Б. М. Попов
02.07.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





Глоссарий

                    
Нам не дано понять логику непрофессионалов.
«Дружище», Мюллер.

          Ряд читателей рукописи посоветовал автору пояснить, что он «яснопонимал» под отдельными терминами, использованными в графоклипах. Дело, конечно, не в словах. Есть древняя китайская классическая аллегория: собака смотрит на палку, а лев — на того, кто её кинул. По иному — учение о львином взоре. Формальная фраза, которую говорили во время диспутов в древнем Китае, если собеседник начинал цепляться за слова и переставал видеть главное. Но, тем не менее…

          Эволюция — по Анаксимандру, лишь часть бесконечного превращения (трансформации) Апейрона, из которого состоит все сущее. Дарвин трактовал ее грубо материалистически, считая, что целесообразность в строении организма могла возникнуть без вмешательства Разума, в силу самого действия одних «естественных» законов. Под влиянием «возражения Дженкинса» Дарвин в конце жизни полностью изменил свои взгляды.

          Компьютер — прибор, преобразующий данные в информацию в соответствии с моделью, заложенной в его программу. Как и любой прибор, компьютер находится в рамках физической реальности, но работа компьютера под управлением программного продукта (или программного продукта под управлением компьютера) обособляет его от внешнего мира, что дает возможность разыгрывать в нем любые сценарии, вплоть до моделирования всего Мироздания. Отсюда вытекает предположение о компьютерном строении элементарных частиц как фрактальных сущностей Вселенной.

          Асинергия — утрата способности объединять отдельные движения в сложный двигательный акт (наблюдается при заболевании мозжечка).

          Синергетика (совместный, согласованно действующий) — научно-философский принцип, рассматривающий природу, мир как самоорганизующуюся комплексную систему.

          Информация — «сухой остаток», полученный аналитиком по завершении целеопределенного (или смыслоопределенного) процесса обработки данных. В «сухом итоге» может оказаться только «ключ» к созданию средств для доступа к необходимому ресурсу (достижение цели). Вместо аналитика может использоваться аналитический прибор — компьютер, содержащий программу, реализующую модель, созданную аналитиком. В принципе, это может лишь ускорить поиск информации, но явно снизит ее качество.

          Интуиция — прямое (без процедур логического мышления) постижение истины. Проявляется, видимо, в перехвате сознанием истины, челноком снующей между подсознанием и надсознанием через сознание, когда надсознание или подсознание чем-то перегружены.

          Парадигма — это комплекс установок (постулатов), принимаемых и свято соблюдаемых как аксиомы или догматы представителями той или иной научной конфессии. Например, физическая парадигма базируется на следующих предположениях:

          — в природе имеются закономерности, не знающие пространственно-временных ограничений;
          — эти закономерности можно экстраполировать на все моменты времени и на все точки пространства;
          — эти закономерности не изменяются;
          — роль физики — выражать эти закономерности в форме законов природы, которые составляют основной ее объект; законы природы надо формулировать совершенно независимо от контекста исследований;
          — надо стараться придать этим законам математические формулировки, доступные для количественных оценок и вычисления.

          То есть парадигма — это конструкция образца для будущих исследований.

          Философия — средство интеллектуальной терапии, так как, согласно И. Канту, «величайшая и, может быть, единственная польза всякой философии чистого разума только негативна; философия служит не органом для расширения, а дисциплиной для определения границ, и, вместо того чтобы открывать истину, у нее скромная заслуга: она предохраняет от заблуждений». В настоящее время в философии появилось новое направление — трансгуманизм. В рамках этого направления рассматриваются: роль человека в новом мире, влияние новых технологий на общество, природу.

          Наука — условно делится на теоретическую и практическую.

          Теоретическая ветвь науки направлена на познание сущего, на поиск объяснения явлений и создание моделей мироздания в целом. Её теории ложны, если указывают не на те причины, которыми явления порождаются на самом деле. В научной теории исходны факты, которые требуют объяснения.

          Практическая ветвь науки производит доктрины, то есть учения, излагающие цели и найденные средства их достижения. Доктрина называется научной, если при поиске средств достижения цели использованы научные теории. Она является ложной, если указываемые ею средства на самом деле не приводят к достижению цели. Например, врачебные доктрины (отсюда доктор) опираются на физиологию (научную теорию), а знахарские доктрины при выборе средств достижения тех же целей опираются не на теорию, а на иные знания (отсюда знахарь), взятые из многовековой практики. На деле (иногда) и знахарские доктрины оказываются истинными; следовательно, правильные доктрины в принципе независимы от истинных теорий. Для доктрины исходны цели, средства достижения которых необходимо найти.

          Религия — любая доктрина, которая учит человека тому, каким он должен быть, к чему стремиться, а чего избегать, что любить, а что ненавидеть. Цель религии — сделать человека таким, каким его задумал Бог. От природы люди знают то, что для них хорошо, а что плохо: удовольствие и боль непосредственно подсказывают, к чему стремиться, а чего избегать. Однако эта общая у человека с животным «религия» оказывается для людей недостаточной. В таком случае религией является учение, поднимающее человека над животными, объясняющее ему, зачем (а не почему) он живет, и дающее ему тем самым чисто человеческий смысл жизни. В этом, а не в самой по себе вере в Бога, ее суть. Кстати, в конфуцианстве и буддизме нет представлений о Божестве.

          Определения науки и религии заимствованы из работы А. Бобкова «Доктрина высшего смысла бытия».

          Искусственный интеллект — это интеллект современного человека — раба научно-технического прогресса, променявшего могучий естественный Разум (доступ к нему) на убогий «бейсик-разум».



В начало

Попов Борис Михайлович
Монография поступила в редакцию 10.06.2012.
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить