Г. К. Гинс
16.03.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





ГЛАВА IV

СОЛИДАРИЗМ И СОБСТВЕННОСТЬ

(Организация хозяйства)


          1. Опыт великой войны и попытки организации народного хозяйства.  2. Английский земельный закон 1920 года.  3. Признание солидаризмом собственности и связанных с ней институтов, как базы.  4. Отношение солидаризма к системам централизованного и децентрализованного хозяйства.  5. Административно-хозяйственное право.  6. Личная и корпоративная активность.

          1. Базой солидаризма служит частно-правовой строй с его непременными атрибутами: частной собственностью, свободой договоров, семьёй и наследованием.

          Все эти институты солидаризм принимает, как необходимые предпосылки. Он относится к ним не как к пережиткам, которые надо постепенно вытравить, а как к живым, действенным и полезным началам, отвечающим современному уровню человеческой культуры, черпающим свою силу в психологии реального человека и способным стимулировать хозяйственную деятельность на пользу материальной и духовной культуре.

          Эти основные положения отмежевывают солидаризм от социалистических доктрин, которые, как бы они ни представляли себе будущее устройство, с полным ли уничтожением частной собственности (марксизм) или лишь с преобразованием ее путем замены индивидуальных собственников коллективными и согласованием их действий (гильдейский социализм) — всё же исходят всегда из отрицательной оценки частно-правового строя и стремления к радикальному его преобразованию.

          Социализм устраняет свободу хозяйственной самодеятельности, его принцип — государственная организация хозяйства. Отличие солидаризма от этой системы властного вмешательства государства в сферу частного хозяйства проявляется и в его отношении к собственности: он предполагает сохранение собственности и вносит существенные коррективы лишь там, где начала хозяйственного либерализма стали совершенно непригодными. Опыт организации хозяйства, при сохранении собственности, был проделан во время Великой войны49. Наиболее ярко выражена была организованность хозяйства в Германии и вдохновитель её, Ратенау, предлагал и впредь сохранить за государством руководство хозяйственной     деятельностью, с целью рационализации хозяйства, но без уничтожения частной собственности и частной инициативы. Частные хозяйства существуют, но подчиняются общехозяйственному регулированию50.

          Сотрудник Ратенау, Моллендорф, развивая ту же идею, предложил план объединения представителей однородной промышленности и управления предприятиями при участии паритетных органов из рабочих и предпринимателей.

          Эти идеи нашли себе отражение в новейшей германской конституции, создавшей рабочие советы на фабриках и Державный Хозяйственный Совет, который внедряется в социальную систему и самым фактом своего существования прививает новые начала в хозяйственной организации51.

          2. Иллюстрацией того влияния сверху на частное хозяйство, которое мыслит система, рекомендуемая Ратенау, может служить Английский земельный закон от 23 декабря 1920 г., содержащий следующие любопытные постановления. «Если министр земледелия полагает, что пахотная земля или пастбище (не являющееся парком, садом или местом для охоты) эксплоатируется несоответственно правилам хорошего сельского хозяйства, что производство продовольственных продуктов на этой земле (в интересах нации, без ущерба для управомоченного и без изменения общего характера имения) может быть поддержано на теперешнем уровне или увеличено оккупантом посредством улучшения теперешнего способа обработки земли, что оккупант или собственники пренебрегают без достаточных оснований производством необходимых для поддержания хозяйства работ, — он может сделать соответственным лицам указания о том, что необходимо произвести указанные работы в определенный срок или что земля должна обрабатываться, согласно его инструкциям, по правилам хорошего сельского хозяйства или так, чтобы гарантировать необходимые улучшения применяемого способа обработки. В случае неисполнения — штраф до 20 фунтов и за каждый день промедления по 1 фунту. Если отказывается произвести необходимые работы собственник, то может быть уполномочен произвести их за его счет арендатор. Если собственник значительно ухудшит свое имение, так что причинит значительный ущерб продовольственной продукции или благополучию лиц, это имение обрабатывающих, то министр земледелия может назначить определенное лицо заведывать и управлять имением»52.

          Примеров подобных ограничений в частном хозяйстве после Великой войны можно найти немало. Нередко высказываются и идеи об организованном хозяйстве53.

          Эти разрозненные идеи и системы, исходящие из соображений целесообразности, можно объединить принципами солидаризма.

          3. Солидаризм исходит из реальных основ. Его задача — способствовать тем процессам, которые сами собой зарождаются в обществе под влиянием вновь возникающих потребностей и отвечают идее самоограничения в целях совместной выгоды. Солидаризм рассматривает подобное самоограничение, как проявление более высокой социальной психологии, свидетельствующей о развитии общественного духа, и там, где усматривается достаточная подготовка для восприятия соответствующих мер, допускает инициативу государства для ускорения процесса солидаризации.

          Принимая собственность, как могущественную и полезную силу, нельзя закрывать глаза на возможные извращения в практическом ее применении. Как мы писали в нашей книге «Водное право»54, социальное значение собственности обращается в свою противоположность, когда право употреблять собственность во зло (jus abutendi) находит себе реальное проявление. Если собственник источника бесполезно затрачивает воду, в которой чувствуется вопиющая нужда другими, или собственник водопада без разумных хозяйственных оснований не разрешает пользоваться водною энергией, которой не пользуется сам, то собственность перестает себя оправдывать и возникает основание для ограничения её или подчинения принудительным нормам.

          Существование частной собственности не противоречит принципам солидаризма, поскольку собственник, действуя в своих интересах, обслуживает, хотя бы незаметно для себя, и общественные интересы. Но если действия собственника явно вредны для общества, то это рассматривается уже как «злоупотребление правом». Солидаризм требует тогда ограничительных мер, нисколько не нарушая последовательности в принципиальных своих положениях.

          Солидаризм оправдывает вмешательство государства также в тех случаях, когда надо предупредить неизбежно вредный для общества результат. Такие меры всегда существовали, даже в период расцвета самого яркого индивидуализма и здесь нет ничего оригинального.

          Что касается добровольного самоограничения для совместной выгоды, то оно не всегда достаточно заметно проявляется. Мы видели примеры такого самоограничения в коллективном договоре, когда примыкающие к нему отказываются от принадлежащей им свободы индивидуальных соглашений. В отношении собственности мы можем воспользоваться примером водных товариществ, члены которых добровольно подчиняют себя принудительным правилам для осуществления общеполезных предприятий.

          Солидаризм не только поддерживает подобные начинания, требуя помощи принудительного аппарата для гарантии выполнения добровольно принятых обязательств, но и требует поощрения и стимулирования инициативы в направлении синдицирования. Для достижения этого, государство можно принуждать ко вступлению в соответствующие организации или, что более соответствует принципам солидаризма, устанавливать невыгодные последствия для уклоняющихся или не сознающих выгоды совместных действий.

          Оправданием вмешательства государства в частную сферу является выгода, которую получат отдельные лица от общего начинания. Целью вмешательства является не только устранение искусственных тормозов общеполезного дела, но и внедрение принципов солидаризма, поддержание авторитета идеи, для расширения сферы ее практического применения.

          Концессионное законодательство, способствующее созданию прочных индивидуальных прав, также проникнуто принципами солидаризма, которые проявляются в специальных условиях, обеспечивающих согласование деятельности концессионного предприятия с общественными интересами.

          Таким образом, солидаризм предполагает частичное регулирование хозяйства, сближаясь в этом отношении с этатизмом.



49) См. нашу работу «Продовольственное Законодательство», очерк организации народного хозяйства во время войны. Омск. 1918 г.

50) W. Rathenau. Gesammelte Schriften 1925. В. III. — Von Kommenden Dingen, bes. 161-162; Die neue Wirtschaft B. V, особ. стр. 250.

51) E. Westhoff — System des Wirtschaftsr. B. I. L. 1926 г. стр. 31.

52) См. Гойхбарг. «Очерки преобразования земельного и гражд. права в буржуазных государствах». Москва, 1925 г., стр. 42.
 
53) Ср. особенно литературу «хозяйственного права», напр., A.Nussbaum. D. neue D. Wirtschaftsrecht 1922, говорит (стр. 46-47), что «государство не может, по прежнему, предоставлять предпринимателям полной свободы» и потому создаются т. н. смешанные предприятия (с участием государства), принудительные синдикаты и др. К этому же направлению можно отнести и предположения о «государственно-частном» хозяйстве, излагаемые Н. Н. Алексеевым в очерке «Собственность и социализм», Париж, 1928. Автор считает полезным расширение положительных прав государства в отношении собственников и подчинение последних обязанностям по отношению к обществу.

54) Г. К. Гинс, «Современное водное право», Харб. 1928 г., стр. 228.




В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить