Параллельный мир
11.07.2011 г.

  На главную раздела "Эзотерика"





6. Психический компонент: металогика

 

Возвращение призрака


          Общественности трудно переносить существование тайны, которая не желает умирать. Когда после семи спокойных лет в первой половине октября 1973 года по всем Соединенным Штатам неожиданно прокатилась волна сообщений о новых встречах с неопознанными летающими объектами и когда двое из Паскагулы, штат Миссисипи, рассказали, как их "похитили" какие-то фантастические роботоподобные существа, общественность осознала возвращение призрака, которого наука за несколько лет до этого с большой помпой провозгласила скончавшимся и преданным земле. Похороны были организованы университетом штата Колорадо и обошлись в полмиллиона долларов, а в восьмисотстраничном некрологе было четко заявлено, что изучение НЛО "не может быть оправдано надеждой на получение наукой новых знаний". Профессор Эдвард Кондон, возглавлявший эти исследования, настолько сильно ощущал бесполезность своей работы, что уничтожил всю документацию. Даже за три дня до смерти, в марте 1974 года, он убеждал своего друга физика бросить проводимые тем работы по изучению НЛО. Когда Кондону сообщили, что снимается документальный фильм, он призвал к сожжению всех пленок. Впоследствии и ВВС США закрыли свое бюро по связям с общественностью, занимавшееся сбором сообщений о наблюдениях НЛО (проект "Синяя книга"), сопроводив эту акцию соответствующим заявлением.

          Когда же рассказы о наблюдениях НЛО вновь заполнили страницы мировой прессы, стало ясно: тема неопознанных летающих объектов жива как никогда. И энтузиастам летающих тарелок легко было восклицать: "Ну, что мы вам говорили!" А вот очевидцам совсем не так легко было понять, что же они все-таки видели. И еще труднее им было забыть увиденное. Некоторые так никогда и не смогут этого сделать.

          Мужа и жену, водителей автофургона на Среднем Западе, уволили с работы, когда они сообщили, будто в одну из октябрьских ночей какой-то объект преследовал их, пока они ехали по штату Миссури, а затем яркая вспышка света, исходившая от него, ослепила супруга (вызвав некоторое ухудшение зрения) и расплавила пластмассовую оправу его очков. Как и в случае с роботоподобными уродцами из Паскагулы, местным ученым, проводившим расследование вне изучения феномена в целом, факты показались невероятными. Профессор Кондон столкнулся с той же проблемой: трудно поверить, но все члены его комиссии были подобраны таким образом, что никто из них не имел ни малейшего представления о предмете исследований И это тогда, когда определенный уровень понимания проблемы может быть достигнут только путем анализа тысяч похожих наблюдений, сделанных в течение последних сорока лет во всех странах мира.

          В 70-х годах выяснилось, что во время близких контактов с НЛО часто наблюдаются паранормальные явления. Большинство исследователей посчитали этот аспект происшествий очень трудным для интерпретации, поскольку он не укладывался в их представления о том, каким должен быть "внеземной" визит. Паранормальные эффекты могли принимать форму мелких необъяснимых совпадений: например, человек мог увидеть вещий сон перед наблюдением или, скажем, как это случилось с одним полицейским, открыть дверь на стук и никого не обнаружить, а позднее, в тот же вечер, быть парализованным двумя обитателями неизвестного летательного аппарата. Иногда событие бывало более значительным. Некоторые свидетели, например, сообщали, будто им прямо в голову отчетливо поступала какая-то информация, и они объясняли это как доказательство "телепатических" способностей обитателей НЛО. Другие категории психических эффектов касаются, согласно сообщениям очевидцев, искажения времени и пространства и кажущегося нарушения законов физики, выражающегося во внезапном появлении и исчезновении материальных летательных аппаратов. И как мы уже видели в предыдущих главах, при близких контактах очевидцы нередко сообщают о чем-то похожем на путешествие в другой мир с параллельным течением времени. Все вместе эти наблюдения составляют, как я его называю, "психический компонент" феномена НЛО.

          Другой аспект наблюдений, представляющий, на мой взгляд, большой интерес, это как раз то, что и отталкивает ученых разных специальностей и делает их невосприимчивыми к проблеме, — кажущаяся абсурдность наблюдений. Область моих научных интересов включает природу информации, ее использование людьми, преобразование в материальные формы, приложение к проблеме создания искусственного интеллекта и обработку автоматами. Методы, применяемые в этой области, могут быть употреблены для сбора свидетельств, их отбраковки и классификации, а также поиска новых моделей явления. Некоторые ученые пытаются решать эту задачу, несмотря на кажущуюся абсурдность исходных данных. Их работа, направленная на разгадывание загадки НЛО, все больше и больше сосредоточивается на психическом компоненте сообщений, который свидетельствует либо о подлинном контакте с очевидцами, либо о некоем прямом воздействии, необъяснимом с помощью обыкновенной физики.

Над ускорителем


          В предгорьях калифорнийского берегового хребта, к западу от города Менло-Парк, где линейный ускоритель Стэнфордского университета проходит прямо под недавно построенной скоростной автомагистралью, есть местечко необыкновенной красоты. Оно находится всего километрах в полутора от густо заселенного района, но там все еще можно почувствовать себя в полном одиночестве. Линейный ускоритель, защищенный проволочной оградой, глубоко врезается в долину, но окружающая его местность до сих пор сохраняет сельское очарование. Там, где кончается ускоритель, расположена невидимая с дороги воронкообразная впадина. Именно из этой впадины однажды февральским вечером 1972 года вылетел необычный объект и сразу же был замечен очевидцем.

          Прежде всего объект привлек к себе внимание своим жужжащим звуком (еще раз отметим, что обычно с НЛО ассоциируется жужжание, гудение и звуки, напоминающие гул пчелиного улья). Очевидец остановил машину и вместе со своим спутником вышел на дорогу. Жужжание становилось все более отчетливым, и вот наконец показался объект, ярко светившийся красным цветом. Он летел строго по прямой к вершине холма, словно следуя вдоль крыши длинного туннеля. Затем нырнул вниз и пропал из виду в долине. Но не надолго. Вскоре он опять очутился в поле зрения и на сей раз, поднимаясь все выше и выше, с большой скоростью устремился в зенит. Оба свидетеля снизу отчетливо видели его: по их словам, они как будто глядели прямо на солнце, хотя контуры света были резкие. У них не создалось впечатления, что они смотрят на сильный прожектор, прикрепленный к летящему объекту; скорее так: словно они смотрят в окно, "открытое внутрь звезды".

          Очевидец, рассказавший мне эту историю, припомнил, что уже видел однажды неопознанные объекты. Будучи в Монтане, он наблюдал два дискообразных летательных аппарата, пересекших ему дорогу и зависших над полем. Он пошел по направлению к ним и приблизился метров на двадцать пять. Несмотря на расстояние, его охватило сильное чувство, будто за ним внимательно наблюдают. Он употребил слово "связь".

          — Но как же вы можете о ней говорить? — поинтересовался я. — Вы ведь не упомянули ни об окнах, ни о каких-либо других признаках жизни на этих объектах.

          — Вам когда-нибудь случалось находиться возле кита? — ответил он вопросом на вопрос, пытаясь передать свое ощущение того, что объект каким-то образом осознавал его присутствие, как это делает дикое животное, наблюдая за вами, но делая вид, будто не замечает вас.

Никогда не рассказывайте об этом!


          Свидетельства, подобные приведенному выше, в большом количестве содержатся в тайниках нашей психики, однако слишком мало людей, даже среди интересующихся паранормальными явлениями, берут на себя труд разобраться в них. За последние двадцать пять лет по крайней мере десять тысяч случаев наблюдений неопознанных летающих объектов так и остались необъясненными, несмотря на работу компетентных экспертов (я не указываю здесь всех известных случаев, а лишь оставшиеся неясными, поэтому указанное число является заведомо заниженным), и пока так и не удалось навести мосты между этими случаями и существующими данными о психических феноменах, таких, как предвидение, психокинез и телепатия. Подобные мосты просто необходимы, и не только потому, что современные исследования в области парапсихологии могли бы пролить свет на некоторые из наиболее интригующих происшествий, связанных с НЛО, но еще и потому, что понимание природы феномена НЛО в свою очередь могло бы обеспечить более глубокое проникновение в суть необычных явлений, по-прежнему недоступных для воспроизведения в лабораторных условиях. Вполне вероятно, это даст ключ к пониманию механизма некоторых психических процессов.

          Суть проблемы можно проиллюстрировать еще одним примером — сообщением, полученным мною от жительницы Беркли, штат Калифорния, которая однажды наблюдала группу из пяти круглых объектов, пересекавших небо над бухтой Сан-Франциско. Сначала она решила, что это, должно быть, метеорологические зонды, но тут один из объектов ускорил полет и, достигнув определенной точки, унесся вертикально вверх с невероятной скоростью. Чуть позднее другой объект повторил тот же маневр. За ним умчался третий, растаяв в небе. Потом четвертый и, наконец, пятый. Небо снова опустело. Но в сознании свидетельницы возникла странная мысль, сильное внушение, будто это "было нечто, дозволенное ей увидеть". Почти как недвусмысленное указание пришла еще одна мысль: она никогда не должна об этом рассказывать. Свидетельница вернулась домой и, действительно, никому ни словом не обмолвилась о случившемся, пока не попала ко мне на лекцию, во время которой я затронул вопрос о возможности бессознательного или угнетающего контакта. Мы уже отмечали, насколько часто люди решают схоронить внутри себя подобную информацию.

          Если пренебречь последней частью показания свидетельницы, она окажется еще одним из жителей Америки, полагающих, как и миллионы других, будто однажды видели НЛО. Но имеем ли мы право игнорировать эту часть ее сообщения? И что произойдет, если мы примем во внимание факт отчетливого восприятия свидетельницей властного указания, внедренного в ее сознание? Может быть, этот факт является столь же значимой частью происшествия, как и само наблюдение пяти светящихся объектов? Феномены предвидения, телепатии и даже исцеления не являются какими-то необыкновенными элементами сообщений, особенно когда очевидец находится в непосредственной близости от объекта или же подвергается прямому воздействию его светового луча.

Случай с доктором Х


          Следующее сообщение относится к числу наиболее тщательно расследованных случаев взаимодействия между человеком-перципиентом (то есть тем, кто каким-то образом "ощутил" феномен) и феноменом НЛО. Речь идет о видном медике, работающем на юге Франции. Этот случай, происшедший в ночь с 1 на 2 ноября 1968 года, имеет одну особенность: компетентные исследователи (включая астрофизика, психиатра и физиолога) смогли быстро получить доступ к информации и проследить за развитием последующих событий без вмешательства прессы или властей. Свидетель не хотел никакой огласки, поэтому ни его пациенты, ни даже близкие родственники ничего не знают о случившемся.

          Вскоре после четырех часов утра доктор проснулся от крика своего маленького сына, которому тогда было год и два месяца. Испытывая боль — за три дня до этого он поранил ногу, когда колол дрова, и у него образовалась обширная гематома, — он встал и обнаружил, что мальчик возбужденно показывает пальцем на окно. Сквозь закрытые ставни доктор увидел, как ему показалось, только вспышки молний и, не обратив на них особого внимания, дал малышу бутылочку с водой, а затем решил на всякий случай осмотреть дом, так как шел страшный ливень (хотя грома слышно не было). Вспышки света продолжались и шли откуда-то справа от южной стороны дома, стоявшего на склоне холма. Открыв большое окно, выходившее на террасу, свидетель сразу увидел два объекта горизонтально расположенные диски, серебристо-белые вверху и ярко-красные внизу.

          Позднее доктор смог припомнить еще некоторые детали: горизонтальные "усы" и вертикальные антенны в верхних частях дисков, а также строго цилиндрические лучи света, падавшие вниз от каждого объекта и подсвечивавшие легкую дымку под ними. Вспышки происходили с частотой около секунды: в этот момент яркость обоих объектов на короткое время резко увеличивалась и между ними на миг возникала световая дорожка. Оба объекта согласованно двигались влево — к центру поля зрения доктора — и одновременно сближались друг с другом; их видимые размеры увеличивались, и наконец более удаленный объект скрылся за более близким, когда они оказались на одной линии. Но взаимное сближение продолжалось (об этом свидетель мог судить, наблюдая за перемещением лучей по земле), и вскоре произошло удивительное превращение: "усы" объектов соединились, лучи проникли один в другой, вспышки прекратились, и оба аппарата слились в один.

          Теперь прямо перед окном находился один-единственный диск с одним падавшим от него вниз белым лучом света, и он продолжал двигаться по направлению к дому. Через некоторое время (свидетель не запомнил точно, через какое) объект начал поворачиваться из горизонтального положения в вертикальное, пока не стал похож на поставленный на ребро круг. Луч света, плавно приближавшийся из-за вращения объекта к дому, добрался до фасада и ударил доктору прямо в лицо. В тот же момент раздался взрыв, и диск улетел, оставив после себя бледное свечение, постепенно рассеянное ветром.

          Сразу же после этого происшествия очевидец подробно записал все увиденное и сделал зарисовки. Затем он разбудил жену и рассказал ей о случившемся. Пока доктор говорил, она с изумлением обнаружила, что опухоль и вообще какие-либо следы раны у него на ноге полностью исчезли. На следующий день доктор не нашел и следов ранения, полученного в ходе войны в Алжире.

          Популяризатор науки Эме Мишель, сотрудничающий с французским радио и телевидением, посетил свидетеля 8 ноября, через шесть дней после наблюдения, и нашел того утомленным; за это время доктор похудел и был очень обеспокоен случившимся. В тот же день он ощутил спазмы и боли в животе, а вокруг пупка появилось красное пятно в форме треугольника. К 17 ноября этот на вид противоречивший здравому смыслу феномен все еще наблюдался. Осмотр дерматолога не дал никаких результатов, но специалиста чрезвычайно заинтересовала эта ничем не вызванная треугольная пигментация, и он решил подготовить сообщение для Французской академии медицины. Свидетель же, который ничего не сказал дерматологу о том, что все началось с наблюдения НЛО, наоборот, просил воздержаться от какой-либо огласки. В ночь с 13 на 14 ноября доктор увидел во сне какой-то треугольник, связанный с летающим диском. Спустя примерно день или два после обследования свидетеля точно такой же треугольник появился и на животе у его сына. Психосоматическое объяснение, предложенное вначале Эме Мишелем, более не выдерживало критики.

          Исследователь, тщательно наблюдавший все это время за свидетелем и опубликовавший результаты своего двухлетнего изучения данного случая, отметил, что ни последствия войны, ни рана на ноге свидетеля больше не проявились, а вот странный треугольник продолжал появляться и исчезать как у отца, так и у сына, становясь видимым на два-три дня. Это происходило даже тогда, когда ребенок гостил у бабушки, которая ничего не знала о происшедшем и была крайне напугана, увидев однажды треугольную пигментацию. Треугольник появлялся каждый год, в том числе и в 1986 году, когда снова был сфотографирован. (Во время подготовки русского издания этой книги в 1993 году треугольник появился вновь, уже в двадцать шестой раз!)

          Друзья, как и бабушка, по-прежнему остававшиеся в неведении, отметили разительные перемены в поведении доктора: ему как будто стало присуще почти мистическое восприятие жизненных событий, и это очень озадачивало тех, кто знал его прежде. В довершение всего вокруг доктора начали происходить паранормальные явления. Частыми стали совпадения телепатического характера, и по крайней мере один раз он, по его утверждению, испытал не поддающуюся контролю левитацию. Часы и электропроводка в доме без видимых причин выходили из строя.

          Подобные явления нельзя назвать беспрецедентными. Имеются и другие сообщения о случаях бесконтрольной левитации или о других гравитационных эффектах, связанных с НЛО. В одном случае, имевшем место в 1954 году в сельской местности во Франции, крестьянин, возвращаясь на телеге с поля, был вынужден отпустить поводья, поскольку лошадь вдруг поднялась на метр над землей, когда над ними быстро пролетал темный круглый объект.

          Точно так же не является из ряда вон выходящим фактом изменение отношения к жизни и смерти у людей, близко наблюдавших подобные объекты. Именно такие наблюдения возбуждают интерес к паранормальному у лиц вроде Эдгара Кейса. Будучи еще ребенком, он встретил женщину, которая явилась ему окруженная светом и сказала, что когда он станет взрослым, то приобретет способность исцелять больных. По словам Томаса Сагрю, как только погода наладилась, он вернулся в свое лесное пристанище. Однажды майским днем... он почувствовал чье-то присутствие и поднял глаза. Перед ним стояла женщина... "Твои молитвы услышаны, — промолвила она. — Скажи мне, что ты хочешь больше всего, и я дам тебе это". "Больше всего на свете я хочу быть полезным людям, особенно больным детям". Вдруг ее не стало. Он всматривался в то место, где она только что стояла, пытаясь увидеть ее в лучах света, но она исчезла.

          Расссказ Эдгара Кейса напоминает некоторые случаи, относящиеся к категории религиозного опыта. В их основе часто лежит наблюдение необыкновенного летающего объекта, как это было во время "чудес" в Лурде и Фатиме (их мы рассмотрим в седьмой главе) и в видениях, повлекших за собой создание церкви мормонов. Такие чудеса нередко наделяют людей исцеляющей силой или даром предвидения.

Металогика


          Что мы знаем о сущности контакта, происходящего, как полагают, между людьми и обитателями НЛО? На первый взгляд, как я уже отмечал, такой контакт представляется просто абсурдным. Однако слово "абсурд" может быть неправильно истолковано; я предпочитаю ему термин "металогика". Когда свидетель встречает обитателя НЛО и на вопрос: "Который час?" — отвечает ему: "Половина третьего", — а тот грубо: "Ты врешь, сейчас четыре часа" (это действительно имело место во Франции в 1954 году), то этот диалог нельзя охарактеризовать, как просто абсурдный. В нем помимо кажущегося противоречия присутствует еще и некое символическое значение. А если смысл разговора, скажем, такой: "Время — это вовсе не то, что вы думаете" или "Любое измерение времени может быть только относительным"? Примерно так в 1961 году Барни Хилл пытался объяснить изучавшим его гуманоидам, насколько важным понятием у нас на Земле является время. Но гуманоиды, кажется, так его и не поняли. Суть этих эпизодов, возможно, состоит в акцентировании следующего факта: сознание возвышается даже над временем.

          Подобные ситуации часто содержат в себе глубокие поэтические и одновременно парадоксальные особенности религиозных восточных изречений ("Каким будет звук, если аплодирует одна рука?") и мистических выражений Каббалы, таких, например, как "черное пламя". Если вы пытаетесь передать некую истину, находящуюся за пределами семантического уровня, достигнутого языком вашей аудитории, то вам придется сконструировать очевидные для обыденного восприятия противоречия. В уже упоминавшемся выше французском случае контакта один из вопросов касался пространства и снова был абсурдным ("Я в Италии или в Германии?" — спросил пилот НЛО). Какой ученый серьезно отнесется к подобной истории? Какое влиятельное должностное лицо будет рисковать своей репутацией, проявляя интерес к такому происшествию? Даже священник будет держаться от него подальше — бесовские штучки! И в самом деле, некоторые свидетели думают, что видели именно демонов, так как эти существа своей непредсказуемостью и проказливостью ассоциируются с народными представлениями о дьяволе. Любая неведомая сила, которая захотела бы обойти интеллигенцию и церковь, остаться незамеченной для военных систем слежения, не нарушить покоя общества на уровне политиков и чиновников и одновременно вселить в это общество глубокие сомнения относительно его основополагающих философских принципов, действовала бы именно так. И в то же время она, конечно же, должна была бы предоставить объяснение самой себя, чтобы ускользнуть от настоящего раскрытия. Иными словами, она была бы вынуждена построить непосредственно за пределами структуры верований подопытного общества некий образ, в задачу которого входило бы одновременно и тревожить и ободрять, используя с одной стороны легковерие ревнителей, а с другой ограниченность развенчателей. Этим-то как раз и занимается феномен НЛО.

          Металогика является формой логичности, основанной на утверждениях вроде: "У единорога рог растет посередине лба?" — "Да". — "А единороги существуют?" — "Нет".

          Энтузиасты летающих тарелок полагают, будто НЛО — это просто-напросто космические корабли, пилотируемые пришельцами с других планет. Такое представление весьма наивно. Оно слишком примитивно для объяснения всего разнообразия поведения обитателей НЛО и их взаимодействия с людьми. Но, может быть, это представление как раз и играет отвлекающую роль, маскируя истинную, несравненно более сложную природу технологии, лежащей в основе наблюдений?

          Начиная с 1947 года в Соединенных Штатах ежегодно наблюдаются случаи, подобные посадке в Паскагуле (когда два рыболова заявили, будто их похитили "люди-клещи"). Каталог строго задокументированных случаев близких контактов содержит подробности более двух тысяч таких происшествий, собранных по всему миру, и свидетельствует о внушительном воздействии на наше коллективное бессознательное. Какое же влияние все это оказывает на развитие науки? Очень небольшое: несколько отважных астрономов приступили к пересмотру оценки вероятности существования внеземных цивилизаций; большие надежды возлагаются на возможность обнаружения искусственных радиосигналов из других планетных систем; и наконец, некоторые физики начали вслух выражать сомнения по поводу выводов профессора Кондона. На таком фоне мои размышления, боюсь, могут вступить в противоречие как с представлениями "верующих", так и с предубеждениями "скептиков".

          Вот пять новых, кратко сформулированных предположений, основанных на уже изложенном материале:

          1. То, что мы называем неопознанными летающими объектами, на самом деле и не "объекты" и не "летающие". Согласно некоторым заслуживающим доверия фотографиям, они могут дематериализовываться и нарушать известные нам законы движения.

          2. НЛО наблюдались на протяжении всей истории и последовательно получали (или предоставляли) объяснение в рамках соответствующих культур. В древности их обитатели воспринимались как боги, в средние века — как волшебники, в XIX веке — как гениальные изобретатели, а в наше время — как межпланетные путешественники. (Сказанное в 1897 году пилотами воздушного корабля включало и такие заявления, как "Мы прибыли из Канзаса" и даже "Мы ниоткуда... но послезавтра будем в Греции").

          3. Сообщения об НЛО не обязательно вызваны посещением Земли космическими путешественниками. Феномен может быть проявлением гораздо более сложной технологии. Если структура пространства и времени не так проста, какой ее до сих пор представляли физики, то вопрос "откуда они?", возможно, просто бессмыслен; они могут приходить из другого времени. Если же сознание способно существовать вне тела, то диапазон гипотез становится еще шире.

          4. Ключ к пониманию фенбмена лежит в психических воздействиях, оказываемых им на наблюдателей (или же в раскрепощаемой им во время контакта человеческой психике). Жизнь свидетелей часто претерпевает глубокие изменения, у них развиваются необычные таланты, с которыми иногда бывает даже трудно совладать. Число свидетелей, которые преодолели себя и опубликовали сообщения о своих приключениях, совсем невелико; подавляющее большинство очевидцев предпочитают хранить молчание.

          5. Контакт между людьми и феноменом НЛО всегда происходит в условиях, контролируемых последним. Его характерной чертой является элемент абсурдности, приводящий к неприятию рассказа высшими слоями подопытного общества и проникновению на глубокий бессознательный уровень символов, передаваемых во время близких контактов.

          Механизм резонанса между символикой НЛО и архетипами человеческого бессознательного был блестяще вскрыт Карлом Юнгом в книге "Современный миф", в которой часто встречаются ссылки на древнюю как мир значимость небесных знамений.

          Я не рассматриваю феномен НЛО как непостижимую и неконтролируемую игру неких существ, значительно опередивших нас в своем развитии. Я также не думаю, что встреча с НЛО может что-нибудь добавить человеку, чем он еще не располагает. Все выглядит так, будто феномен является продуктом некоей технологии, подчиняющейся строгим правилам и схемам, хотя и совершенно фантастическим с точки зрения человека. До сих пор феномен не несет в себе прямой угрозы и представляется безразличным для очевидцев, поэтому складывается впечатление, что речь, возможно, идет о каком-то необъяснимом природном явлении ("Он не может быть разумным, так как не атакует нас", — утверждают некоторые). Но его влияние на творчество и бессознательные влечения людей, рассчитанное на длительный период, может быть грандиозно. И тот факт, что мы не располагаем никаким подходом к изучению этого воздействия, лишний раз доказывает, сколь мало мы еще знаем о нашем собственном психическом мире.

 

 

В начало                                   Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить