Г. К. Гинс
02.12.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





          5. Принудительное сопользование является одним из самых любопытных и своеобразных ограничений собственности, признанных водным правом. Собственник обязан допускать к соучастию в содержании и пользовании уже существующими плотинами (§ 33 Бад. Зак.) в тех случаях, когда удовлетворение хозяйственных и домашних надобностей в воде может быть достигнуто наиболее целесообразно при совместном пользовании уже существующими и принадлежащими другим устройствами. Сопользование (если оно не слишком обременяет собственника) допускается на условиях соучастия в расходах, т. е. совместного управления и совместной эксплоатации.

          В Прусском Законе принудительное сопользование применяется лишь в отношении приспособлений для осушения земель или спуска отработанных вод (§ 339 Прусск. зак. ср. § 151 Саксонск. водн. зак.).

          Такого же характера постановления о принудительном допущении к переделке, улучшению или перенесению вододействующих сооружений и плотин (§ 34 Бад. зак., § 338 Прусск. зак.). Заинтересованные лица вправе требовать переделки плотины, участвуя в расходах.

          В интересах общего блага водная администрация может и по своей инициативе потребовать переделки или укрепления запруд, если это требуется в виду вреда или опасности сооружений, и в этом случае государство принимает на себя издержки, не покрываемые выгодами заинтересованных лиц.

          Сами же владельцы, в интересах общего блага, обязаны содержать плотину в надлежащем виде, не снося её и не запуская (§ 99). Право собственности превращается в обязанность, собственность действительно становится социальной функцией.

          6. Отметим еще так называемые водные переделы. Согласно ст.ст. 65-67 Бав. Зак., в случаях, когда, вследствие уменьшения воды или по другим причинам, наличной воды оказывается «недостаточно для потребностей управомоченных лиц», допускается перераспределение воды, причем водная администрация получает право выяснить, «не было ли со стороны управомоченного бесполезной траты воды или произвольного неравномерного пользования ею в ущерб другим участникам в пользовании» (ст. 66).

          В Саксонском Законе (§ 21) определенно говорится, что «бесполезное употребление и бесполезное запруживание воды» недопустимо.

          7. Согласно Баденскому Закону (§ 21), при наличии сталкивающихся интересов, власть может уравновешивать их в порядке примирительного процесса, если только заинтересованные стороны не достигнут добровольного соглашения и не заключат письменного договора о перераспределении воды. Здесь тоже ясно проявляется идея солидаризма. Предполагается, что заинтересованные будут действовать согласно (солидарно), сознавая общую выгоду. Закон не вмешивается и не вносит элемента принудительности, пока не выяснится неспособность сторон к солидарным действиям.

          Примирительный процесс известен и Прусскому водному Закону. И он допускает, чтобы в случаях, когда не хватает воды для всех управомоченных, производилось, по требованию заинтересованных лиц, регулирование объема, времени и видов пользования, в соответствии со справедливостью и с принятием во внимание потребностей общего пользования.

          8. Возможность согласования и, следовательно, изменения объема прав препятствует закреплению их по принципу старшинства, как это должно быть, при внесении прав в водные книги.

          Однако, отсутствие определенности прав может быть не менее вредным для хозяйства, чем недостаток гибкости. Каждый хозяин пересматривает и изменяет свой план хозяйства в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Когда много хозяев, и все они связаны общностью интересов, и изменения возможны лишь при условии сговора и солидарности, то необходимо, чтобы авторитетная власть обладала возможностью придти на помощь и своим вмешательством помочь осуществлению необходимых изменений. Отсюда проистекают все те ограничительные и принудительные нормы, которыми пестрит водное законодательство, утверждающее систему солидаризма.

          Но если отдельный хозяин не может осуществить своей полезной инициативы, иначе, как только при условии гарантирования status quo, т.е. если за ним будет закреплено определенное право, тогда система переделов и вмешательства в индивидуальное хозяйство с оценкой степени целесообразности его ведения становится положительно опасной. Водные законы должны были предвидеть это, и они нашли выход в системе концессионирования и системе укрепления прав123.

          В порядке концессий предоставляются так называемые особые права пользования, т. е. такие, которые сами собою не возникают или отступают от обычных условий. Права, предоставляемые в порядке концессий, настолько прочны, что даже собственники могут быть заинтересованы в том, чтобы их права на пользование водами были приравнены по силе к концессионным правам. С этой целью Прусский водный закон (§ 86) ввел систему «укрепления» прав (Sicherstellung).

          Укрепление сопровождается тем же процессом, как и выдача концессий. Производится подробное обследование, какие интересы частные и общественные затрагиваются предполагаемым предприятием, и выслушиваются возражения заинтересованных лиц, которым дается для этого определенный срок после публикации о предполагаемом предприятии. Решение о выдаче концессии носит, таким образом, характер судебного решения и неудивительно, что право концессионера считается наиболее обеспеченным от каких-либо неожиданных ограничений или отмены. Право на пользование водным течением, основанное на концессии, пользуется значительными преимуществами перед правами, непосредственно вытекающими из предписаний закона, так как оно создает предпринимателю юридическое положение, со всех сторон обеспеченное.

          Таким образом, устраняется неопределенность и неустойчивость правового положения, которое создается пересмотром прав и переделами. Но это необходимое отступление от солидаризма может казаться в то же время его осуждением. Лицо, за которым, путем ли концессии или путем «укрепления» прав, прочно зафиксированы известные преимущества, отрывается от группы солидарно связанных пользователей, подчиненных одному общему для всех режиму.

          Эта свобода покупается, однако, ценой ряда компенсаций.

          При выдаче концессии, на концессионера может быть возложено выполнение ряда обязательств и условий, в интересах общего блага. Так, напр., в Скандинавских государствах концессии на использование силы падения воды (белый уголь) предоставляются с тем, что, по истечении установленного срока от 60 до 80 лет, все устройства переходят безвозмездно к государству; часть добываемой электрической энергии предоставляется по себестоимости общинам и государству; должны быть принимаемы некоторые меры в интересах рабочих, так, напр., в их пользу должна идти прибыль провиантских складов, им должны быть предоставляемы средства и земли для устройства клубов и торговых заведений и др. Иногда государство выговаривает себе право выкупа предприятия и контроля за его деятельностью124.

          Но если бы этого даже не было, то и тогда выдача концессий находила бы себе достаточное оправдание в экономической целесообразности ее. Осуществление дорогого и общеполезного по значению предприятия само по себе является крупной ценностью и вкладом в народное хозяйство. Юридическая система, которая не содействует, а затрудняет возникновение подобных предприятий, причиняет экономический ущерб государству. Солидаризм не должен создавать искусственных связей, не должен опутывать ограничениями свободу хозяйственной деятельности. Это не искусственная система. Он вытекает из естественных потребностей и не должен выходить за пределы действительной необходимости.

          9. В водном законодательстве эту мысль могут иллюстрировать также правила о так называемых водных товариществах.

          Одной из наиболее плодотворных и прогрессивных идей нашего времени является принцип коллективного и группового сотрудничества. Объединение лиц, связанных общим интересом и осуществляющих коллективно работы, представляющие выгоду для всех участников, приобретает значение публично-правовой организации, но не превращается в государственное учреждение. Членам этого объединения предоставляется свобода самоопределения. Они сами вырабатывают свой устав, намечают цели и определяют круг участников. Они самоуправляются и самооблагаются.

          В основе этого сотрудничества лежит все та же идея солидаризма. Водные товарищества представляют один из видов подобного рода объединений, которые во Франции известны под именем синдикальных товариществ.

          Солидаризм предполагает достаточную степень сознательности и развитое чувство общественности. Он не навязывается, а органически выростает. Но человеческая природа такова, что без элемента принуждения обойтись нельзя. Опыт организации товариществ синдикального типа показывает, что инициатива отдельных лиц постоянно разбивается об инерцию, противодействие или неподчинение других, пока государство не снабдило их правом принудительного взыскания и правом принудительного присоединения меньшинства125.

          Раз возникшее водное товарищество обязано выполнять поставленную ему цель, то вошедшие добровольно или присоединившиеся по принуждению члены обязаны выполнять возложенные на них по уставу обязанности, под страхом принудительного взыскания.

          Но принуждение оправдывается здесь непосредственной выгодой каждого отдельного члена товарищества. Принуждение восполняет недостаток сознательности и недостаток воспитания в духе солидаризма.

          Чем меньше будет необходимости в элементе принуждения для укрепления солидаризма, тем больше возможностей для него откроется. Идея гильдейского социализма, социальная теория, которую излагает Коль126, все это лишь нащупывание и определение тех глубоких процессов, которые совершаются в обществе под влиянием социального перевоспитания его. Солидаризм, в отличие от других принципов, лишён надуманности. Он возникает непроизвольно и, как мы видели, находит себе все более широкое выражение в существующем правопорядке127.



123) Там же стр. 143 сл.

124) См. наше «Современное водное право» II, стр. 143. 192, 198 сл.

125) «Совр. водн. Право» стр. 169 сл.

126) Cole, Social Theory см. гл. VIII прим. 103 и 104.

127) Теоретическое изучение водного законодательства связано с такими трудно разрешимыми проблемами, как разграничение публичного и частного права, оценка понятий публично-правовой собственности, разграничение различных категорий публичных вещей, определение понятий концессионного договора и общего пользования, установление границ административного вмешательства и административной подсудности. Но над всем этим стоит проблема солидаризма. Эта идея значительно большей широты и она способна дать научный свет для понимания всех трудных вопросов водного права и объединения его изучения.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить