточкин сделал несколько больших кругов, то набирая высоту, то снижаясь и слегка касаясь колёсами самолёта камыша, которым поросла достаточно заболоченная в это время долины Ворсклы. Обратный путь С. Уточкина к центру города проходил над улицами Мясницкою (сейчас Марата), Панянки, Сретенской, Ивановской (сейчас Гоголя) и другими. Затем он кружил ещё и над центром Полтавы и закончил свой полёт плавной посадкой на поле ипподрома.

заказ частного самолета           Авиация в нашей стране продолжала развиваться и достигла высоких результатов, позволивших в 1961 году начать освоение ещё одной стихии — космоса. Имена известных учёных, конструкторов, которые стояли у истоков нашей авиации: В. Ф. Болховитинова, А. Н. Туполева, А. К. Антонова, В. Н. Петлякова, С. В. Ильюшина, А. И. Микояна, Н. Л. Миля, Д. П. Григоровича, героев-лётчиков Н. Н. Громова, В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова, Л. В. Ляпидевского, С. А. Леваневского, И. В. Доронина, В. С. Молокова, В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, Н. Н. Расковой, П. М. Каманина, Н. Т. Слепнёва, Г. Я. Бахчиванджи, А. Н. Грацианского, многих других творцов авиационной техники и пилотов страны — навечно вошли в историю отечественной и мировой авиации.


1 Гиляровский В.А. Собрание сочинений в четырёх томах, т. I, М., 1967. С.380-381.



Иванюк С. А.
Статья поступила в редакцию 07.09.2011
 
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить