Г. К. Гинс
09.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"




ГЛАВА XIII

ОБОСНОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

          1. Иллюстрации прогресса в истории римского права. 2. Прогресс в праве нового времени. 3. Эволюция нравственности. 4. Периоды реакции и застоя. 5. Проблема тысячелетней неподвижности Китая. 6. Психологические основы прогресса (генезис). 7. Выгоды правопорядка. 8. Закон приспособления в применении к социальным явлениям: индивидуально-эмоциональное и социально-эмоциональное приспособление. 9. Средние оценки и эмоциональные равнодействующие.

          1. Достижения в социальной области гораздо труднее распознаваемы, чем в области технической.

          Тем не менее, при некоторой наблюдательности, перелистывая страницы человеческой культуры, можно найти много примеров, подтверждающих прогресс.

          История римского права представляет собой грандиозную панораму, в которой развертывается поучительное зрелище. Оно показывает, как изменялось право одного и того же народа в течение тысячелетия.

          В панораме этой проходит патриархальный быт с неограниченной властью домовладельца. Pater familias властен над жизнью и смертью детей, а жена находится на одном положении с дочерью. Но, затем, шаг за шагом смягчается власть отца. Дети получают права на имущество, ими заработанное, жена может избрать форму брака, гарантирующую ей личную и имущественную независимость от мужа. Римская матрона pudica, lanifica, domiseda (скромная, рукодельница, домоседка) становится независимой и самостоятельной.

          Происходит, таким образом, процесс, в котором ясно выявляется тенденция эмансипации личности. Всякий сознательный человек желает полного выявления своего «я» и насильственное подчинение его чужому авторитету становится возможным только в кругу отношений, не затрагивающих его интимной личной жизни.

          Одновременно, на протяжении многих веков римской истории, происходит борьба за равноправие, которая начинается выступлением плебеев против патрициев, переходит затем в борьбу неполноправных частей государства с Римом и заканчивается изданием Constitutio Antoniniana (закон Каракаллы), распространяющей права государства на всё население, кроме рабов.

          Но и в отношении рабов совершается интересная эволюция. Правда, положение их в период более простых патриархальных отношений было лучшим, чем в последующий, когда Рим начал завоевания и хозяева перестали рассматривать рабов, как домочадцев. Когда рабов стали пригонять десятками тысяч, массами продавать и покупать, они почти совершенно утратили своё человеческое лицо в глазах хозяев: раб стал вещью. Но потрясавшие римское государство восстания рабов, а затем гуманные идеи христианства и здесь привели к некоторому смягчению рабского режима, к охранению человеческого достоинства и жизни рабов. Следует всё же отметить, что рабство осталось темным явлением римской истории и было одной из причин разложения римской империи. В отношении рабов тенденция эмансипации человеческой личности не проявила себя достаточно и не выявлялась непрерывно и последовательно, но все же и в этом вопросе римское право даёт материал, отвечающий общему направлению истории.

          Если даже ограничиться этими примерами, то можно утверждать, что на протяжении тысячелетия очень ясно обнаруживается развитие в сторону свободы человеческой личности.    Раз завоёванная свобода обратно уже не отдаётся. Приближение к ней мы называем прогрессом, потому что это отвечает    потребностям духа и интересам культуры. Общество, состоящее    из сознательных, развитых людей, привыкших к независимости и умеющих отстаивать свои интересы, всегда жизнеспособнее, и сильнее, чем общество людей безвольных и несамостоятельных.

          2. В истории права новых народов можно подобрать разнообразную и яркую коллекцию примеров, показывающих подобные же прогрессивные тенденции в различных областях общественной жизни171.

          Так, напр., начало развития государственности соединяется с двойным давлением на человека. В средние века такое государство характеризовалось, как «господство двух мечей» — два меча: кара земли и кара неба грозят тому, кто преступит закон. Это государство уступает затем место государству светского абсолютизма, с одним мечом, затем государству, где всё больший круг людей принимает участие в государственном строительстве: конституционному государству, республике буржуазной, затем демократической. В общей линии развития оказывается все меньше давления на человека сверху; каждый гражданин приобретает возможность всестороннего развития; все большее количество лиц активно участвует в государственной жизни.

          Возьмём другую область — область труда. Почти везде зарождение социального строя связано с существованием труда рабского, в лучшем случае — крепостничества. Но мы видим затем, как везде люди отказываются отдавать себя в оковы. Происходит переход к началу свободного соглашения труда с капиталом. Правда, свобода соглашения не устраняет экономической зависимости: остаётся эксплуатация на основах экономического преобладания. Но трудящиеся организуются, они защищают свои права, интересы, и самые последние достижения в этой области свидетельствуют о том, что при правильной организации трудящиеся начинают добиваться участия в управлении предприятиями (рабочие советы). В связи с этим происходят политические завоевания, вплоть до рабочего правительства, — всё это результаты организации труда, и в этой области, несомненно, намечается известная эволюция, проникнутая идеей, раскрепощения человеческой личности.

          В семье, в семейном быте, почти всегда начинается с того, что тот, кто является главой семьи, имеет безграничную, беспредельную власть; дальше развитие семейных отношений у всех народов свидетельствует о том, что и при отсутствии безграничной власти главы семьи семейные узы поддерживаются уважением к старшим, узами крови, так что те, кто находится под властью родителей, эмансипируются. На страницах новейших законодательных кодексов мы видим дальнейший прогресс, по сравнению с римским правом: родительская власть совершенно видоизменяется. Если отец ведет такой образ жизни, что может повести детей по неправильному пути, и осуществление им власти будет не в интересах тех, во имя которых она устанавливается, то он может быть лишён своей власти.

          Возьмём далее область долговых отношений. Тот, кто не исполнит своего долга, приняв на себя обязательство, тот в старину должен был ожидать кабалы, а по законам XII таблиц — даже того, что его убьют «si plus, minusque secuerunt, se fraude esto». От начала личной ответственности за долги, от физического воздействия на личность должника — происходит затем последовательный переход к тому, что ответственность личная заменяется ответственностью имущественного характера. Современное законодательство устанавливает границы ответственности. Оно говорит, что нельзя лишить человека средств для дальнейшего существования: ему нужно оставить то, чем он может жить.

          Легко было бы привести чрезвычайно убедительные примеры из области уголовного права, которое указывает, что человечество от самых суровых, жестоких мер воздействия переходит к более гуманным наказаниям. В древности кара за проступки члена семьи нередко распространялась на всю семью, а иногда кара за дела одного или нескольких членов общины на всю общину. Впоследствии это было запрещено. В Китае еще до 1905 г. существовало правило о наказании вместе с виновным его нисходящих и восходящих и, хотя убеждение в справедливости этого принципа пустило глубокие корни, все же и здесь произошла отмена этого правила172.

          В самое последнее время нередко пользовалась большим успехом идея социальной гигиены: не наказывать, а лечить преступников. Муссолини высказался о современных уголовных кодексах, что они больше заботятся о преступниках, чем о государстве и обществе, но это, несомненно, этическое завоевание человечества.

          Если остановиться на международных отношениях, то принцип «человек человеку волк» является mutatis mutandis одним из наиболее твердых, сохранивших своё значение принципов международных отношений. «Государство государству волк» — так было до последнего времени. Но и тут мы видим известную эволюцию, видим изменения. В прошлом сильные государства стремились покорить другие. В настоящее время государства стремятся входить в соглашения между собой, — соглашения, которые устанавливают равновесие, поддерживают мир солидарностью группы государств, заключающих союзы. Будущий путь мировой истории освещается маяком международной солидарности — Лига Наций уже является маяком, который указывает, куда пойдет история дальше.



171) См. Проф. Л.И. Петражицкий, Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов т. I. С-Пб. 1911 г. стр. 16—20, где попутно приводятся иллюстрации этического прогресса.

172) См. Г.К. Гинс «Этические проблемы Китая», Харб. 1927 г. стр. 23.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить