27.03.2014 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."




          3. Дмитрий Иванович Менделеев

          Д.И.Менделеев (1834-1907) окончил Главный педагогический институт в Петербурге. С 1856 г. он после защиты магистерской диссертации начал работать доцентом на кафедре химии Петербургского университета. В 1865 г., защитив докторскую диссертацию, занял кафедру неорганической химии университета (с 1867 г.). В 1890 г. из-за студенческих беспорядков, нарушавших нормальный ход учебного процесса, Менделеев подал в отставку. В 1892 г. он был назначен хранителем в Депо образцовых мер и весов, которое было преобразовано в Главную палату мер и весов; ее управляющим Менделеев оставался до своей кончины.

          Менделеев вошел в историю науки как создатель периодического закона химических элементов, легшего в основу его периодической системы. Этот закон стал основой не только химии, но и философского понимания строения мира, и вошел в число наиболее великих прозрений человечества.

          Менделеев был не только выдающимся ученым, но и философом-мыслителем, а также активным общественным деятелем. Большое внимание уделял он проблемам экономики, вопросам технологии различных производств, энергетики. Менделеев много сделал для развития промышленности в России. Вместе с А. М. Бутлеровым Менделеев внес большой вклад в создание органической химии; стал одним из основоположников современной агрохимии. Если взять всю совокупность научных трудов Менделеева, то одна треть их посвящена экономике, социологии, педагогике, эстетике, юриспруденции и философии.

          Свои философские взгляды Менделеев называл реализмом, ибо ни материализм, ни идеализм, по его мнению, не отвечают реальному положению дел и являются явными односторонностями. Реализм, считал он, "стремится выразить собою действительность с возможною для людей объективностью, т. е. по здравому смыслу, без окраски предвзятыми суждениями, которыми пропитан не только идеализм, но и материализм, и вот такой-то реализм лежит в основании всего естествознания". Под материализмом Менделеев понимал материализм вульгарный, упрощенный или, как он сам говорил, "утилитарный материализм", который не хочет ничего знать ни про что духовное — разум, волю, желание, любовь, самосознание. Такой материализм был довольно широко распространен в России тех лет. Идеализм тоже не удовлетворял Менделеева, ибо носил умозрительный характер и пытался, как говорил ученый, "из ума произвести мир и общество".

          Широко известны усилия Менделеева по борьбе с мистикой и лженаукой. В заключение к вышедшей в 1905 г. работе "Заветные мысли", которое он назвал "Мировоззрение" и в котором постарался кратко описать свои философские взгляды, Менделеев исходил из убеждения, что человеку присуще стремление "признать единство всего внутреннего и внешнего мира". С его точки зрения, "вечное, общее и единое во всяком случае логически выше реального, которое познается лишь во временном, частном и многообразном лишь разумом и в отвлечении обобщаемом, что и составляет область наук, а в их числе и философии, если она не становится на ходули науки наук". Единое, пишет Менделеев, невозможно выразить в образах и частных понятиях, "общее единое" не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество, потому что и то и другое должно охватываться этим общим "единым". Научные обобщения, подчеркивал Менделеев, ограничены тем, что удалось изучить на данный момент, а границ познанию не существует, поэтому-то всякие обобщения постоянно меняются по мере изучения реальности. "Оттого-то ничего толкового и полезного и не дала и не дает вся метафизика", — пишет Менделеев, хотя и оговаривается, что он не может сказать, что и в будущем "не даст".

          Ученый активно разрабатывал вопросы демографии и глобальной экологии (хотя такой термин в те времена еще был не в ходу). В частности, много своих трудов он посвятил критике мальтузианского направления в мировой философии и политике. Приведем некоторые наиболее яркие высказывания этого ученого: «При 10 миллиардах на всем земном шаре на каждого жителя придется, средним числом, суши не более 1.3 гектара, что и теперь далеко превзойдено во множестве стран, т.е. когда общей тесноты может быть на Земле не более чем ныне на Яве или в Бельгии, где народ свободно умножается, инстинктивно постигая ложность выводов Мальтуса о близкой необходимости ограничения умножения числа людей. Найдется не только мест для жилья, но даже для лесов, не говоря о пашнях… Не то, что 10 миллиардов, но и во много раз больше народу пропитание на земном шаре найдут, прилагая к этому не только труд, но и настойчивую изобретательность, руководимую знаниями. Страшиться за пропитание, само по себе, просто нелепость». (Д.Менделеев, Дополнение к познанию России. Изд. А.Суворина, С-Пб, 1907). Эта цитата должна напомнить, как полезно бывает советоваться с мудрецами прошлого. Сто с лишним лет назад он предсказал динамику роста населения, ее стабилизацию на уровне 10 миллиардов в XXI веке, и наглядно показал и рассчитал, что никакие катаклизмы не могут породить для этого количества нехватку ресурсов.

          В наши дни, как известно, теория Мальтуса стала вновь использоваться носителями реакционных политических доктрин, проповедующих идею сокращения численности населения до одного миллиарда. Современная русская философия опирается на доктрину 10 золотых миллиардов, суть которой состоит в следующем: Население Земли даже в самом отдаленном будущем не превысит 10 миллиардов. При этом производительные силы за счет научно-технического прогресса непрерывно растут. Имеющиеся ресурсы и уровень развития производительных сил достаточен для обеспечения 10 миллиардам людей того уровня жизни, который достигнут в наиболее развитых странах, при условии соблюдения принципов устойчивого развития. Менделеев своим гением предвидел эту дискуссию и предсказал точные цифры динамики населения более 100 лет назад.

В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить