Г. К. Гинс
03.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"




ГЛАВА X

СОЛИДАРИЗМ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

          1. Связь международного права с внутренним состоянием государств. 2. Частно-правовой характер международных отношений. 3. Влияние идей либерализма, абсолютизма и конституционализма на международные отношения. 4. Солидаризм в международном праве. 5. Лига Наций и переход от частно-правовых к публично-правовым началам в международных отношениях. 6. Ограничения прав отдельных государств в отношении войны. 7. Пакт Келлога. 8. Сокращение вооружений. 9. Ограничение свободы договоров. 10. Новый принцип управления колониями. 11. Международные обязательства об охране труда. 12. Другие проблемы взаимоотношений государств. 13. Значение Лиги Наций в деле укрепления правовых начал и идеи солидаризма в международных отношениях. 14. Идея Пан-Европы и предпосылки международного солидаризма.

          1. Известный авторитет в вопросах международного права проф. С-Пб. Университета Мартенс с большим основанием связывал развитие международного права с внутренним состоянием государств. «Если в государстве человеческая личность, как таковая, признается источником гражданских и политических прав, то и международная жизнь представляет высокую степень развития порядка и права. Наоборот, с государством, в котором человеческая личность никакими правами не пользуется, где она бесправна и угнетается, международные отношения не могут ни развиваться, ни установиться на прочных основаниях»128.

          К этому следует прибавить, что прогресс внутригосударственного правосознания опережает правосознание международное. Насилие и обманы, давно осужденные в отношениях между гражданами государства и в отношениях государств к гражданам, еще применяются во взаимоотношениях народов. Но, чем крепче утверждается убеждение в необходимости правопорядка, чем яснее сознание, что на основах права лучше всего ограждается общее благополучие, тем легче распространить правовые начала и на международные отношения.

          История дает много примеров того, как государства вступали в сношения и действовали совместно без всякого сознания обязательств друг к другу, на основах чисто фактического сотрудничества. Так несколько человек, случайно встретившихся в пути, совместно освобождают путь от свалившегося дерева или вытаскивают завязнувший экипаж и затем расходятся в разные стороны, забыв друг друга. Сегодняшние сотрудники завтра могут оказаться соперниками и врагами. Фактические отношения мира сменяются состоянием войны.

          Но, если сношения принимают постоянный характер, то фактические отношения переходят в юридические. Государства заключают договора и передают свои споры на разрешение третейского суда.

          2. Юридически отношения между государствами представляют такую же картину, как отношения между частными лицами. Каждая сторона независима и самостоятельна в своих действиях. Каждая руководствуется своими целями и интересами, не подчиняясь высшему авторитету и не ограничивая себя во имя надгосударственных целей. Даже при заключении коалиций, совместные действия государств напоминают отношения товарищества, члены которого объединились на время для достижения общей цели129.

          3. Идеи либерализма, переносимые из сферы отношений частных лиц на почву межгосударственных отношений, благоприятствуют свободному соревнованию народов. Удача всегда приветствуется: сильный торжествует. Принцип невмешательства третьих держав и подчеркивание суверенитета — это приблизительно то же, что неотъемлемые права личности и ограничение государства ролью сторожа. И когда либерализм перестает уже руководить внутренней политикой, он сохраняет еще господство во внешней, так как правовой прогресс в отношениях между государствами всегда запаздывает, по сравнению с прогрессом в отношениях между людьми.

          Необходимость организовать международные отношения более прочным образом сознавалась с давних времен и находила себе выражение в разнообразных, иногда фантастических, проектах.

          Многие из этих проектов были очень далеки от правовых идей. Так, напр., некоторые видные носители церковной власти (папы Григорий VII, Иннокентий III) и некоторые государи, как напр., Карл V, Людовик XIV, Наполеон I, а в наше время Вильгельм II, мечтали о всемирном владычестве. В основе этих империалистических проектов лежит принцип силы, идея порядка, поддерживаемого мечом всемирной монархии.

          Эти идеи находили себе опору в примерах прошлого, когда объединение под властью одного могущественного государства утверждало мир и порядок. Вспомним pax romana! Пример римской империи внушил Данте130 его учение о всемирной монархии.

          «Когда народы пользовались благами мира? — Когда они были объединены под властью Августа. И когда весь мир, говорит Данте, снова объединится под властью одного монарха, тогда возродится золотой век и тогда наступит то царство справедливости, о котором предсказывали поэты. Тогда исчезнут все поводы к несогласию. Единый монарх будет выше человеческих страстей. Что ему страсти, когда он владеет всем?»

          В этих рассуждениях отражается теория абсолютизма. Все доводы и соображения в пользу сильной единоличной власти переносятся в область международных отношений и обосновывают созидание государства — колосса, поглощающего все прочие.

          Идеи конституционализма и представительного парламентского режима в свою очередь оставили след в литературе международного права.

          Известен проект аббата Сен Пьера, предлагавшего Утрехтскому конгрессу организовать Союз государств с общим сеймом, которому должна была быть предоставлена законодательная и судебная власть, с правом принуждения по отношению ко всем членам союза. Взаимоотношения государств, членов союза, должны были определяться конституцией, изменения в которую могли быть вносимы только единогласным решением всех членов сейма. Лига должна служить гарантией против завоеваний и внутренних революций, против которых ополчаются союзные государства.

          Эти идеи аббата Сен Пьера произвели впечатление на Ж.Ж.Руссо131, который, в свою очередь, пропагандировал организацию Лиги народов, с принудительной властью по отношению к членам, прибегающим к насилию или не повинующимся третейским решениям.

          Организацию представительного международного органа и международного суда предлагали также Лоример, Блюнчли и др.

          Таким образом, общие правовые идеи проникают в международное правосознание и мы видим в нем — то выражение принципа полной государственной независимости на началах либерализма, то распространение на межгосударственные отношения начал абсолютизма, то стремление к международной конституции.

          В произведениях, относящихся к вопросам международных отношений, проблемы этого порядка нередко связываются с характером внутреннего государственного устройства.

          Знаменитый философ И.Кант в своей известной работе «Вечный мир»132 ставит осуществление этой идеи в зависимость от установления правового (республиканского) строя каждым государством, участником в федерации мира. Он пытается также обосновать всемирное гражданство правовыми принципами. Всемирное право гражданства он выводит из того, что право на земную поверхность принадлежит всему человечеству сообща и люди, в конце концов, должны терпеть соседство других, а необходимость мира обосновывается тем, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других.

          4. Несомненно, что, в связи с общим развитием правосознания, и в международных отношениях все более проявляется стремление урегулировать взаимоотношения государств укреплением правового начала. В частности, успехи солидаризма не могут пройти бесследно для международного права. Взаимоотношения государств подчиняются тем же принципам, что и взаимоотношения частных лиц, и поскольку последние, ради своей же пользы, привыкают подчиняться принудительному согласованию интересов, это новое правосознание переносится и на отношения государств.

          Постепенно устанавливается сознание, что подчинение началам международного права, ограничивающего государства в их действиях друг к другу, полезно для них же, отвечает их интересам. Верховная цель международного права — общая польза всех государств. Эта мысль особенно ясно высказывалась Бентамом и др. английскими писателями.

          Международное общение предполагает солидарность интересов и общие цели, но солидарность эта и общность целей распространяются первоначально на небольшой круг государств.

          Коалиции, обеспечивающие «равновесие», иллюстрируют солидарность противостоящих групп. Вестфальский мир 1648 г. был первым выражением ясно осознанной солидарности интересов ряда государств, стремившихся покончить с бедствиями затянувшейся тридцатилетней войны. Здесь фактическое равновесие сменяется договорным и с тех пор идея договорных коалиций для поддержания политического равновесия стала привычным орудием дипломатии.

          Договорная коалиция предполагает взаимные обязательства, налагающие ограничения на свободу договаривающихся держав. Достаточно упомянуть об обычной в таких случаях обязанности взаимной поддержки в случае нападения извне.

          Следующий шаг — распространение этих правовых начал в международных отношениях в еще более широком масштабе, на все общество цивилизованных народов. Успех идеи солидаризма в различных областях общественной жизни все больше сказывается в международных отношениях. Принцип личной свободы и независимости, корректируемый подчинением интересам более высокого порядка, вполне применим и к государствам. При сохранении своей независимости, они могут добровольно подчиниться общему порядку, во имя солидарности своих интересов и стремлений. Как отдельный человек только выигрывает от того, что живет в обществе других и подчиняется порядку, поддерживающему общежитие, ибо иначе он не мог бы осуществить многих стремлений, — так и государство, вне международного общения, оторванное от солидарных усилий человечества, не может обеспечить своим гражданам всей полноты культурных достижений.



128) Ф.Мартенс — Соврем. междунар. право цивилизован. народов. Предисл. стр. V.

129) Межгосударственное право относится обычно к публичному праву так же как и право, относящееся к государственной организации. Ошибочность этой точки зрения и доказательства частно-правовой природы межгосударственных отношений впервые указал проф. Петражицкий «Теория права и государства» т. II, изд. 2, стр. 740 cл. Как мы увидим дальше, только теперь в международное право проникают публично-правовые начала и в этом заключается юридическая сущность происходящей эволюции международноправовых отношений.

Международники указывают с другой стороны, что уже возникают и признаются правоотношения между-отдельными индивидами и чужим государством. Начало этому положено организацией защиты лиц лишенных подданства (Heimatslose, apatrides) ср. Plitis, Les nouvelles tendances du droit international 1927. стр. 62. Право эмигранта на защиту государства — субъективное публичное право, так что и здесь международное право меняет свой частно-правовой характер на публично-правовой.

130) Dante А. — «De Monarchia».

131) См. Hode — Les precurseurs de la Societe des Nations. 1921.

132) И.Кант. Вечный мир М. 1905.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить