Г. К. Гинс
10.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





          10. Индивидулизм и либерализм уходят в прошлое. На смену им приходит солидаризм, как новая прогрессивная идея. Он выражает социальные идеи века, тенденции к коллективизму, к организации общественных сил и ко внесению в хозяйство планового начала.

          Мыслители, изображающие будущее человечества, поддерживают веру людей в самих себя, когда описывают будущее в идеальных чертах. Этим объясняется в значительной степени и исключительный успех социалистических учений: они сулят массам трудящихся новые улучшенные условия жизни. Исключительный успех марксизма объясняется еще и тем, что здесь «земной рай» не обещается, а доказывается, как неизбежность, и веру в социализм сменяет ощущение его близости.

          По сравнению с радикальными и увлекательными планами социализма, солидаризм на первый взгляд не покажется заманчивым. Конкурировать с социализмом в увлекательности он не может. Огни его идеалов не так ярки, и люди, на которых он рассчитывает, слишком похожи ни окружающих нас.

          Но солидаризм более обоснован, чем самый «научный» социализм: он учитывает все движущие силы истории, он формулирует процессы, происходящие на наших глазах, не идеализируя человека, не упуская из виду, что для достижения прогресса необходимо длительное и постепенное перевоспитание психологии человека (см. гл. XIII и XIV).

          Социализм обещает принести с собой коренное преобразование существующего порядка, он революционен по своему существу. Солидаризм лишен революционных склонностей, но он заключает в себе широкие преобразовательные возможности.

          Было бы ошибочно думать, что солидаризм — продукт искусственного компромисса двух противоположных начал, результат цепкости отживающего индивидуализма, который жадно хватается за любую возможность и прикрывает свою немощь обновленными формулами. В этом случае идеи солидаризма должны были бы постепенно выдыхаться. В действительности же, как мы видели (часть II), они все более укрепляются, находя себе воплощение в положительном праве, распространяясь на всё более широкий круг отношений, обращаясь в юридическую систему. Солидаризм не является компромиссом уже потому, что он открывает широкие возможности проявлению коллективного начала. В этом отношении успех солидаризма подготовлен отчасти пропагандой социалистических идей. Они много помогли перевоспитанию индивидуалистической психологии. Но социализм неосуществим, пока социальное воспитание масс еще недостаточно, и он ненужен, так как еще далеко не исчерпаны полезные возможности и творческие силы индивидуализма, — об этом достаточно говорит современное развитие мирового хозяйства.

          Солидаризм выражает признание коллективных начал в хозяйстве и способствует коллективной активности организованных групп. В этом его преобразовательная сила и прогрессивные возможности. Но, в то же время, солидаризм охраняет индивидуалистические начала: собственность и конкуренцию. Перестройка здания современной культуры производится им на прочном старом фундаменте.

          Новые идеи формулируют вновь возникающие интересы, которые не удовлетворяет существующий порядок. Чем ярче они выражены, тем легче они вербуют сторонников. Социализм родился из таких крайних революционных идей, в то время как солидаризм представляет формулировку более деловую и близкую психологии века и его возможностям. Но и тот, и другой взирают в будущее. Значение солидаризма, как и социалистических учений, в его преобразовательной способности. Фашизм показывает, что в этой своей тенденции солидаризм способен доходить до революционного пафоса.

          11. С юридической точки зрения социализм приводит к господству публичного права и вытеснению частного, солидаризм же представляет сочетание частно-правового строя с административным режимом.

          Административное право мирно сосуществовало с самым индивидуалистическим режимом, как это можно видеть из римского опыта. Многие преторские интердикты были не только дополнительным средством охранения частных прав, но и средством защиты общественных интересов.

          Солидаризм, допускающий ограничение, а не упразднение частных прав, нуждается в содействии административного права, которое, в частности, определяет правоотношения между управляющим государством или публично-правовой корпорацией и гражданами, отдельными индивидами и коллективами.

          В развитие этой формулировки следует прибавить, что административное право, определяя правоотношения государства и граждан, признает и охраняет как субъективные публичные, так и частные права граждан (индивидуально или коллективно выступающих).

          Административному праву, в случае развития начал солидаризма, предстоит, поэтому, широкое применение. Оно будет включать в себя все нормы, определяющие границы хозяйственной свободы (гл. IV in fine).

          С точки зрения социологической солидаризм означает наибольшую гармонию индивидуального и социального начал, развитие личной и корпоративной активности, укрепление начал государственности, наряду с обеспечением независимости и самодеятельности личности. В этом сочетании кроются трудно учитываемые и увлекательные возможности. Тысячелетия человеческой культуры искали этих возможностей и осуществление их даст несравненно больше, чем нераздельное господство только одного индивидуалистического или одного коллективистического начала.    

          При переходе от бессознательного приспособления, управляющего социальным прогрессом, к сознательному творчеству на пользу морального и материального успеха, идеи солидаризма могут с успехом вдохновлять политику права.

          В отличие от «декларации прав человека и гражданина», наш век ждет «декларации прав и обязанностей государства». Права граждан должны быть ограждаемы, так как общество, которое не обеспечивает индивиду возможности развить его творческие силы, неизбежно идет к упадку. В то же время отдельный человек без поддержки общества и государства обращается в ничто, а потому он должен неуклонно выполнять свои социальные обязанности по отношению к коллективу, который расширяет круг его возможностей и достижений.

          Идеи солидаризма указывают направление, в котором должно произойти преобразование современного государства. Солидаристическое государство будет представлять собою сложное сочетание многообразных объединений, охватывающих творческие силы нации. Оно будет черпать свою силу из организованного общества.

          В гражданские кодексы солидаризм внесет те ограничения частных прав, которые будут вызываться необходимостью солидаризации интересов. Идея злоупотребления правом откроет более ясно своё содержание, когда будет установлено социальное назначение частных имущественных прав и недопустимость сознательного извращения их во вред общества и других лиц.

          Семейный строй будет поддерживаться главным образом сознанием общности интересов членов семьи и необходимости принудительной власти главы семьи, для согласования расходящихся интересов, к общей выгоде подвластных.

          Несомненна необходимость в создании промышленного кодекса, содержание которого будет определяться необходимостью содействовать естественному объединению промышленных предприятий и согласованию их работы. Этот кодекс промышленного солидаризма сохранит частную собственность, но ослабит конкуренцию; сохранит частные права в предприятиях, не допуская поглощения их государственной собственностью по рецепту социализма, но будет поддерживать и охранять здоровые с общественной точки зрения соглашения об объединении предприятий и обеспечивать высшее наблюдение государства за направлением их работы.

          Не менее важные изменения войдут, под влиянием солидаризма, в трудовое право. И здесь новейшее законодательство устанавливает несомненную тенденцию согласования интересов коллектива рабочих и коллектива предпринимателей каждой соответствующей отрасли промышленности, не устраняя профессиональной борьбы, но сглаживая остроту трудовых конфликтов и заменяя, по возможности, стачки и локауты арбитражем (см. гл. VII).

          В области судебного процесса получит дальнейшее развитие производство, направленное к выяснению общественной стороны спора и поискам решения, правильного не в приложении к конкретному только делу, а как нормоустанавливающего положения, которое будет иметь массовое применение.

          Уголовные кодексы должны будут отметить преступления и проступки против общественной солидарности.

          Административное право обогатится многочисленными нормами, определяющими контрольные функции власти в области хозяйственной деятельности частных лиц и коллективов.

          Необъятные горизонты и возможности открываются солидаризмом в области международного права, где впервые перестаёт быть источником права воля сильных держав и начинается опыт совместного законодательства сильных со слабыми. Солидаризм еще не претендует на изгнание из международного обихода войны, как средства самозащиты, но, применяя к ней такие же методы, как и в отношении классовой борьбы, он даёт практические возможности избегать её.

          Таким образом, для законодателя солидариста открывается широкое поле деятельности, работа не для одного поколения.

          Солидаризм, как это показала судьба его первого широкого проявления в кооперации, может объединить широкие круги населения и, следовательно, может повести за собою массы. Он обещает укрепление правовых начал, расширение общественной самодеятельности, содействие миру и материальному благосостоянию (гл. XI). Движение от либерализма к солидаризму будет отмечено новыми завоеваниями социального прогресса.

          12. Счастлив тот век, который нашел свою идею. Век ренессанса или век классического либерализма никогда не потеряют своего „лица" в истории.

          Какова же идея нашего века? Сверхкапитализм — не идея, а факт и, при том лишенный этического содержания. Сверхкапитализм поражает воображение, но не дает руководящих лозунгов. Другое явление нашего времени — коммунизм перестаёт быть даже фактом. Ему нельзя отказать в большом революционном размахе и широковещательных лозунгах, но он противен природе современного человека и ведёт к обнищанию и упадку. Коммунизму противопоставляется итальянский фашизм. Он не претендует на всемирное значение и творцы его стараются заключить своё создание в узко национальные, даже шовинистические рамки. В его итальянском воплощении, со всей искусственностью наспех создаваемых профессиональных и политических организаций, он представляет собой чисто местное явление. Но им восприняты некоторые идеи общечеловеческого значения и это придаёт фашизму особый интерес Действительно, он духовно родственен многим другим явлениям современности, общей характерной чертой которых нам представляется солидаризм. Этим объясняется интерес к фашизму, как к одному из социальных опытов, характеризующих дух времени.

          Именно в солидаризме, а не в каких либо других временных или местных явлениях заключена, по нашему мнению, руководящая идея века, открывающая пути к будущему. Идея эта необходима нашему времени не из-за одного только исторического тщеславия. Она нужна законодателям и политикам, педагогам и проповедникам. Она должна внести ясность в сознание, помочь изысканию верных путей, определению, что ошибочно и что верно.

          Когда найдена руководящая идея, сознание становится ясным, как будто рассеивается тьма ночи и настаёт день. Заканчивается бесплодная борьба, начинается творческая работа.

          Солидаризм может быть руководящей идеей, потому что он отвечает тем условиям, при которых совершается прогресс: он близок психологии современного человека, он отвечает тенденции нашего времени, он повышает этический уровень и способствует материальному прогрессу. Его большое преимущество в том, что он основан на идее глубокого этического содержания. Моральное совершенствование человека будет расширять задачи солидарности, наполнять эту идею свежим духовным содержанием. Солидаризм открывает простор духовным исканиям, которые так чужды веку капитализма и его коммунистическому антиподу. Открываются безграничные и величественные перспективы высшей духовной красоты в царстве нравственного идеала.

          Наш век ищет мира. Но что может больше способствовать миру, чем воспитание в идеях, осуждающих борьбу? Солидаризм способен дать внутренний мир и подготовить психологию народов для мира внешнего. Он готовит торжество права и правды!

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить