28.02.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."



 

10. Перспективы


          Большая часть системы находится вне зоны активного природопользования. Природные ресурсы региона, в основном, сохранены. Разрабатывается план восстановления Тихвинской водной  системы для развития экологического туризма и иных форм рекреации.

          План имеет 3 варианта. Минимум – восстановление одного шлюза как объекта туристического показа в качестве памятника инженерного зодчества в городе Тихвин. Максимум – восстановление всей системы для прохода малотоннажных судов, главным образом для туризма. Восстановление системы в прежнем виде невозможно. Однако план допускает восстановление всей системы на основе современных технологий. Для этого нет нужды реставрировать все шлюзы. Наличие современных строительных материалов позволяет восстановить часть шлюзов большими габаритами, чем они были исходными. Например, воссоздание Тихвинского шлюза с большей высотой, чем исходная, на 2–3 метра позволит, учитывая наличие плотины комплекса очистных сооружений Тихвина, не реконструировать Новгородский и Тверской шлюзы. Таганрогский, Кишиневский и Детскосельский шлюзы могут быть заменены одним. Создание большой плотины при впадении реки в озеро Озерское позволит поднять воду в ТВС без восстановления Витебского и Могилевского шлюзов. Реально можно говорить об использовании восстановленной ТВС для прохода маломерных судов и грузопассажирских кораблей габаритами 6 на 35 метров с глубиной осадки 2 метра. Это позволит разгрузить от маломерных судов ныне существующую систему Волго-Балта.

          Программа-медиум – восстановление нескольких шлюзов в системе современного природопользования для туристского  показа (в рамках программы “Серебряное кольцо” [Сапунов, 2001]),  поднятие воды в городе Тихвин и улучшение условий реализации, создание на водохранилищах новых объектов: пунктов контроля за качеством воды, раковых ферм, зон отдыха. До сего дня перед городом Тихвин остро стоит вопрос о начале восстановления некоторых объектов Тихвинской системы. Во-первых, река Тихвинка с каждым годом все больше и больше мелеет. Летом в черте города ее можно перейти вброд, а в районе деревни Галично – даже не замочив ног. Стали возникать проблемы с забором воды для питьевых и хозяйственных нужд. А восстановление шлюзов и плотин позволило бы поднять уровень реки на 2–2,5 метра, что полностью решило бы проблему водозабора. Во-вторых, обмеление Тихвинки ведет к ухудшению экологической ситуации в ее бассейне. В-третьих, в Тихвинском и соседнем Бокситогорском районе с каждым годом все больше обостряется транспортная  проблема. Автобусные парки Тихвина и Бокситогорска не справляются с выросшими объемами пассажироперевозок. Особенно остро эта проблема ощущается в «дачный» период, то есть с мая по октябрь. А восстановление водной системы уменьшило бы нагрузку на автомобильный и железнодорожный транспорт, так как в летний период большинство дачников, чьи дачи находятся на берегах реки, пользовались бы водным транспортом. В-четвертых, в будущем Тихвин сможет существовать только как туристический, культурный и религиозный центр. Главное предприятие города – завод Трансмаш, стальным районом которого Тихвин был с конца 60-х годов XX века, с конца 1960-х гг. находится в состоянии хронического кризиса и едва ли когда-нибудь выйдет из него. Но для того, чтобы стать центром туризма, Тихвину нужны объекты туристического показа, а в городе их сейчас явно недостаточно и многие из них находятся в аварийном состоянии. Частично восстановленная Тихвинская система стала бы объектом туристического показа, появились бы новые туристические маршруты. Таким образом, город получил бы деньги, в которых он постоянно нуждается, и новые рабочие места. А так как все сооружения должны восстанавливаться в том виде, в каком они были построены в 1811–45 гг., то понадобятся оригиналы чертежей и проектов  первой половины XIX века. Кроме того, для популяризации идеи восстановления системы и привлечения капиталов понадобится издать брошюры и буклеты, посвященные ее истории. Задумываясь о перспективах существования и частичного восстановления ТВС, нужно помнить о важном событии в религиозной и культурной жизни этого региона, да и всей России, имевшем место в июле 2004 года. Это событие – возвращение в Тихвинской монастырь из длительного нахождения в США иконы Тихвинской Богоматери. Это обстоятельство, хотя и не связано непосредственно с проблемами водных путей востока Ленобласти, но значимо для развития туризма в Тихвине и окрестностях. В свете ожидаемого увеличения числа приезжих, превращение некоторых элементов ТВС в активно функционирующие объекты туристского показа может стать особенно актуальным.

 

В начало                    Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить