Г. К. Гинс
14.03.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





ГЛАВА III

ФИЛОСОФИЯ СОЛИДАРИЗМА


          1. История идеи социальной солидарности. 2. Попытка Леона Буржуа дать юридическое выражение идее солидаризма: конструкция квазиконтракта и её развитие у Шарля Жида. 3. Социальный долг и индивидуальные интересы (культ «самого себя»). 4. Попытки практического применения идеи солидаризма партией радикалсоциалистов во Франции. 5. Критика солидаризма. 6. Соответствие идеи солидаризма психологии века. 7. Отношение её к философии персонализма и трансперсонализма. 8. Необходимость юридической разработки вопроса по новейшему законодательству.

          1. Солидаризм, как социальная доктрина, продукт нового времени, хотя идея социальной солидарности стара, почти как сам мир, а солидаризм, как факт, родился вместе с человеческим обществом.

          Самое древнее выражение этой идеи можно видеть в басне Менения Агриппы, у ап. Павла и у царственного философа Марка Аврелия, исходивших из биологической идеи сосуществования многих и разнородных членов одного организма.

          И в новейшее время учение о солидарности нередко получает выражение в самых расплывчатых формах. Огюст Конт говорил о солидарности теоретических идей и моральных принципов. Дюркгейм объяснял солидарность необходимостью разделения труда. В книге Флеран24, она трактуется в связи с вопросом наследственности, с аналогиями между заразой с одной стороны и распространением идей и общностью художественных восприятий с другой; наконец, как и у Дюркгейма, она ставится им в связь с теорией разделения труда и учением о взаимозависимости предприятий.

          Корниль25 вкладывает в понятие солидарности христианскую заповедь любви к ближнему.

          2. Даже Л. Буржуа26, глава партии социалистов-радикалов во Франции, которому принадлежит первая попытка дать солидаризму юридическое выражение, прибегал к сравнению солидаризма с естественным законом тяготения. Но именно он попытался укрепить солидаризм, как самостоятельную юридическую систему и сделал его «официальной философией третьей республики».

          Фигура солидаризма взирает с потолка парламента на законодателей, как покровительница законов социальной гигиены и взаимопомощи27. Солидаризму недостаточно возродить моральное чувство, он стремится восполнить систему права, к декларации прав он присоединяет декларацию обязанностей, но он не ограничивается этим, он готовит для этих обязанностей юридические санкции.

          Сущность учения Л. Буржуа о солидаризме заключается в том, что между людьми существует quasi — контрактное соглашение в широком смысле слова, немой договор, в силу которого люди обязаны делить между собой радость и горе. «Каждый человек рождается должником человеческого общества»28. Квази-контракт признается задним числом. Закон должен санкционировать это признание, так как стороны сами признали бы его, если бы свободно обсуждали, оказавшись в равных условиях29.

          Справедливость исправляет ошибки своей слепой сестры, взимая с тех, кому дано слишком много, для тех, кто имеет на это право.

          Ш. Жид, большой приверженец этого учения, развивает его таким образом. На вопрос, кто субъект обязанности? — он отвечает: тот, кто обогатился в силу фактической солидарности. На вопрос — кому должен или кто управомочен? — он отвечает; определенных кредиторов нет, их представляет государство. Вопрос — как и сколько платить? разрешается государством, которое устанавливает налоги, исходя из того, как урегулировало бы отношения само общество30.

          Сам Л. Буржуа, как юрист, хорошо понимал искусственность своей конструкции и, по свидетельству Ш. Жида, использовал ее меньше, чем его последователи. Но если его теория слаба конструктивно, то это не уменьшает ее ценности, как некоторой, хотя и неудачной, попытки найти общую формулу для ряда весьма интересных мыслей.

          3. Идея Буржуа устраняет широкое вмешательство государства в частно-правовую сферу. Ограничения частных прав предполагают взаимное согласие (un cnsentement mutuel). Государство может только санкционировать достигнутые соглашения и охранять соблюдение свободно установленных условий. Государство не должно, таким образом, устанавливать такие ограничения и предъявлять такие требования, которые не могли бы быть поставлены самими заинтересованными.

          С другой стороны — солидаризм, понимаемый, как quasi — контракт, отрицает полную и неограниченную свободу. Он сближается до некоторой степени с мютюализмом: свобода каждого ограничена его обязанностями по отношению к другим. Государство приобретает право вмешательства только для поддержания начала справедливости и равенства во взаимоотношениях частных лиц.

          Таким образом, солидаризм избегает крайностей этатизма и в то же время не допускает того извращенного индивидуализма, который сводится к культу «самого себя» (culte de si meme)31.

          Поддерживая идею социального долга, солидаризм напоминает нам, что мы не можем претендовать на неограниченную свободу в том обществе, организацией которого мы пользуемся, и что, в частности, мы не можем обладать таким правом собственности, которое не испытывало бы никаких ограничений. Точнее, теория квази-контракта подчеркивает необходимость подчинить коллективному контролю договорную автономию отдельных лиц32.

          Разрушая отвлеченную идею изолированного человека, Буржуа отрицает равным образом и отвлеченную идею государства, изолированного от человека и противополагаемого ему. Государство должно оказывать регулирующее влияние на частное хозяйство.

          Различие между областью частного и публичного права от этого не устраняется, но границы между ними становятся менее резкими и взаимоотношение их, долго игнорировавшееся, проявляется со всей значительностью, которая им свойственна33.

          Все эти мысли значительно интереснее, чем формула квази-контракта, которая должна была их синтезировать. Рассуждения французских ученых о солидаризме содержали в себе еще и другие любопытные соображения.

          Французские солидаристы отмечают, что в маленькой примитивной группе коллективное начало действует тиранически. В сложном и большом общежитии конкурируют индивидуальные и социальные интересы, складывается взаимодействие индивидов, группы индивидов и государства. Здесь впервые вырабатывается сознание, что социальный интерес требует уважения и поддержки индивидуальных интересов34.

          4. Солидаристы искали различные практические выводы из своего учения. Они намечали целую социальную программу, которой руководствовалась политическая партия радикал-социалистов: безвозмездное всеобщее обучение в школах всех степеней, обеспечение прожиточного минимума, страхование от несчастных случаев и безработицы, развитие ассоциаций, особенно кооперации35.

          Общий характер социальной доктрины солидаризма определяется его отношением к собственности.

          В социальных доктринах нашего времени собственность занимает центральное место. Либерализм и социализм исходят из различного отношения к собственности, и этим определяется глубокое различие экономических систем, которые складываются на противоположных основах либерализма и социализма.

          Естественно, что исследование солидаризма, как особой системы юридических отношений, создающей особый хозяйственный и общественный уклад жизни, требует определенного ответа на вопрос об отношении этой системы к институту собственности.

          Собственность должна быть защищаема, она необходима, говорит Буржуа. Солидаризм сохраняет базу современного социального порядка (Ш. Жид).

          Но солидарность предполагает всегда некоторую жертвенность. Поэтому собственность должна быть, по учению солидаристов, менее абсолютной36. Солидаризм оказывает на право такое влияние, что его можно назвать социал-реформизмом или основой правового социализма (du scialisme juridique)37.

          Остается еще вопрос, какими же средствами предполагают солидаристы осуществить свою реформаторскую программу. Допускают ли они и в какой мере принуждение сверху?

          «Социальная проблема, — говорит Буглэ, — это, в последнем слове, проблема воспитания». «Без предварительной социализации идей мертвой буквой останется социализация имуществ. Люди должны стать социальными существами38.

          Синдикальное и профессиональное движение, кооперативы, кассы взаимопомощи — вот школа, воспитывающая демократию и солидаризм. «Корпоративный эгоизм облагораживается, постепенно расширяясь до пределов, при которых он охватит все человечество»39. Солидаризм воспитывает в духе кооперации sub specie scietatis, он приучает мыслить себя, как часть целого, благо которого — свое благо40.    

          Идея принудительной солидаризации встречает, в общем, отрицательное отношение со стороны солидаристов41, но Ш. Жид считает, что и принудительные формы солидаризации не плохи. «Хотя, с точки зрения моральной ценности, солидарность по обязанности ниже, чем свободная, но первая может подготовить вторую»42.

          Такова доктрина солидаризма, если разбросанные в различных книгах и статьях мысли собрать в систему43. Солидаризм находил более гостеприимный приют у экономистов и моралистов, чем в юридических исследованиях. Неудачная формула квазиконтракта, лишенная определенности и чрезвычайно растяжимая, не могла стяжать себе успеха у формально-мыслящих юристов.

          Но они ничего не сделали со своей стороны, чтобы углубить солидаризм и развить его в правовую систему44. Недостаточно разработанной осталась и теоретическая сторона вопроса.

          Сам Ш. Жид в курсе истории экономических учений говорит, что «нет школы солидаризма в собственном смысле слова, в том смысле, как говорится об исторической, либеральной школе или о марксизме. Есть флаг, который вывешивается различными школами и который помогает обосновать цели, иногда очень различающиеся»45.

          5. Критики солидаризма указывали, что 1) солидаризм не дает выхода из тупика неравенства и социальный вопрос не м. б., поэтому, разрешен солидаризмом, 2) эволюция ведет к эмансипации личности, а солидаристы поворачивают вспять, 3) солидаризм не развивает в человеке действенной любви и уменьшает чувство личной ответственности, перелагая ее на все общество, 4) солидаризм понижает энергию борящихся за свои интересы (классовую борьбу).

          Жорес высмеивал солидаризм, как систему паллиатива: «немножко хинина, немножко фенола», а в социальном организме остается зародыш всех болезней — частная собственность.

          Критики исходят, таким образом, из различных принципов. Солидаризм никогда не удовлетворит тех, кто увлекается утопией насаждения равенства, или тех, кто хочет уничтожить частную собственность. Солидаризм отрицает классовую борьбу, как единственное средство преобразования общества, он не ограничивается также проповедью благотворительности, т. к. он привлекает к активности общественные организации и государство, ищет юридических санкций и гарантий.

          Солидаризм проникнут верой в человека, в его способность к моральному совершенствованию, но он не страдает излишним оптимизмом и, поэтому, не предлагает коренных ломок.



24) Е. Durkheim Division du travail 1893. Fleurant, Sur la solidarite P. 1907.

25) G. Cornil Le droif prive P. 1924 стр. 42.

26) См. Annales de l'institut internat, de sociologie T. XII. La solidarie sociale dans le temps et dans l'espace. P. 1910, доклад Ferd. Buisson, стр. 264.

27) С. Bougie, Le solidarisme P. 1907.

28) L. Bourgeois, Solidarity 7 ed. 1912 r, p. 54.

29) Там же, стр. 61.

30) См. Ch. Gide, Hist. — des doctrines economiques 3 ed. 1920, p.p. 693-724, в частности 705 и др.
 
31) Bougle — o.с.р. 108, 108, 155

32) Там же, стр. 92.

33) Там же, стр. 148.
 
34) Bougle о. с. стр. 133.
 
35) Ch. Gide, Hist. des doctr. economiques. Ср. его Cours d'Economie politique, где он обосновывает необходимость помощи несчастным во-первых тем, что в их несчастьях виновны те, кто может помочь, и во вторых тем, что от распространения несчастья все пострадают. Ср. Annales т. XII (выше прим. 14) доклады о взаимопомощи, страховании и др.

36) L. Bourgeois, Solidarite стр. 188; ср. Ch. Gide, Cours d'Economie politique. L. Bourgeois и др. Applications sociales de la solidarite (1903) Preface и статья Ch. Gide p. 46 и сл. См. его же Essai d'une philosophie de la solidarite (conferences et discussions) 1902. особ, доклад Rauch, Propriete individ. et propr. solid.
 
37) См. С. Bougle, Solidarisme p, 181 и Ch. Gide, Hist, des doctr. economiques. A. Fouille. Le socialisme et la Sociologie reformiste. 3 ed. 1926.

38) C. Bougle, Solidarisme - p. 181
 
39) Ch. Gide, Hist. des doctr. econom. 3-е ed. p. 722.
 
40) C. Bougle там же, стр. 24.

41) L. Bourgeois, Solidarite 7 ed p. 244
 
42) Annales T. XII (см. прим. 14), доклад Ch. Gide, La solidarite dans I'espace. стр. 171.

43) В русской литературе Б. Кистяковский. Соц. науки и право М. 1916 г. стр. 587-589: «Теория солидаризма неудачна, несмотря на правильность ее исходных социально-научных принципов». По мнению Кистяковского, солидаризм следует строить на системе субъективных публичных прав; В. Е. Спекторский — Теория солидарности, «Юр. Вестник» 1916 г., кн. XI, стр. 92 сл., его же «Христианство и культура» Прага 1924 г. стр. 186 и 188. «Социация, говорит проф. Спекторский, стремится провести во взаимоотношения людей начало общественности, солидарность и сотрудничество всех членов общежития, основанное не на принуждении, а на соглашении. П. Новгородцев — Кризис современного правосознания (в начале и конце). Надо обосновать солидаризм, как, корректив права, а не ограничиваться чувством солидарности. Наше время ищет солидарности власти и народа. Развитие в духе справедливости и всеобщей солидарности — руководящая цель политики, — ср. С. А. Котляревский «Предпосылки демократии», Вопр. Фил. и Псих. кн. 77, стр. 122-123. Проф. О. В. Тарановский — «Энциклопедия права» 2-е изд. Берлин 1923 г. стр. 179; «под знаменем общественной солидарности... совершается возрождение естественного права в наше время». Ср. также Проф. В. Синайский Основы гражданского права В. I Рига 1924 г. стр. 38: «Современное общество пытается сочетать начало развитой индивидуальности с повышенной социальностью».

44) Ничего не прибавляет в этом отношении и сторонник солидаризма талантливый административист Hauriou.
 
45) О. С. стр. 709.



В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить