Г. К. Гинс
05.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"




ГЛАВА XII

УЧЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ ПРОГРЕССЕ

          1. Понятие этического и социального прогресса. 2. Наглядность технического прогресса. 3. Сомнения в прогрессе этическом, предание о золотом веке. 4. Религия и вера в этическое совершенствование. 5. Отрицательные спутники культуры. 6. Непопулярность идеи прогресса в классическом мире. 7. Точка зрения средневековья и эпохи после ренессанса (Бодэн, Бэкон). 8. Учение Вико о циклическом прогрессе. 9. Развитие идеи прогресса в XVIII-XIX вв. — идея непрерывности прогресса (Кондорсе). 10. Конструктивный идеализм (утопия «Земного рая»). 11. Научная социология и положительная политика Конта. 12. Учение Спенсера об эволюции. 13. Марксизм об истории и перед судом истории. 14. Философское обоснование непрерывности прогресса у Гегеля. 15. Критики прогресса. 16. Культурный пессимизм Шпенглера и философия консерватизма К. Леонтьева. 17. Сущность культуры и прогресса. 18. Законы социального прогресса.

          1. Когда юристы говорят о праве и силе, они ставят право на первое место, предполагая и желая, чтобы право вытесняло силу. В этом движении от силы к праву сказывается прогресс: культура побеждает стихию. Распространение права вширь и вглубь, проникновение его во все области общественной жизни, укрепление правовой психики, т. е. предрасположение к поступкам, соответствующим праву, и отрицательного отношения (репульсий) к его нарушениям, ослабление, в связи с этим, принудительного начала в праве — все это считается признаком прогресса. Но этого мало. Меняется самоё право. Формально понятие его одно и то же, но содержание не остается неизменным.

          То право, которому еще недавно поклонялись, вызывает неудовлетворенность, оно само начинает рассматриваться, как насилие. Переход от абсолютизма к конституции, от монархии к республике, от либерализма к солидаризму рассматривается, как прогресс. Каждая эпоха нуждается в своем праве, таком, которое для неё является гармонией, которое при данных условиях вызывает наибольшую удовлетворенность. Возникает вопрос, в какой степени эта смена различных систем права тоже является прогрессом и по каким признакам можно отличить, что прогресс и что не прогресс. Возникает также вопрос, нельзя ли содействовать прогрессу, направлять движение в его сторону, чтобы ускорить достижения прогресса и устранить возникающие препятствия.

          Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, что такое прогресс и какие пружины им управляют.

          Надо различать прогресс умственный, технический, моральный. Если человек понимает окружающее все лучше и лучше, если он способен выражать свои идеи все яснее и знания становятся и разнообразнее и доступнее, это признаки умственного прогресса. Если человек все более овладевает способами воздействия на мертвую природу, подчиняет её своим желаниям и, при меньшей затрате труда, достигает больших результатов, — это прогресс технический. Что касается прогресса этики, то поскольку этика состоит из обязательных правил поведения людей в их отношениях друг к другу, прогресс этики выражается в качественном улучшении этого поведения, т. е. приближении его к наиболее гуманному, человеколюбивому, креативному отношению к наиболее широкому кругу лиц и в истреблении злостных, человеконенавистнических, одиозных начал даже по отношению к врагам. Такое изменение этики способствует улучшению условий общественной жизни и является прогрессом социальным.

          2. Прогресс — идол нашего времени146. Поразительные успехи материальной культуры настолько бросаются в глаза, что современный человек может из личного опыта почерпнуть богатую коллекцию примеров прогресса. Не были ли мы свидетелями, как быстро развивалось автомобильное дело, как человек завоевывал воздух, как кино из забавы превратилось в могущественное орудие культуры, в громадную отрасль промышленности, в новый вид искусства и творчества? Не чудо ли передача фотографий посредством радио, возможность слышать концерты и речи за тысячи верст? Сколько удобств доставляет современному человеку повседневное усовершенствование различных машин, механизирующих труд и сберегающих человеку его энергию.

          Богатейшие технические музеи в Мюнхене и Лондоне (Кенсингтон) представляют наглядную картину успехов человечества. Переходя из комнаты в комнату, можно наблюдать, как человеческий гений в течение веков сумел усовершенствовать самые разнообразные стороны техники. Вот перед вами громоздкий фонарь, вы идете дальше и видите, как этот фонарь заменялся все более дешевыми и удобными средствами освещения. Вот отверстие в окне для вентиляции. Вы видите, как оно заменяется сначала простою вертушкою, потом эта вертушка соединяется с электрическими проводами и вентиляция производится вне зависимости от ветра. Наконец, вентилятор соединяется с водопроводной трубой, распыляет струю воды на мельчайшие частицы, водяную пыль, чтобы и освежать, и увлажнять воздух. Так постепенно одна и та же идея находит себе все более совершенное выражение. Не нужно приводить много примеров, доказательств — технический прогресс нагляден даже в мелочах.

          Но, когда видишь успехи в области транспорта (в Лондоне модели судов всех времен), электротехники, механического оборудования фабрик, то тогда достижения прогресса поражают и заставляют верить в неограниченные возможности будущего.

          3. Человек побеждает природу — здесь прогресс несомненен. Успехи естественных наук послужили исходным моментом мысли о быстром развитии власти человека над природой, внушили веру в его бесконечное техническое торжество. В то же время естественные науки создали склонность к рассмотрению человека и человеческого общества, как частицы мира, в котором совершается непрерывное движение. Человеку удается овладеть этим развитием и дать ему желательное направление.

          Таким образом, будущее может быть наполнено всё более возрастающими достижениями. Простейшее переходит в более сложное и более тонкое.

          Помимо успехов естествознания, идею прогресса питал быстро возраставший экономический и культурный обмен, который усиливал взаимодействие наций и государств и увеличивал возможности человечества. Земной шар стал представляться мыслителям великой мастерской, в которой разнообразные организации, постепенно совершенствуясь, работают для общей великой цели147.

          Идея прогресса в области техники завоевала себе наиболее прочное положение. Редко вызывает сомнения и прогресс умственный. Но сопровождается ли он одновременно прогрессом социальным и этическим? Еще в древности было отмечено, что умственный прогресс сопровождался нравственной порчей и что, по мере развития человеческой жизни и усложнения ее, условия жизни становились все труднее, почему, наряду с преданием о потерянном рае, сложилась формула ухудшения: золотой, серебряный, медный, железный век. Это формула, составленная применительно не к одним только экономическим условиям жизни людей, подсказана наивной переоценкой прошлого.

          4. Веру в возможность улучшения нравственности внушила впоследствии религия. Религия пришла на помощь человеку, теряющему веру в себя. В противовес идее об утраченном золотом веке, идея Мессии должна была заставить человека воспрянуть духом: Царство Божие наступит. Возникла новая формула: смена Ветхого, Нового завета и Вечного Евангелия. Эта формула изображает непрестанное улучшение нравственности. Она относится уже к другой стороне общественной жизни. Но и тут появились скептики. Ницше, например, изображает христианство, как мораль вырождения. Другие изобличают лицемерие нашего века: единобрачие, при существовании проституции; осуждение рабства, при наличии рабской зависимости в новых формах и пр.

          Наконец, появляются вновь скептики, которые пугают прогрессом. Они рассматривают прогресс, как стадию, расцвета, вслед за которой неизбежно последуют упадок и разложение. С их точки зрения — нужно бояться прогресса, который приближает к дряхлости, нужно стараться остановить его, «подморозить» страну (К. Леонтьеев).

          Так сложен вопрос о прогрессе.

          5. Люди стремятся устранить опасности для здоровья и жизни, обеспечить прирост населения, а между тем многолюдность содействует распространению пороков. Люди хотят устранить бедствия войны, а между тем обеспеченный мир понижает энергию. Культурные государства распространяют свое влияние на первобытные страны, приобщая их к благам европейской цивилизации, а население этих стран усваивает прежде всего отрицательные стороны европейского быта и развращается его соблазнами.

          «В одних отношениях прогресс как будто есть; зато в других — несомненно регресс. Появляются новые науки, т. е. дифференцируется наука прошлого и вместе с тем исчезает единство знания, которое мы не можем не оценивать положительно. Происходит накопление знаний, но они становятся разрозненными и отдельным человеком необъемлемыми. Появляются специалисты, исчезает человек энциклопедической культуры. Мы смеёмся над алхимией и... не замечаем, что современная медицина мечтает, если не об элексире юности, то об операции омоложения»148.

          Если прогресс существует, то он предполагает сочетание успехов в области материальной и духовной культуры. Успехи техники и знания — относительные ценности. Прогресс требует коллективных усилий человечества на пути к осуществлению абсолютных ценностей: добра, истины, красоты и братства149.

          Однако, движение человечества по пути морального и социального прогресса значительно медленнее, чем то движение в области знаний и техники, которое достигнуто в течение ближайших к нам столетий, благодаря передаче мысли на расстояние и создавшейся возможности для лучших умов человечества помогать друг другу в их усилиях.

          Уже отсюда видно, что идея прогресса — дитя нового времени, выражение его довольства успехами и уверенности в своих силах.

          В самом деле, как говорит Бэри150, интеллектуальный климат для развития идеи прогресса до XVI в. был неподходящим.



146) Состоявшийся в 1912 г. в Риме съезд Международного Института Социологии был посвящен специально докладам о прогрессе, — см. Annales de l'institut intern, de sociologie v. XIV P. 1913. Le progres. Discours, memoires et observations.

147) Р. Ю. Виппер, Общественные учения и исторические теории XVII—XIX в.в. Изд. 1925 г. стр. 78, 93 и др.

148) Л. Карсавин. «Философия истории». Берл. 1923г. Гл. IV, стр. 254.

149) Prof. I.A. Gunn — «Social Progress» Melbourne, 1923. стр. 17.

150) J. Bury, The Idea of Progress. 1924 стр. 7.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить