27.03.2014 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."




          5. Александр Леонидович Чижевский
   
          Блестящий пример синтеза разных наук и направлений исследований на основе реалистического подхода был продемонстрирован в работах профессора А.Л.Чижевского. Наука, созданная А.Чижевским (1897 – 1964), называется гелиобиология (от греч. «гелиос» – Солнце). Суть учения такова. Солнце регулирует динамику эволюции Земли и её оболочек. К таковым относятся:
          • Неживые (костные) – литосфера (твердая оболочка), гидросфера (жидкая) и атмосфера (газообразная).
          • Живая – биосфера
          • Социальная – ноосфера (хотя этот термин в начале научной биографии Чижевского только входил в науку).

          Солнце влияет в первую очередь на атмосферу, меняя ее температуру и состав заряженных ионов. Во вторую очередь Солнце влияет на гидросферу, регулируя соотношение воды в твердой фазе (лед), жидкой и газообразной (пар). В третью очередь Солнце влияет на твердую оболочку. Солнце оказывает влияние на оболочки посредством электромагнитного поля и еще так называемого Z – поля, сущность которого еще предстоит выяснить. Температура атмосферы и концентрация заряженных ионов оказывают решающее влияние на биосферу – сферу жизни, и ноосферу – сферу социальной деятельности. Солнечная активность меняется с определенной периодичностью. Существует следующие ритмы – 4.3 года, 6.5, 11.1, 16.1, 22, 33, 44, 55, 83, 88, 110, 169, 178, 210, 400, 600, 1850, 2400, 35 000, 100 000 и даже период, исследованный последователями Чижевского в 250 миллионов лет. Наиболее значимый и изученный из всех период в 11.1 лет. При усилении солнечной активности на Земле повышается температура, испарение океанов. С некоторым запозданием усиливаются осадки. На солнечную активность откликается биосфера. Активизируется мутационный процесс, миграционная активность, повышается рождаемость и смертность большинства организмов. Большинство массовых эпидемий приходится на годы повышенной солнечной активности. Происходит возбуждение центральной нервной системы высших животных и людей. Основные исторические события так же приходятся на годы повышенной активности светила.

          Учение Чижевского – одно из величайших научных обобщений 1-й половины ХХ века, имеющее как естественно-научное, так и философское значение. Безусловно, и то, что подобно другим парадигмам, оно является не догмой, а развивающейся системой взглядов. Оно развивает сильные стороны, корректирует или отбрасывает слабые или ошибочные положения. Как известно, новое в науке не отвергает старое, а ограничивает область его применения. Так происходит и с учением Чижевского, которое не будет отвергнуто никогда. Известно и то, что новые идеи и обобщения возникают на стыке существующих направлений. Именно на стыке гелиобиологии с другими естественными и гуманитарными науками возникают новые направления, гипотезы, теории, парадигмы.

          Александр Леонидович прожил трудную жизнь, в которой были взлеты и падения. Но всегда во все годы он с необычайной стойкостью боролся за научную истину. Он был возмутителем спокойствия, пионером науки, которым судьба всегда готовит трудную жизнь. Чижевского поддерживали такие деятели науки и культуры, как А.В.Луначарский, нарком здравоохранения, профессор Н.А.Семашко, академики Д.К.Заболотный, Г.Д.Данишевский, П.П.Лазарев, А.В.Леонтович. Особенно следует вспомнить академика В.И.Вернадского, который смело поддерживал Чижевского в самые тяжелые годы его жизни, когда около него остались только лишь верные друзья. Но, с другой стороны, многие представители официальной науки считали Чижевского шарлатаном и лжеученым.

          Обычно, выдающиеся ученые с детских лет, или, по крайней мере, уже в юношеские годы выбирают направление своей будущей научной специализации. Не таким был Александр Чижевский. Проживая во Франции, он блестяще учился в Парижской школе изящных искусств у известного французского художника Нодье. Авторские картины будущего ученого демонстрировались на выставках и всегда пользовались большим успехом. Юный Александр активно занимался музыкой, играл на скрипке и рояле. Был хорошим поэтом-лириком. В 1915 г. вышла из печати первая книжка его стихов, высоко оцененная А.Толстым.

          Не окончив гимназию, в 1914 г. Александр Чижевский экстерном сдал экзамены за полный курс реального училища и поступил вольнослушателем в Московский археологический институт. Одновременно с этим он слушал лекции в Московском коммерческом институте и физико-математическом отделении Московского университета (с 1915 по 1919 гг.). И, наконец, занимался на медицинском факультете МГУ с 1919 по 1923 гг.

          В 1917 г. Чижевский окончил Археологический институт и получил степень ученого-археолога, что соответствует современному званию кандидата наук, за диссертацию на тему «Русская лирика XVIII в.».

          Такая разбросанность интересов и многократные поступления в разные институты могут показаться крайне странными. Кто-то мог подумать, что Чижевский таким путем хотел избежать призыва в армию и отправки на фронт. Но это не так. На самом деле в августе 1916 г. он добровольцем ушел на фронт, откуда вскоре, раненый и контуженный, вернулся георгиевским кавалером. Через год ученый-археолог А.Чижевский защитил докторскую диссертацию на тему «О периодичности всемирно-исторического процесса». Успешная защита принесла ему звание доктора всеобщей истории. И очередной парадокс в биографии А.Чижевского – доктор наук еще четыре года пребывает студентом медицинского факультета МГУ.

          Только в 1922 г. конфликт физика и лирика в душе Чижевского завершается победой физика. Он занял должность профессора Московского Археологического института и научного консультанта Института биофизики Наркомздрава РСФСР.

          Большую роль в формировании научного становления Чижевского сыграла его дружба с К.Э.Циолковским во время проживания в Калуге. Она продолжалась с 1913 г. более 20 лет, до смерти К.Э.Циолковского (1935). Вопреки распространенному мнению, калужский старец не был ученым. Не был он и учителем, поскольку не имел соответствующего образования. Да и по состоянию здоровья (почти полная глухота) не мог общаться с гимназистами на уроках. Циолковской был чиновником в школе и руководителем школьного кружка астрономии. Однако при этом он был «возмутителем спокойствия», катализатором мысли тех людей, с которыми общался. Поняв космическую роль человечества, возможность выхода человека в космос, он сумел донести свои идеи до других. Так он стимулировал молодого Чижевского к созданию новой науки, соединяющей земные и космические материи. Добавим, что мысли Циолковского повлияли на становление еще одного гения – создателя практической космонавтики С.П.Королева.

          А.Л.Чижевский сделал большие открытия в трех областях знания: в гелиобиологии, аэроионофикации и теории кровообращения. Он впервые ввел в научный обиход термин «космическая биология». В своей судьбе он соединял фундаментальный интерес и решение прикладных задач. Основной прикладной деятельностью Чижевского было изучение роли заряженных ионов в жизни человека. Он сконструировал приборы-ионизаторы, улучшающие состояние людей. Эта идея привлекла большой интерес и получила серьезную поддержку. Даже начала формироваться концепция «ионизации всей страны» — массового внедрения приборов Чижевского в производство и быт. Предполагалось, что первым зданием, где микроклимат будет в полной мере определяться идеями Чижевского, станет Дворец Советов – небоскреб, который планировался на месте снесенного храма Христа Спасителя. Здание, как известно, построено не было, да и идея ионизации всей страны постепенно стала глохнуть. Но не до конца. Во всяком случае, в наши дни ионизаторы и люстры Чижевского прочно вошли в быт. Но главным в жизни Чижевского была теоретическая экология и гелиобиология.

          Только теперь, в новых исторических условиях появилась возможность объективно оценить взгляды Чижевского о роли Солнечной активности в исторических процессах.

          В отношении биологической части учения, рассматривающей взаимоотношение Солнца с биосферой, в основном все правильно. Массовые миграции животных, вспышки эпидемий, как правило, приходятся на годы и месяцы повышенной солнечной активности. При максимуме солнечной активности возрастает число извергаемых светилом протонов. За этим следуют магнитные бури, полярные сияния. Протон, как известно, имеет положительный заряд. Как показали работы физиологов, положительные заряды активизируют нервы человека и животных. Людская раздражительность и нетерпимость растет. Это создает предпосылки для социальных катаклизмов. В годы после выхода работ Чижевского такая зависимость сохранялась. На пики солнечной активности пришлись бурные события в Венгрии 1956 г., Пражская весна 1968 г., революция в Иране и начало войны в Афганистане 1979 г., Перестройка, которая началась за здравие, а кончилась за упокой. И все же в отношении взаимоотношения Солнца со сферой разума – ноосферой и с мировой историей все не так однозначно.

          Собрав огромный фактический материал, Чижевский пытался доказать влияние мощного космического фактора – периодической пятнообразовательной деятельности Солнца на поведение организованных масс и на течение всемирно-исторического процесса, начиная с V в. до нашей эры и вплоть до 1924 г. В его трудах приведены многочисленные таблицы совмещения по времени пятен на Солнце со вспышками социальной активности на Земле. Чижевский мыслил в господствующей тогда в официальной науке системе монистического взгляда на историю, сформулированного Г.В.Плехановым в известной работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», которая была высоко оценена В.И.Лениным. Чижевский хотел найти объективные факторы исторического процесса и тем самым сделать историю объективной наукой. Сегодня в социологии предпочтительнее считается не монистическая, а плюралистическая концепция, которая обусловливает исторический процесс влиянием комплекса факторов, в совокупности определяющих историю. Попытка привязать основные исторические события к вспышкам солнечной активности в значительной мере является упрощением картины всемирной истории. Но определенную долю истины такой подход содержит.

          В настоящее время огромное внимание уделяется проблемам экологической безопасности, которая в чем-то перекликается с взглядами Чижевского. В эту проблему, естественно, входит влияние солнечной активности (пятен) на социальную обстановку в странах Земного шара. Но, как и в какой степени – это тема дальнейших исследований.

          Сегодня, в годы повального увлечения проблемами экологии, вопросы влияния окружающей среды на судьбы человечества – основная идея Чижевского о значении физических факторов в исторических процессах приобретает особое звучание. Поэтому она заслуживает пристального внимания и требует разработки на современном уровне. Как всякий первопроходец он слишком увлекся новаторской для своего времени идеей и преувеличил ее значение в истории человечества. Сегодня следует осторожно отсечь то, что не выдержало критики и сохранить то, что может быть полезно для политической истории наших дней. Гений имеет право на ошибки и неточности. Главное, что Чижевский создал новую научную парадигму, без которой невозможно представить современную науки. Возбудители спокойствия всегда были нужны для прогресса науки. Одним из таких возбудителей был Александр Леонидович Чижевский. Чижевский не был прав во всем. Но он заставил людей думать, и его идеи стимулировали ученых, хозяйственников, политиков.

В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить