Г. К. Гинс
10.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





          7. Выяснение и оценка коллективного начала в человеческой жизни проникает в науку права медленнее, чем это происходило в социологии. Но уже в трудах Иеринга новые идеи нашли себе ясное выражение. Иеринг, а впоследствии Гумплович указали, что развитие права происходит в связи с борьбой индивидов и общественных групп за свои интересы. Постепенно идеи этого порядка утверждались, и, под влиянием смены руководящих начал, стал происходить пересмотр многих учений гражданского и государственного права. Но пересмотр этот происходит еще и сейчас со свойственной юриспруденции медлительностью. Правопорядок нуждается в устойчивости, он не любит потрясений. Устойчивость положительного права одно из ценных его свойств, а потому и юридическая мысль, привыкшая базироваться на положительном праве, отличается медлительностью и лишь постепенно, под давлением нарастающего нового правосознания, преодолевает инерцию старого порядка и осознанные вновь идеи справедливости переносит в новые законы.

          Новые идеи нашли себе особенно ясное выражение в современной организации профессионального движения. В то время как либеральная революция 1789 г. была враждебна ко всем организованным коллективам (закон 14 авг. 1791 г. воспретил все организации, как рабочих, так и работодателей), мы являемся теперь свидетелями мощных профессиональных организаций, не только признаваемых, но и поддерживаемых законом и пользующихся исключительным влиянием в хозяйственной и политической жизни.

          В современной практике профессиональные союзы почти вовсе вытеснили индивидуальные соглашения о найме труда, заменив их соглашениями коллективными, т.н. тарифным договором. Предприниматель, вместо разрозненных нуждающихся в работе людей, видит перед собой организацию, представляющую сомкнутые ряды рабочих, объединенных солидарным интересом. Рабочие получают, благодаря этому, возможность добиться наибольших для себя выгод, что способствует дальнейшему укреплению силы и значения союза. Предпринимателям остаётся объединиться, в свою очередь, чтобы организованному коллективу рабочих противопоставить коллектив предпринимателей. Но тогда становятся друг против друга могущественные коллективные силы, столкновение которых было бы подобно борьбе титанов.

          Если в отдельных случаях рабочий или предприниматель выиграли бы, заключая договор не через посредство союза, то в массе случаев они выигрывают от того, что существует коллективный договор, который на установленный срок гарантирует от ухудшения условий для заинтересованной стороны. Некоторое ограничение свободы окупается бесспорными выгодами для всего коллектива рабочих или предпринимателей.

          Неудивительно, поэтому, появление новой теории синдикализма (см. гл. V), которая предлагает ввести начало обязательности синдикальной организации, при условии ограничения компетенции синдикатов исключительно профессиональными вопросами, но с предоставлением синдикатам монополии представительства соответствующих профессиональных интересов.

          Таким образом, каждый рабочий и каждый предприниматель могут найти защиту своих интересов только в одном соответствующем их профессиональной деятельности синдикате. Каждый профессиональный интерес должен иметь организованную защиту. Выгоды монополии представительства компенсируют стеснение свободы профессиональной самозащиты. Рабочие и предприниматели объединяются в противостоящие союзы. Каждая сторона обладает только одной организацией.

          Как же определяются взаимоотношения этих организаций?

          Так как они преследуют противоположные интересы, то, естественно, что отношения их не всегда выливаются в мирную форму. Но так как, с другой стороны, упорная борьба их привела бы к жестоким потрясениям народного хозяйства, то на случай их острого столкновения или непримиримости должно быть применено авторитетное и властное посредничество.

          Австралия, Германия, Италия и др. страны ввели у себя примирительное производство и арбитраж, в целях возможного сокращения забастовок и локаутов, как явлений вредных для народного хозяйства (см. гл. VII). Законодательство стремится перебросить в отношения между организованными группами те принципы солидарности, которые господствуют внутри этих групп.

          Характерно, что решения судов по трудовым конфликтам выносятся не применительно к одним только непосредственным участникам спора, а в расчете на их применение во всех аналогичных случаях. Каждая сторона в споре рассматривается в качестве представителя коллективных интересов и суд может разрешить вопрос, считаясь не только с договором, но и с целесообразностью. Его решение похоже иногда на правотворчество. Так, наряду с уголовной и гражданской юстицией, возникает третья юстиция, с новыми своеобразными задачами, вытекающими из идей солидаризма.

          Новая система синдикализма отнюдь не преследует задачи устранить борьбу профессиональных интересов. Подобно тому, как конкуренция играет исключительную роль в качестве стимула экономического прогресса, так соревнование профессиональных групп необходимо для прогресса социального. Не для того поощряется вступление в синдикаты, чтобы помешать борьбе их за профессиональные интересы своих членов, а для того чтобы поощрить их в этом направлении. Но если для подъёма национальных настроений, для пробуждения мужественного духа нации её надо готовить к борьбе с врагами и вооружать, то это не значит, что не нужно избегать войны, как крайнего и ужасного средства решения споров. Так и в синдикальной системе борьба не исключается, а лишь ограничивается. Чем сильнее вооружены нации, тем осторожнее они будут относиться к вооруженному столкновению. Так, чем сильнее синдикаты, тем охотнее они пойдут на взаимные уступки, вместо того чтобы истощать друг друга борьбой не на жизнь, а на смерть.

          В революционных кругах развитие синдикализма привело к идее насильственного захвата власти и хозяйственного господства синдикатами трудящихся (революционный синдикализм); но, параллельно этому, крепнет идея о возможности мирного сосуществования организаций с противоположными интересами (корпоративный синдикализм).

          Дух нового корпоративного строя выражен фашистской Хартией Труда (Carta del Lavoro). Основной принцип этого исторического документа и изданных в развитие его законов (гл. VI) — подчинение частного интереса коллективному. Индивид находит в синдикате опору своих прав и интересов, но он покупает эту поддержку ценой некоторых ограничений своей свободы. Синдикаты снабжаются некоторыми полномочиями со стороны государства, но зато они выполняют возлагаемые на них государством обязанности и подчиняются его контролю. Государство-нация выше индивида и выше всех коллективных групп.

          Руководящим началом всей этой организации служит тот же принцип солидаризации интересов. Объединение совершается для совместного достижения цели; ограничения вводятся лишь в той мере, в какой они оправдываются выгодами лиц и групп, которые им подчиняются.

          Преобразующее влияние новых идей сказывается и на организации государства. Господство индивидуалистического мировоззрения приводило к представлению о населении государства, как сумме индивидов. Из этого представления логически вытекало всеобщее избирательное право, как способ проявления народной воли и политических настроений населения. Равенство граждан, как личностей, составляющих народ, предполагает выражение каждой личностью её воли, и арифметическая сумма, составляющая большинство, решает судьбы государства. Подчиненное воле и интересам слагающих его индивидов государство лишено возможности вмешательства в экономическую и духовную жизнь индивидов и обязывается к тщательной охране неприкосновенности той сферы существования человека, в которой проявляется свободное выявление его духовных сил и способностей.

          Развитие коллективных организаций сделало очевидным, что государство составляется не только из индивидов, и, в связи с этим, стали появляться планы переустройства хозяйственного и государственного управления на основе признания группового представительства. Так, напр., Ратенау предлагал создать объединённые организации однородной промышленности, ремёсел и торговых предприятий, и возложить управление промышленностью на индустриальные союзы. В политических доктринах, на ряду со всеобщим избирательным правом или в противовес ему, предлагается функциональное представительство, дабы каждый избранный говорил не от себя и не от безликой массы, а представительствовал определённые интересы одной из общественных групп.

          К этому течению мысли примыкает гильдейский социализм. Проекты этого рода (см. гл. VIII) намечают создание параллельных организаций производителей и потребителей и, наряду с ними, организации политической (государство). Первые две ведали бы хозяйственными вопросами, независимо от государства: последнее только вопросами административными и политическими. В совокупности эти организации охватывали бы всё общество, обнимая тысячи групп и предоставляя наибольшие гарантии интересам каждой категории и наибольшие возможности согласования противоположных интересов.

          Некоторые из идей этого порядка уже находят себе практическое осуществление. Так, напр., в Германии на основе функционального представительства организован Державный Хозяйственный Совет, представляющий интересы труда и капитала и оказывающий большое влияние на экономическую жизнь государства.

          Итальянский поэт Габриэль Д'Аннунцио в своей недолговечной республике Карнара организовал, в качестве высших органов, два совета, состоявшие из представителей разных групп населения и по временам объединявшиеся.

          Наконец, Италия превращена в корпоративное государство, созданное по принципу организации всего населения, посредством объединения синдикатов в федерации и конфедерации (гл. V) и согласования деятельности всех этих иерархически построенных организаций под наблюдением нейтральных государственных органов, корпораций (гл. VII).

          Мы видим, таким образом, как далеко отошла от индивидуализма современная теория и как перестраиваются общество и государство, соответственно новым коллективистическим началам.

          8. Коллективизм в его крайнем проявлении страдает такой же односторонностью, как и индивидуализм. Если последний распылял человеческое общество, игнорируя, что в действительной жизни существует не человек, а люди, связанные между собой взаимодействием и сотрудничеством, то коллективизм грозит игнорировать значение личного начала и дать слишком значительный перевес целому над его составными элементами. Неограниченный коллективизм угрожает, прежде всего, тем приобретениям, которые дороги каждой культурной личности, свободе её самоопределения и самодеятельности. Коммунизму уже пришлось однажды отступить перед грозным призраком упадка, вызванного покушением на эти индивидуальные блага. Самое уязвимое место фашизма заключается также в том, что он слишком бесцеремонно расправляется со многими приобретениями индивидуалистической культуры. Неограниченный коллективизм поглощает, однако, не только личную, но и групповую независимость, он признаёт только господство целого и служение целому.

          Между тем, тенденции общественной мысли и законодательства, отдавая должное коллективному началу, отнюдь не несут с собой полного отречения от индивидуализма. Эти тенденции лучше всего отражает солидаризм. Признавая собственность и конкуренцию, он сохраняет движущие пружины экономического прогресса и открывает простор проявлениям личной инициативы и самодеятельности. Организуя человеческие общества, он не допускает принуждения там, где оно не приносит выгоды тем, кто подвергается ограничениям. Организованным группам, как и индивидам, солидаризм предоставляет свободу соревнования и вмешивается во взаимоотношения их лишь поскольку это становится необходимым в случаях неразрешимых конфликтов.

          Коллективизм в этой форме не поглощает и не убивает ни личной, ни групповой самодеятельности. В основании этого рода коллективизма лежит идея солидарности: согласования действий во взаимных интересах. Коллективизм, построенный на этой основе, получает определенные границы. Он не может принести составные части в жертву целому, как это делает, напр., коммунизм. Только в тех случаях, когда противоположность интересов препятствует солидарности, производится пpинyдитeльнaя солидаризация, т. е. принуждение к компромиссу, наиболее отвечающему интересам сторон и общему благу.

          Законодательные акты и учреждения, осуществляющие идеи и тенденции солидаризма, могут составлять целую систему. Её культурное назначение в том, что она способствует воспитанию и укреплению в народной психологии начал солидарности.

          Поскольку солидаризм предполагает, как общее правило, добровольное сотрудничество, он близок к индивидуализму; поскольку он допускает принуждение в интересах общего блага, соответствующего и интересам сторон, он проводит социальные начала, т. е. осуществляет коллективизм. Таким образом, солидаризм является системой общественных отношений, лишенной односторонности; он наиболее отвечает вековечным исканиям человечества, объединяя личное и общественное начала.

          Индивидуализм и социальные (коллективные) тенденции наиболее гармонично примиряются в солидаризме, который рассматривает каждого индивида, как часть целого, исходя из принципа, что индивид многим обязан тому обществу, в котором он живет. Но солидаризм считает в то же время, что общество, которое не обеспечивает индивиду возможности развить его творческие силы, неизбежно идет к упадку. Таким образом и индивид и общество выигрывают в системе солидаризма. Каждая сторона получает права и обязанности, соответствующие обоюдной выгоде.

          Солидаризм поощряет корпоративную активность. Индивид входит в корпорацию, которая увеличивает его возможности и достижения. Корпорация получает самостоятельные права по отношению к государству, становится активным участником его жизни. Государство, по принципам солидаризма, слагается из сложной сети коллективов. Таким образом, власть корпоративного государства черпает свою силу из организованного общества. Корпоративной организацией государства достигается сложная гармония многообразных обединений, представляющих все творческие силы нации.

          9. Начала солидаризма проникают и в международные отношения. Свободному соревнованию народов, по принципу либерализма, противопоставлялись идеи централизации управления международным миром, по плану всемирного владычества или всемирного союза.

          Взаимоотношения государств подчиняются тем же принципам, что и взаимоотношения частных лиц (см. гл. X) и поскольку последние, ради своей же пользы, привыкают подчиняться принудительному согласованию интересов, это новое правосознание переносится и на отношения государств. Сохраняя свою независимость, государства могут добровольно подчиняться общему порядку, во имя солидарности своих интересов и стремлений.

          Лига Наций является проводником солидаризма в международные отношения. Солидаризм создаёт ограничения свободы действий отдельных государств, членов Лиги, но компенсирует их выгодами, которых нельзя достичь иначе, как совместными действиями и подчинением высшему авторитету. Так, напр., участие в Лиге Наций обязывает не прибегать к войне до решения третейского суда или рассмотрения конфликта советом Лиги; ограничивает свободу договоров; подчиняет государства ряду обязательств в отношении управления колониями и охраны труда. Намечаются и другие ограничения в международных интересах, в связи с осуществлением идеи свободы морей и воздухоплавания.

          Международное принуждение, которого тщетно искали в прошлом, для укрепления идеи международного права, возникло само собой, когда произошло объединение сильных государств со слабыми на почве общих интересов и осознана была необходимость самоограничения и подчинения общему для всех порядку. Солидаризм приближает нас к тому времени, когда человечество будет состоять из солидарно действующих народов-государств, подобно тому, как общество составляется из солидарно действующих людей. Индивидуализм вытесняется, таким образом, из международных отношений, как он вытесняется и из частных.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить