21.04.2014 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."





          3. Экологическая обстановка и этногенез

          Всякая культура формируется в определенной природной среде. По мере развития технологии общество оказывает все возрастающее влияние на окружающую среду. Экология культуры — это взаимодействие социума, социальной составляющего человеческого общества с окружающей средой. При этом социум сам становится составной частью природы. Современная экология — комплексная наука, использующая методы разных дисциплин, в основном естественных наук. Вместе с тем обширные возможности гуманитарных наук, таких как история, археология, этнография, еще используются экологией не в полной мере. В дальнейшем эти науки смогут существенно обогатить экологию.

          Режим природопользования и экологические последствия влияния человека на природу в значительной степени определяются национальными традициями. Большинство из этих традиций уходят корнями в глубокое прошлое, в языческий период формирования культуры народа. Знание этих традиций, которые экология может почерпнуть у истории, позволит предсказать последствия акций, так или иначе связанных с природопользованием.

          По интенсивности миграций, имевших место в прошлом, народы можно разделить на кочевые, оседлые и частично оседлые. Кочевые народы постоянно меняют место обитания, не имея привязки к конкретному региону. Оседлые живут на одном месте в течение сроков, превышающих время жизни одного — двух поколений. Частичная оседлость означает перемещение населенных пунктов в пределах одного культурно-исторического и географического региона в течение сроков, меньших времени жизни одного поколения.

          Практика кочевой жизни существовала на протяжении многих лет у арабских, тюркских и некоторых других народов. У них в древние времена (до принятия монотеистических религий) имела место низкая плотность населения, обеспечивающая возможность непрерывного перемещения, и низкая концентрация фитомассы на единицу площади. Кочевой образ жизни был свойствен народам Средней Азии, Ближнего Востока. В этой среде сформировалось мусульманство как религия, мировоззрение, менталитет и совокупность национальных традиций.

          Оседлые народы проживали в Западной Европе, в Китае, в Японии. Этим районам земного шара свойственны хорошо освоенные территории с относительно высокой продукцией фитомассы. Плотность населения этих народов высокая. Возможности менять место обитания традиционно были ограничены.

          Восточные славяне, в частности, русские, в языческий и отчасти, в христианский период, формировались как народы с частичной оседлостью. Они обитали на больших малонаселенных территориях с относительно высокой биологической продуктивностью. Здесь возникла система подсечного земледелия.

          В настоящее время образ жизни большинства жителей планеты качественно отличается от бывшего несколько столетий назад. Однако традиции землепользования, заложенные в языческие времена, продолжают жить, определяя характер народа. Современные западноевропейцы, китайцы, характеризуются крайне бережным отношением к природным ресурсам и материальным ценностям, расчетливостью, доходящей до скаредности. Для современных арабов и скотоводческих этносов Средней Азии свойственно расточительное отношение к природе и материальным ценностям. Загрязнение окружающей среды осуществляется в неоправданно больших масштабах. Русские занимают промежуточное положение между двумя крайностями. Им традиционно было свойственно свободное использование природных ресурсов, казавшихся им бесконечными. От природы брали "сколько надобе". Вместе с тем такое поведение сочеталось с пониманием того, что есть некоторые допустимые пределы изъятия ресурсов. При этом перед жителями древней Руси возникали те же вопросы, что и в современном природоохранном законодательстве — выяснение субъекта, ответственного за рациональное использование природных ресурсов. Сами же ресурсы могут выступать как объект, а не субъект права. В языческих представлениях наших предков эти проблемы юридического и нравственного плана решались путем введения виртуальных субъектов, ответственных за охрану природы. Это был леший, как хранитель леса, водяной как хранитель внутренних вод, полевой как владелец поля и т.д. Таким образом, формировались самые первобытные представления о том, какой способ природопользования является рациональным, какой нет. Эти культы долгое время в форме двоеверия переплетались с христианскими догматами. Само христианство ничего нового не внесло в народные представления об охране природы и рациональном природопользовании. В христианстве, в отличие от язычества, этим вопросам внимания практически не уделяется.

          Таким образом, черты национального характера, проявляемые при природопользовании, имеют глубочайшие корни в древних, языческих периодах формирования народов.

          Существует три способа получения пищевых ресурсов.

          Первый способ — пассивный, основанный на собирательстве, охоте и рыбной ловле. При этом способе для прокорма одного человека необходимо до 1 квадратного километра природы средних широт. При низкой плотности населения он был достаточен, и примитивные народы отнюдь не голодали. Площадь, равная современная Ленинградской области могла прокормить до 80 000 человек. Этот предел не превышался до прихода на эту территорию русских поселенцев.

          Второй способ — животноводство. Он позволяет прокормить порядка 10 человека с 1 квадратного километра пастбища. При большей плотности населения этот способ оказывается недостаточным. В период Средневековья кочевые народы Азии, превыся порог 10 человек на километр, были поставлены перед выбором — перейти на более прогрессивную сельскохозяйственную технологию или расширить площадь пастбищ путем захвата новых земель.

          Третий способ — земледелие, способное прокормить 100 — 1000 человек на квадратный километр угодий. Именно этот способ применялся в России. Вариантов земледельческих технологий множество. На Руси до XIX века применялось относительно мало продуктивное подсечное земледелие. Суть его состояла в следующем. Периодически выжигали участки леса, и удобренную золой почву превращали в пашню. По мере истощения земли — а это происходило через 7 — 8 лет — осуществлялся переезд всей деревни на новую территорию, где вновь выжигали леса. Хотя в целом русские землепашцы вели оседлый образ жизни, степень привязанности их к определенному участку земли была ограниченной. Отсюда — русская традиция полукочевой жизни. Отсюда и тот факт, что русский менталитет предусматривал более бережное отношение к природным ресурсам и материальным ценностям, чем у восточных народов животноводческих традиций, и менее бережное, чем у сугубо оседлых народов. В этом — проявление промежуточности русской культуры между Востоком и Западом.

          Западноевропейская культура землепользования предельно интенсивная и сберегающая. Ограниченность ресурсов, распределение земель в Западной Европе не оставляли возможности для кочевой или полукочевой жизни. Природопользование осуществлялось при максимальной нагрузке на Землю с предельным сохранением имеющихся ресурсов. Западный ландшафт предельно окультурен, представлен небольшими интенсивно обработанными полями и регулярными парками французского типа.

          4. Экология культуры

          Термин "экология культуры" как охрана культурного наследия введен известным историком и филологом Д.С.Лихачевым (1906 – 1997) в 1979 г. Он писал "Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей среды называется экология". Определение экологии было дано неправильное. Экология, как мы уже выяснили, наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. Экология — теоретическая основа охраны природы, но отожествлять экологию и охрану природы некорректно. Охрана окружающей среды — прикладной раздел экологии. Несмотря на высокий гуманный пафос работ Лихачева, термин "экология культуры", основанный на неправильном понимании экологической науки, имел негативное значение. Он содействовал инфляции понятия "экология", отрыву его от научных корней.

          Еще одну попытку связать гуманитарные науки с экологией предпринял другой классик советской науки Л.Н.Гумилев. Развивая теорию В.И.Вернадского о биогенной миграции, и её роли в эволюции биосферы, Гумилев ввел понятие "пассионарность". Под ним ученый понимал массовые мутации в популяции Человека разумного, приводящие к повышенной миграционной активности этноса. Именно пассионарным взрывом он объяснял нашествие татаро-монгол на Русь и Западную Европу в XIII в. Современная биологическая наука не подтверждает возможность массовых направленных мутаций, увеличивающих тенденцию к биогенной миграции. Этнические процессы, связанные с захватом территорий, имеют чисто экологическое объяснение. В XII — XII вв. в районе современной Монголии произошел локальный экологический кризис. Основной способ получения ресурсов питания — животноводство, исчерпал себя при достижении критической плотности населения. Существенно и то, что биопродуктивность степи упала за счет похолодания. Решений проблем добывания ресурсов было два. Первый путь — интенсивный, переход на другую технологию, в частности, земледелие. За счет того, что прирост растительной биомассы в единицу времени больше, чем животной на 2 порядка, переход к земледелию мог обеспечить прокорм в 10 — 100 раз большего числа людей, чем при животноводстве на той же территории. Второй путь — экстенсивный, связанный с расширением пастбищ и захватом новых земель. Социальные условия содействовали реализации второго варианта. В конечном итоге это привело к массовому перемещению скотоводов на запад. Перемещение сопровождалось захватническими войнами.

          На сегодня на повестке дня стоит новый синтез экологии и истории. Классики исторической науки — Д.С.Лихачев и Л.Н.Гумилев — лишь поставили вопрос о такого рода синтезе. Современный синтез должен быть основан на понимании двойственной сущности человека как единства социальной и биологической составляющих. Соответственно можно говорить о биоэкологии и социоэкологии человека. Биоэкология человека мало отличается от экологии приматов. Социоэкология — взаимоотношение социальной составляющей человека с окружающей средой. Составной частью социоэкологии должна стать экология культуры как наука, изучающая взаимоотношение культурной составляющей этноса с окружающей средой. Экология культуры – важнейшая компонента ноосферной экологии.

          Вопросы для самопроверки

          1. Дайте все известные вам определения экологии культуры.
          2. Что такое «пассионарность»?

          Вопрос для обдумывания

          1. Как вы видите будущий синтез экологии с гуманитарными науками?

В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить