30.07.2012 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"


          Такая обыденная во всем мире услуга, как аренда легковых автомобилей, грузового и грузопассажирского автотранспорта, начала развиваться в России и других странах постсоветского пространства лишь в конце 90-х годов. Правда, первые робкие попытки предпринимались еще в 60-е года, но особого успеха не имели.

          Первыми начали осваивать новые рынки такие бесспорные лидеры мирового автопроката, как «Hertz Driv-Ur-Self System», «Avis Airlines Rent a Car Systems», «Sixt Autovermietung GmbH», «Budget», «Europcar» и другие, осуществляя свою деятельность на условиях франчайзинга.

          Так, компания «Hertz Driv-Ur-Self System», открыв свое первое представительство в Москве в 1996 г., сейчас только в России представлена уже в 15 городах, имеет более 30 офисов, занятых обслуживанием клиентов с общим автопарком, который насчитывает 1370 современных комфортабельных автомобилей различных классов. Старейшая в Европе компания «Sixt Autovermietung GmbH» работает на рынках бывших союзных республик с 2004 г., осуществляя прокат автомобилей в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Сочи, Киеве, Харькове, Одессе, Днепропетровске, крупных городах Молдовы и Белоруссии.

          Разумеется, прокат авто без водителя или с высококвалифицированным водителем в этих странах еще не стали повсеместной реальностью, однако уже можно говорить о развитии рынка автопроката. Специалисты отмечают ежегодный рост рынка таких услуг на 20-25 %. Правда, львиную долю рынка составляют города-миллионники, которые опережают другие города, прежде всего, по уровню доходов населения и более высокой деловой активности.

          Не секрет, что корпоративные клиенты составляют основную часть клиентов автопрокатных фирм, арендуя автомобили эконом- или бизнес-класса для производственных нужд и автомобили представительского класса для встречи партнеров фирмы, организации деловых переговоров и различных корпоративных мероприятий, в то время как зарубежным автопрокатным компаниям половину доходов приносит туризм.

          Корпоративный сегмент рынка автопроката достаточно узок, поэтому фирмам, занимающимся автопрокатом, приходится быть в постоянном поиске новых форм и технологий обслуживания клиентов, налаживая более тесные контакты с туристическими фирмами, предприятиями автосервиса, страховыми компаниями и т. д.

          Вообще участников отечественного рынка автопроката можно было бы разделить на три категории. Первая — представительства крупных зарубежных компаний с автопарками не менее 150-200 автомобилей, вторая — национальные компании, более прочно закрепившиеся на рынке с автопарками в 50-60 автомобилей, третья — мелкие компании с автопарками до 20 автомобилей. Отдельной группой идут фирмы, занимающиеся прокатом эксклюзивных моделей автомобилей для организации торжеств, фестивалей и праздников.

          Специалисты считают, что рынок автопроката используется сейчас на 15-20 % своих возможностей, объясняя это несформировавшейся у населения культурой потребления услуг автопроката, все еще достаточно высокими ценами и слабой информированностью населения о возможностях и условиях проката автомобилей.