30.10.2013 г.

  На главную раздела "Экология сознания"


          Здравствуйте!

          Я живу в небольшом городке. В 12 километрах, в селе, есть земельный участок — огород. Несколько раз в неделю езжу потрудиться на земле. По дороге приходится наблюдать, как изменилось отношение людей к земле: на полях из года в год стали обычными посевы подсолнечника, лесопосадки и овраги стали превращаться в мусорные свалки, травы по весне часто выжигают, в лесопосадках нередко работают бензопилы и стучит топор. Местные фермеры работают по принципу: посадил, убрал, забыл… Куда мы катимся? Где та грань, дальше которой этот беспредел не пройдёт?

          Эти вопросы и побудили меня вникнуть в сложившуюся ситуацию, разобраться в ныне действующих законах, предписывающих взаимоотношения человека и земли-кормилицы. Самое интересное открытие мне преподнёс Земельный Кодекс Украины. Оказывается, что все собственники земли и землепользователи ОБЯЗАНЫ «…повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли…» (ст. 91 и 96). Закон обязывает даже не поддерживать исходное плодородие почвы, а только повышать. Об уменьшении плодородия даже речи быть не может! Вот такой прекрасный Земельный Кодекс написали наши земляки — украинские юристы. Честь им и хвала!

          Значит, главное — предусмотрено. Осталось проконтролировать строгое выполнение этого Закона. Этим у нас занимаются подразделения Государственной службы Украины. А люди, впервые поступающие на госслужбу, торжественно принимают присягу: «…присягаю в том, что буду верно служить Украинскому народу, соблюдать Конституцию и законы Украины, воплощать их в жизнь…». Подписанный текст этой присяги помещается в личное дело госслужащего и делается запись в трудовой книжке. Все эти процедуры подробно описаны в законе «О государственной службе» для того, чтобы каждый госслужащий всегда помнил о «строгом соблюдении Конституции и законов Украины». Хорошо поставлено дело!

          Более того — госслужащих у нас в стране тысячи и каждый отвечает за свой участок работы, обеспечивает слаженную работу всего государственного механизма. Но есть один человек, который отвечает за всех и за всё. Это Президент Украины. Согласно Конституции (ст. 102), он «…является гарантом… соблюдения Конституции Украины…». Президент также торжественно принимает присягу (ст. 104 Конституции): «…присягаю на верность Украине. Обязуюсь… соблюдать Конституцию и законы Украины…». Это же надо, как хорошо придумали наши законотворцы: ответственность за строгое выполнение всех законов Украины взял на себя один человек — гарант Конституции, Президент Украины.

          Правильные законы — это хорошо. Добросовестные госслужащие, строго выполняющие законы, — тоже хорошо. Но в Конституции (ст. 8) подчёркнуто: «В Украине признается и действует принцип верховенства права». То есть — никакие другие интересы и обстоятельства не могут препятствовать строгому исполнению законов Украины. Закон превыше всего! Прекрасно!

          Не забыли наши законотворцы и воздать должное украинской земле. Конституция провозглашает (ст. 14): «Земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства». Подчёркнуто — «ОСНОВНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО»! То есть ни деньги, ни машины, ни фабрики, ни заводы… а именно украинская земля является основным нашим национальным богатством.

          По-разному украинцы относятся к родной земле. Кто-то трепетно, как к матери, как к кормилице, бережно пользуется выделенным ему земельным участком. Кто-то становится собственником, не чурается купли-продажи матери-земли. Таким людям Конституция напоминает (ст. 13): «Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом. Собственность обязывает. Собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу…».

          Вот, что я, не юрист, «накопал» в Интернете о том, как бережно относится к родной земле украинская держава. Всё предусмотрено! Всё расписано! Предопределена ответственность каждого человека за факт недостойного обращения с землёй. Если инопланетяне прочитают наши украинские законы (которые я процитировал), то скажут: это процветающая страна, с ухоженной землёй и высоконравственными людьми. Так почему же нынешнее состояние украинской земли в Интернете описывают так:

          «…Специалисты подсчитали, что сельскохозяйственные угодья в Украине занимают более 42 миллионов гектаров. Вместе с тем распашка достигает 80 %. Например, в Польше этот показатель вдвое меньше. В Соединенных Штатах он составляет 19 %...».

          «…Украинские ученые говорят, что из-за большой распашки почти половина сельхозземель в Украине уже в стадии деградации, к тому же минеральных веществ вносим втрое меньше, чем в 90-е годы. А именно — 8 тысяч тонн. Поэтому, будем иметь проблемы с урожайностью, утверждают специалисты…».

          «…Ежегодно гумуса уменьшается на 0,5-0,6 тонны с гектара. Ежегодные потери гумуса из-за эрозии почв — 32-33 миллиона тонн. Если в деньгах — это 10 миллиардов гривен убытков. Это по самым скромным подсчетам. То есть, земля кричит SOS…».

          «…Каждые 5 лет украинские почвы теряют в среднем 0,05 % гумуса, который определяет степень их плодородия…».

          В чём же причина такого разительного несоответствия: прекрасная законодательная база и преступное пренебрежение законами Украины. Наверное, причина в том, что земля всегда остаётся землёй. И тогда, когда она цветущая. И тогда, когда истощённая, деградирующая, заражённая, убитая… Земля — 1 шт. Была и есть… Неужели нельзя найти показатели здоровья земли и строго контролировать такой комплексный показатель, как плодородие почвы? Ведь речь идёт об ОСНОВНОМ НАЦИОНАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ!

          И на этот вопрос я нашёл ответ в Интернете:

          «Проект закона «О почвах и их плодородии» 18 января был внесен в Верховную Раду. Предложено также создать Государственную службу охраны почв. Среди основных задач такой «земельной милиции» — формирование и реализация государственных и региональных программ сохранения плодородия почв, оценка их качества, контроль за деятельностью землепользователей. Крестьян давно тревожит вопрос: когда же будет положен конец тем бесконечным полям подсолнечника, этому циничному истощению почв, которое владелец пая видит, но против которого ничего не может сделать?

          — Только не хочется, чтобы этот законопроект стал очередным законом Украины, который примут, а он не будет работать, — комментирует появление документа директор государственного учреждения Черкасский областной государственный проектно-технологический центр охраны плодородия грунтов и качества продукции Юрий Кривда. — Уже есть два важных закона — «О государственном контроле за использованием и охраной почв» (2003 года), «Об охране земель» (2003 года), но они не работают».

          Возникает вопрос: как могут в правовом государстве не работать Законы? Разве у нас нет Госслужбы? Или нет Президента — гаранта Конституции Украины? Или «что-то» мешает выполнять им принятую присягу? Читаю дальше:

          «Центр госплодородия», центры «Облгосплодородие» МинАПК в прошлом году, было, разработали изменения в законодательство Украины, которыми предусматривалось создание Фонда для сохранения плодородия почв. В этот фонд должны платить средства хозяйства, которые больше из почвы выносят с урожаем питательных веществ, чем вносят — в них отрицательный баланс азота, фосфора и калия…».

          Интересно же рассматривают вопрос госслужащие из «Центргосплодородия» и центров «Облгосплодородие» МинАПК: хозяйства, истощающие почву, должны куда-то платить (?). Как будто и не существует ст. 91 и 96 Земельного кодекса Украины: «…обязаны… повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли…». Закон не предусматривает ни сохранения плодородия, ни тем более — снижения. Только — повышать! Зачем в таком случае нужны штрафы за истощение почв? Закон нужно исполнять! Читаю дальше:

          «…Народные депутаты Украины рассмотрели этот законопроект, приняли в первом чтении. Но ко второму чтению из законопроекта… удалили основную часть положений и… сняли его с рассмотрения. Ибо все упиралось в то, что эти положения невыгодны для арендаторов земельных участков. Ведь хранить почвы — это значит возвращать земле то количество питательных веществ, которое у неё забрали…».

          Странная позиция и у народных депутатов. Они, кстати, тоже принимали присягу: «…присягаю соблюдать Конституцию и законы Украины…» (ст. 79 Конституции Украины) — и ставили подтверждающую подпись. Почему же «…положения невыгодные для арендаторов земельных участков…» стали важнее конституционного верховенства права? В чём сила «арендаторов», вынуждающая народных депутатов пренебрегать Конституцией и законами Украины, нарушать присягу?

          И на этот вопрос ответили мудрые законодатели. Читаю в Конституции Украины (ст. 67): «Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом». Вот и ответ: арендаторы земельных участков, как и все предприниматели, платят налоги и пополняют Госбюджет. Дальше ещё интереснее — ст. 5 закона «О государственной службе» гласит: «Финансирование государственной службы осуществляется за счёт средств государственного бюджета…».

          И что же получается? Оказывается, что «арендаторы земельных участков» косвенно платят зарплату Государственной службе Украины. А, как известно: тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Теперь понятна лояльность госслужащих к арендаторам земли, даже переступая через Конституцию, законы Украины, торжественно данную присягу. Ведь, требуя от арендаторов строго работать в правовом поле, госслужащие могут остаться без зарплаты. Это по-житейски понятно: мало найдётся желающих пилить сук, на котором сидишь. Госслужащих за это негоже прощать, но можно их понять. Кушать хочется.

          А почему же народные депутаты Украины — представители народа — «…носителя суверенитета и единственного источника власти в Украине…» (ст. 5 Конституции Украины) — так пекутся о выгоде арендаторов земельных участков? Забывая и о верховенстве права, и о принятой присяге? Ведь они не бюджетозависимые госслужащие, а народные избранники! Ответ на этот вопрос дан в ст. 33 Закона «О статусе народного депутата». Оказывается, что «…народному депутату устанавливается… ежемесячный должностной оклад. Надбавки к окладу… производятся в размере, установленном для членов Кабинета Министров Украины». Получается, что и народные депутаты получают зарплату из бюджета. А требуя от арендаторов земли строго работать в правовом поле, тоже могут остаться без зарплаты. И опять нет желающих «пилить сук, на котором сидишь». Народных депутатов тоже негоже прощать, но можно их понять. Кушать-то хотят все.

          А почему же молчит гарант Конституции — Президент Украины? Ответ дан в Конституции Украины (ст. 103): «…Президент України не може… займати сяіншою оплачуваною абопідприємниць кою діяльністю чив ходити до складу керівного органу абонаглядової ради підприємства, щомає на метіодержанняприбутку». (То есть "Президент Украины не может... заниматься другой оплачиваемой или предпринимательской деятельностью, быль членом упревленческого органа или "наглядовой рады" предприятия, которое в целях имеет получение прибыли" — ред. портала). Таким образом, Президент Украины является заложником госбюджета, бюджетозавимым человеком, что ставит под серьёзные сомнения его возможности быть безупречным гарантом Конституции.

          Вот такая сложилась ситуация в Украине, когда и госслужащие, и народные депутаты, и Президент являются зависимыми от наполнения государственного бюджета. Задержки с наполнением бюджета могут вызвать народные возмущения и лишить их зарплаты и должности. Поэтому и такая заботливая опека предпринимателей, арендаторов земли. Поэтому и такое пренебрежение Конституцией, законами Украины, присягой. В итоге страна превращается в большую мусорную свалку, земля — основное национальное богатство —  истощается, деградирует.

          Можно предположить, что это оплошность законодателей, допустивших бюджетную зависимость госслужащих, народных депутатов и Президента Украины, не позволяющую им эффективно работать. А можно предположить, что это заранее продуманный «тест на морально-нравственную устойчивость» народных избранников, госслужащих и президента страны. Ведь никто никого не заставляет нарушать присягу? Госслужащий может прекратить службу по своей инициативе (ст. 37 Закона Украины «О государственной службе»). Народный депутат может досрочно сложить свои полномочия (ст. 81 Конституции Украины). Президент может досрочно уйти в отставку (ст. 108 Конституции Украины). И этим сохранить своё доброе честное имя.

          Предусмотрели наши мудрые законодатели и другой путь: и Президент, и народный депутат, и член Кабинета Министров имеют право законодательной инициативы (ст. 93 Конституции Украины). Могут они либо все вместе, либо персонально внести на рассмотрение Верховной Рады новые проекты законов, которые избавят их от бюджетной зависимости и позволят строго соблюдать Конституцию и законы Украины. Фактически это будет означать, что и Президент, и народный депутат, и член Кабинета Министров отказываются от бюджетной заработной платы, доплат, льгот и имеют иной надёжный источник материального достатка своей семьи. Таким источником может быть «часть основного национального богатства Украины». Если уметь с этой частью — землёй — бережно и грамотно обращаться, то эта земля будет самым надёжным тылом для Президента, его семьи, внуков, правнуков — всего Рода.

          МОРАЛЬ
          Сравнительно недавно в Украине появился пост Президента. Не так давно появились и народные избранники, действующие на постоянной основе. Работа этих людей достойно оплачивается из госбюджета Украины. На эти выборные должности украинцы избрали самых достойных людей. Это избрание явилось для многих людей нелёгким испытанием, проверкой порядочности человека, его способности достойно служить народу Украины, противостоять соблазнам. Не все выдержали эту проверку и этим показали, какие могут быть трагичные последствия, если народ доверит власть тем людям, для которых «…основным национальным богатством…» является не украинская земля, а госбюджет.

          «Лучше раз показать, чем десять раз предупреждать», — наверное, таким был замысел наших мудрых украинских законотворцев.

Сергей Левченко
г. Старобельск, Украина
Sergiy-Lvc@yandex.ua
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить