Г. К. Гинс
16.03.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





          4. Неизвестно, будет ли когда-нибудь существовать такая система хозяйства, когда всё будет построено по строго продуманному плану и подчинено единому руководящему центру. Подкупающая своей рационалистической красотой идея «централизованного» хозяйства на деле, после опыта войны55 и коммунистического эксперимента, вызвала глубокое разочарование. Но это не значит, что система децентрализованного, «стихийного» хозяйства сохранит навсегда и везде нераздельное господство56. Если «НЭП» представляет собой частичный возврат к началу децентрализации, то, с другой стороны, такие явления, как кооперативное объединение производителей, водное законодательство, знаменуют движение навстречу организованному хозяйству.

          Как мы увидим дальше, водное право не проводит начала централизованного водного хозяйства в полном смысле слова, но даже индивидуалистические системы водного законодательства направляют и корректируют действия собственников и пользователей, в целях согласования частных и общих интересов, они намечают некоторую среднюю форму, которой, быть может, и принадлежит ближайшее будущее. Форма эта — солидаризированное хозяйство.

          Двум названным выше системам хозяйства: централизованному и децентрализованному соответствуют две системы права: публичного и частного. Централизованное хозяйство предполагает господство принудительных начал публичного права. Здесь все основано на власти и подчинении во имя общего блага. Выполняется определенный план заданий. Хозяева-чиновники обязаны указанной им службой.

          Децентрализованное хозяйство означает свободу деятельности каждого хозяина. Он сам определяет цели и способы ведения хозяйства. В этой области он не связан обязанностью определенных действий: право не вмешивается в сферу его хозяйственной деятельности, устанавливая лишь диспозитивные, податливые нормы. Децентрализованному хозяйству соответствует частное право.

          Таково схематическое разграничение двух систем права и двух систем хозяйства и, хотя в действительности обе системы часто соприкасаются и принудительные нормы, в большей или меньшей степени, проникают и в стихию частного хозяйства, тем не менее это разграничение правильно отображает истинное состояние вещей.

          Но распространение солидаризма в хозяйственной области существенно изменяет положение. На примере водного права (гл. IX) будет видно, что частное и публичное право соприкасаются в нем теснейшим образом. Собственность подчинена административному режиму. Принудительные нормы не только определяют границы свободного хозяйствования, но и возлагают положительные обязанности.

          5. Рядом с системой частноправовых норм строится система административно-хозяйственных, и обе системы действуют совместно, обеспечивая желательные, с точки зрения общего блага, результаты57.

          По существу нет надобности искусственными понятиями затемнять существующую в действительности двойственность явления: частная собственность подчинена административно-хозяйственному режиму, частный договор обусловлен выполнением публично-правовых обязанностей. Теория «смешанных» институтов, признающая сочетание обоих элементов частного и публичного права, гораздо больше соответствует истинной природе отношений.

          Возражения против теории «смешанных» институтов исходили, главным образом, из желания устранить двойственность положения государства, с одной стороны как фиска, субъекта частно-правовых отношений и с другой — как носителя публично-правовой власти. Однако понятие публично-правовой собственности устраняет затруднение чисто формально. Все особенности юридического положения, поскольку речь идет о собственности государства, могут быть объяснены сочетанием двух систем права. С другой стороны, теория публично-правовой собственности не может быть распространена на обладание частных лиц, подчиняющихся административному режиму, а между тем по существу различия нет, если и частные лица ограничены предназначением вещей для общего пользования.

          Административное право, определяя взаимоотношения власти и населения, содержит в себе, по преимуществу, нормы, ограничивающие индивидуальные права граждан58. Каждому гражданину принадлежит право устного и печатного слова, исповедывания религии, передвижения. В целях согласования поведения отдельных граждан с интересами общественного порядка, полиция безопасности устанавливает ряд обязательных правил, определяющих границы свободы. Тот, кто нарушает установленные правила, выходит за границы своего права59.

          Административное право в интересах общего блага может устанавливать ряд принудительных норм и в отношении частного хозяйства. Система норм этого рода может быть названа административно-хозяйственным правом. И здесь мы видим главным образом ограничение существующих частных прав и возложение некоторых стесняющих существующие индивидуальные права обязанностей (напр., участия в водном товариществе, содержания плотины).    

          Таким образом, две системы права могут сосуществовать в самом тесном взаимодействии. Это сочетание системы частных прав с административным регулированием представляет из себя то, что можно назвать солидаризмом в области имущественных отношений. Правильное понимание этой системы возможно, лишь в том случае, если совершенно ясно осознано преобладающее значение частно-правового порядка, принимаемого за основание, так как от прочности его зависит судьба всей постройки.

          И здесь, как и в отношениях между личностью и обществом, солидаризм подчиняет частные интересы общим в целях общей выгоды.

          В область частного хозяйства, как и в отношения общественные, солидаризм вносит организующее начало, подчиняя собственность административному режиму.

          Вместо искусственной формулы (вроде quasi контракта), мы даём определение, соответствующее тем новым жизненным явлениям, отображение которых мы видим в современном законодательстве и которые обнаруживают тенденцию развития и распространения.

          Так как солидаризм, в отличие от социализма, сохраняет частно-правовые основы хозяйства, и, следовательно, не только не требует радикальной ломки сложившегося быта и психологии, но, наоборот, опирается на неё, то он так же легко и просто прививается в жизни, как кооперация и профессиональные союзы. Сознание собственной выгоды освещает путь к кооперативной лавке и дверям профессионального союза и даже в отставших странах эти организации быстро пускают корни.

          Солидаризм может иметь успех лишь до тех пор, пока в характерном для него сочетании частных прав с административным режимом первые будут приниматься за основание. Принудительные нормы солидаризма основаны на действительной выгоде тех лиц, по отношению к которым они применяются. Если этой выгоды нет, то ограничение или принуждение принимают характер публично-правовой обязанности, публичного служения и, следовательно, в этих случаях возобладает публичное право. Солидаризм предполагает самопроизвольное движение в сторону согласования интересов, он лишь содействует этому движению, поддерживая соответствующие ассоциации, и если создает новые принудительно, то по типу уже существующих и с предоставлением им самодеятельности.

          Таковы общие принципы солидаризма. Отсюда проистекает необходимость в особом административно-правовом процессе для защиты прав, регулируемых системой солидаризма. Каждому гражданину должна быть предоставлена возможность возражать против проектируемых мероприятий, защищая свой интерес и доказывая невыгодность для него этих мероприятий. Сущность процесса должна заключаться в выяснении, насколько общественный интерес оправдывает вводимые ограничения частной свободы и в какой мере и как компенсируются невыгоды, причиняемые отдельным лицам60.

          6. Солидаризм поощряет групповую активность. Он отрицает непосредственное руководство хозяйством из одного центра, но он способствует возникновению ассоциаций и группового сотрудничества. Между государством и отдельными хозяевами создается сеть общественных организаций, объединяющих лиц, связанных общим интересом. Государство должно согласовывать взаимоотношения как между отдельными лицами и группами, так и между самими группами, когда им не удается столковаться самим. Так получается сложная координация личной и корпоративной активности с наименьшей степенью принудительности.

          Личные возможности каждого отдельного хозяина расширяются началом сотрудничества и взаимопомощи, народное хозяйство в целом выигрывает от расширения коллективной работы. Солидаризму, как системе, наиболее соответствующей современному хозяйству, с его элементом соборности61, открываются, поэтому, широкие перспективы будущего.

          По идее своей солидаризм захватывает очень широкую область, и чем большее значение получает эта идея в деле организации хозяйства, тем больше это может отразиться и на государственном устройстве.


55) См. нашу работу «Продовольственное законодательство» (выше прим. 49), стр. 52 сл. и 60. Основательная критика тенденции социализировать хозяйство у проф. Р. Лифмана, Формы предприятий 1924, стр. 248 сл.

56) Различение систем централизованного и децентрализованного хозяйства впервые предложено проф. Leo. v. Petrazycki, die Lehre v. Einkommen т. II стр. 708. Ср. проф. Покровский — Основные проблемы гражданского права, стр. 9-10.
 
57) Характеризуя подобные институты, О. Майер дал им новую конструкцию: «публично-правовая собственность», «публично-правовой договор». Но эта конструкция представляйся нам неправильной. Она создаёт новые понятия, объединяющие два совершенно разнородных начала, при чем частно-правовые: собственность, договор — поглощаются началом публично правовым. О. Майер, как и другие сторонники этого учения, подходили к вопросу чисто формальным путем.
См. наше «Водное право» Вып. II, стр. 12 и 26; ср. L.Duguit, Les transformations du droit publ. 1926: «понятие публично-правового договора отжило свое время» (a fait son temps) «Le contrat est un acte juridique ayant Ie meme caractere en droit public et en droit prive». Государство связано договором, как и всякое частное лицо (стр. 164).
 
58) «Одни авторы под административным правом понимают систему юридических принципов, которые регулируют деятельность государства, направленную на достижение его целей. Другие видят в административном праве науку, изучающую правоотношения между управляющим государством или публично-правовой корпорацией, уполномоченной осуществлять функции государственного управления и гражданами, отдельными индивидами и коллективами» (Проф. В. В. Энгельфельд «Новые течения в науке административного права». Известия Юр. Фак. в Харбине т. VII стр. 259).

59) Поэтому полицейская неправда всегда наказуется меньше, чем уголовная неправда, предполагающая поступок абсолютно неправомерный. Красть и убивать вообще запрещено. Говорить же и ходить можно, но с соблюдением ряда условий, гарантирую    щих интересы других лиц и общественного порядка. Формальная теория неправды, различающая нарушения норм в зависимости от того, кем они установлены, отрицается большинством юристов.

60) Некоторые особенности процесса, связанного со спором, вытекающим из начал солидаризма может иллюстрировать порядок рассмотрения трудовых конфликтов (см. гл. VII).

61) Ср. Hedemann, Einfuhrung in die Rwissensch. стр. 202.

 

В начало                               Продолжение

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить