26.07.2012 г.

  На главную раздела "Домашний персонал"



А.С.Пушкин          Арина Родионовна Яковлева родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское). Арина было ее домашнее имя, а подлинное Ирина или Иринья. Предки матери, Лукерьи Кирилловны, были новгородцами, жили они здесь с древних времен и сроднились с другими старожилами этих мест — карелами. Отец, Родион Яковлев, был потомком крещеных карелов (чуди — как тогда называли). Родители были крепостными. На родине няни сохранился старинный новгородский диалект — тягучая, напевная речь с характерными интонациями.

          Арина Родионовна стала для нас символом доброты и мудрости, олицетворяя своим образом душу бабушек и нянь, сумевших передать своим воспитанникам всю любовь и нежность, развить их пытливый ум и воспитать у них любовь к своей Земле, своему народу. Благодаря этой любви дети вырастают и становятся людьми любящими свое дело, свою семью, свою Родину.

          Арина Родионовна была наследницей древних знаний, знала уцелевшие древние сказания, передававшиеся из поколения в поколение на протяжении тясячелетий, знала великий былинный русский эпос. Будучи няней А. С. Пушкина, Арина Родионовна воспитала его именно так, как когда-то воспитали ее саму — родители. Отец и мать Пушкина почти не интересовались сыном, отдав его полностью на попечение няни. И Арина Родионовна выполнила главное предназначение своей жизни — воспитала для России знатока древности, величайшего поэта, настоящего пророка своего Отечества.

          Арина Родионовна не без оснований считала Александра своим ребенком, которому отдала не только свое сердце и душу, но и древние знания. Передавая свои знания представителю нового поколения, она знала: только так можно их сохранить.

А.С.Пушкин

          Анненков пишет: «Арина Родионовна была посредницей, как известно, в его сношениях с русским сказочным миром, руководительницей его в узнании поверий, обычаев и самих приемов народа…».

А.С.Пушкин          Известно, что с ее слов Пушкин записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя слышал от няни гораздо больше. Например, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Датируется 4 ноября 1833 г. В основе лежит запись народной сказки (1824 г.).

          Со слов Арины Родионовны: «Царевна заблудилась в лесу…», дополненная по сказке «Белоснежка» из сборника братьев Гримм. Первоначально сказка заканчивалась стихами, впоследствии использованными в следующей по времени «Сказке о золотом петушке»:
Сказка — ложь, да нам урок,
А иному и намек.
          «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Создавалась в течение нескольких лет. Напечатана в третьей части «Стихотворений» (1832).

          Пушкин записал еще в конце 1824 г. со слов Арины Родионовны один из вариантов этой сказки: «Некоторый царь задумал жениться…». В июне — июле 1828 г. он сделал попытку вернуться к этому сказочному сюжету, но лишь летом 1831 г. в Царском Селе создал полный стихотворный текст сказки, положив в его основу михайловскую фольклорную запись. (О. Курган)

Сказки Пушкина

          Старания няни увенчались успехом, Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы. Мечтая о единой национальной культуре и видя трагическую разорванность культуры дворянской и культуры народной, Пушкин воплотил свою надежду на их слияние в создании единого национального литературного языка. Опираясь на разговорный стиль образованного общества, Пушкин соединил с ним книжную и народную речь, причем народный способ выражать мысль прямо, ясно, открыто сделал нормой национального литературного стиля.

А.С.Пушкин          Чистота, ясность, живая действенность пушкинского сказочного слова будут всегда для нас эталоном — золотой мерой поэтического совершенства. Пушкинская сказка — прямая наследница сказки народной. В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание.

          Стихотворный ритм в сказках Пушкина служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободный, причудливый, он живо отзывался на юмор и на пафос каждой строфы и строчки.

          Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем за этой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль.

          Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и оценят их, услышав их в хорошем чтении. Нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха.



 

Комментарии 

 
+1 #1 Нагаева Надежда 07.09.2012 15:13
Наследие Арины Родионовны очень значимо для нас,в память о ней был организован музей. Домик-музей няни Пушкина, одно из достопримечател ьностей Гатчинского района,но это достояние всего русского народа.
Цитировать
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить