Г. К. Гинс
29.11.2012 г.

  На главную раздела "Научные работы"





          6. Новая политическая организация в Италии отвечает этим тенденциям. После того как закончена была организация синдикальной иерархии, представилась возможность реорганизовать и политическое представительство.

          Муссолини терпел парламент, пока не знал, чем его заменить. Политика итальянского диктатора заключается в том, чтобы постепенно все органы фашистской партии превратить в государственные органы. Вождь партаи — «дуче» становится Capo del governo (главой правительства). Секретарь партии, по декрету 1929 г., назначается указом короля и является участником высших правительственных учреждений. Пострадавшим участникам фашистской революции присвоены все привилегии участников великой войны. Фашистская гвардия, совершавшая поход на Рим (marcia su Roma), составляет ядро милиции, преданной опоры режима, подчиненной непосредственно «дуче». Некоторые фашистские организации преобразуются в синдикаты и корпорации. Верховный Совет партии в 1928 году преобразован в Верховный Совет Италии.

          Муссолини считает фашистскую партию выразительницей духовного и национального облика страны. С момента перехода власти к партии он повел её по пути слияния с нацией. Но при таком положении партия могла бы раствориться в массе. Выгода участия в господствующей партии толкнула бы в неё массы населения, и партия потеряла бы своё значение руководящей организации. Поэтому фашизм забронировался. Творцы фашистской революции считают себя наиболее приспособленными для организации нового строя. Не потому, что уже с самого начала они обладали определенной программой (этого в действительности не было), но по своей психологии, воспитанной в принципах солидарности, национализма и смелости действий. Поэтому запись в партию с 1927 г. прекращена и введена система набора (la leva fascista). Вступление в партию открыто только авангардистам, достигшим 18 лет. Подготовка новых партийцев ведётся в широком масштабе через посредство, главным образом, Opera Nazionale Balilla (Национальная организация имени Балилла), которая воспитывает молодые поколения в вере и преданности начатому делу, чтобы они могли продолжить его в веках, побеждая время и неизбежные противодействия108.

          Через несколько лет сотни тысяч молодых людей будут пополнять ряды фашистской партии. Уже в 1927 г. главнейшие организации по подготовке и воспитанию молодежи в духе фашизма насчитывали в совокупности свыше 600 тыс. участников109. Другая организация, вовлекающая массы населения в сферу влияния фашизма и воспитывающая их в симпатии к новому режиму это «Организация послетрудового отдыха» (Opera Nazionale del dopolavoro). Эта организация охватила страну сетью культурных учреждений. Она открывает трудящимся и их семьям самые разнообразные возможности: даёт художественное воспитание (музыка, пение, кино, театр, открывает льготный доступ на концерты и спектакли); содействует физическому воспитанию (спорт, экскурсии), специальному образованию (профессиональная подготовка для повышения квалификации) и общему (библиотеки, курсы, школы); содействует гигиене и санитарии и улучшению жилищ; оказывает различные виды помощи при посредстве ссудных касс, кооперации и всяких других организаций более специального характера, обслуживающих земледельцев, индустриальных рабочих, моряков, рыбаков, женщин, как матерей и хозяек и пр.

          Общая линия работы этой организации, которая законами 1 мая 1925 г. и 8 мая 1927 г. поставлена под опеку государства и поставлена, при том на широкую ногу, соответствует жизненным интересам миллионов трудящихся. Им помогают повысить квалификацию труда, приобрести полезные сведения, развивать духовные и физические силы в противовес гибельным последствиям тэйлоризма, и в то же время воспитывают национальное самосознание и любовь к родине (экскурсии, фольклор, исторические сюжеты и пр.).

          Opera Nazionale Dopolavoro обслуживает миллионы граждан; синдикаты же охватывают почти все население. Неудивительно, поэтому, что фашистские организации все более врастают в жизнь. Фашизм создал себе опору в нации. Этим объясняется успех последней политической реформы, которая обогащает опыт государствоведов новым типом представительного учреждения, построенного на основе синдикальной организации и завершающего постройку корпоративного государства.

          В ноябре 1928 г. Муссолини провел через Сенат и Парламент закон о Верховном Совете, как высшем политическом органе страны. В состав его входят члены трех категорий: 1) пожизненно заслуженные деятели фашизма, участники Marcia su Roma, лица, которые на должности министров в течении по крайней мере трёх лет принимали участие в Верховном Совете до его преобразования и все секретари фашистской партии, занимавшие эту должность со времени 1922 г.; 2) по должности входят все те, кто возглавляет учреждения, отражающие политическую жизнь нации, как то: председатели палат, министры, начальники милиции, президент института фашистской культуры и организации по воспитанию юношества (Opera Nazionale Balilla), председатели крупнейших синдикальных организаций общенационального характера, председатели кооперативного центра и председатель специального трибунала по делам о государственной безопасности; 3) на срок до трех лет приглашаются те, кто по заслугам перед нацией и фашистской революцией может быть ценен в качестве членов Верховного Совета110.

          Верховный Совет является совещательным органом при короле и правительстве. Председательствует в нем глава правительства. На обсуждение вносятся проекты важнейших правительственных мероприятий, вопросы войны и мира, кандидатуры на пост главы правительства.

          Несмотря на свой консультационный характер, Верховный Совет фактически связывает корону и определяет подлинное престолонаследие, преемство фактической верховной Власти.

          Самый трудный политический вопрос личной диктатуры, вопрос о судьбе власти после смерти диктатора, разрешен в Италии законом о Верховном Совете, который составляет список кандидатов на пост главы правительства, для рекомендации королю.

          Нетрудно видеть, что учреждением Верховного Совета фашистская партия инкорпорируется в государство и, как сказано в объяснительной записке к законопроекту (см. II Jiornale d'Italia 9 novembre 1928): «Национальная Фашистская партия из частной ассоциации, каковы были партии при старом режиме, преобразуется в крупное учреждение публичного права, основное орудие режима в деле пропаганды и политического и социального воспитания итальянского народа».

          В самом деле, все крупнейшие деятели партии получают положение постоянных советников короля и правительства, и самые близкие к фашизму учреждения, как-то: общенациональные синдикальные организации; фашистская милиция и академия (институт фашистской культуры) получают в верховном совете постоянное представительство.

          Учреждение Верховного Совета предшествовало осуществлению уже ранее объявленной реорганизации парламента (закон 17 мая 1928 г.). По словам проф. Кимиенти, реформа эта „наиболее сложная и решительная из всей юридико-политической системы фашистского режима111.

          На основании этой реформы политическое представительство перешло к организациям, ограждающим интересы социальных категорий. Задавшись целью перевоспитания нации через посредство организаций синдикального характера, фашизм соответствующим образом приспособил и политическую систему. Корпоративное государство, консолидирующее нацию, укрепляется и получает новые силы для своего дальнейшего прогрессивного развития112.

          Политические реформы предприняты были фашистским правительством уже после нескольких лет существования синдикальных организаций, когда выявились активные работники нового строя и представилась возможность наметить кандидатов в преобразуемый парламент.

          Новый парламент избирается следующим образом. Первоначально намечается тысяча кандидатов: восемьсот кандидатов намечается синдикальными организациями и двести ассоциациями другого рода. Пропорция кандидатур различных синдикальных организаций такова: конфедерация земледелия — землевладельцы и рабочие по 96 кандидатов; конфедерация индустрии — предприниматели и рабочие по 80 кандидатов; конфедерация торговли — коммерсанты и служащие по 48 кандидатов; конфедерация морского транспорта и воздухоплавания — предприниматели и служащие по 40 кандидатов; конфедерация сухопутного и внутреннего водного транспорта по 32 кандидата от предпринимателей и рабочих; конфедерация банковская по 24 от банков и служащих и, наконец от конфедерации лиц умственного труда — 160 кандидатов. Всего 800 кандидатов.

 Конфедерации: Предприниматели. Рабочие. Всего.
 Земледелия 96 96 192
 Индустрии 80 80 160
 Торговли 48 48 96
 Морского транспорта и
воздухоплавания
 40 40 80
 Сухопутного транспорта и
внутреннего    водного
сообщения
 32 32 64
 Банков 24 24 48
 Лиц умственного труда 160 - 160
 Итого:          800

          Остальные двести кандидатов представляются следующими ассоциациями: национальным союзом служащих государственных учреждений (синдикаты чиновников в Италии запрещены) — 28; национальным фашистским союзом учащихся первоначальных школ — 10; железнодорожники (cheminots) — 5; от служащих почт и телеграфа — 2; персонала государственных предприятий — 2; от университетов — 30; от средних школ — 15; академий — 9; институтов изящных искусств — 2; фашистского института культуры — 3; общества имени Данте Аллегиери — 2; союза комбатантов — 45; союза увечных — 30; национального итальянского центра — 8; морской лиги — 1; колониального института — 1; кооперации — 1; сберегательных касс — 1; акционерных компаний — 1; общества земельных улучшений — 1; итальянского бюро туризма — 1; итальянского комитета олимпийских игр — 1; организации послетрудового отдыха — 1. Всего 200 кандидатов.

          Все перечисленные организации представляют реальные деловые интересы. Исключение составляет только национальный центр — организация политического характера, приютившая многих деятелей бывшей народной партии и тесно связанная с католическими кругами. Но здесь можно видеть желание дать представительство католической церкви, как могущественной организации, которую фашизм всеми мерами старается привлечь на сторону нового режима. Двести кандидатов, выдвигаемых перечисленными организациями не синдикального характера, вместе со 160 кандидатами представителей умственного труда, занимают больше третьей части всего списка. Отсюда видна тенденция законодателя обеспечить возможно более высокий, интеллектуальный уровень будущего представительного учреждения.

          Весь список в числе тысячи кандидатов представляется Верховному Совету, который отбирает из него четыреста наиболее достойных занять депутатские кресла. Верховному Совету предоставлено, впрочем, право включить в окончательный список часть своих кандидатов, лиц, пользующихся высокой репутацией в области наук, искусств и политики, которые случайно не попали в список кандидатов, составленный по первоначальным указаниям.

          Окончательно утвержденный список в 400 кандидатов подвергается плебисциту. Как известно, состоявшиеся в марте 1929 г. выборы дали преобладающее большинство голосов в пользу списка, предложенного Верховным Советом, и с 20 апреля 1929 г. в Италии работает парламент, избранный по совершенно новой системе, а главное органически связанный со всей системой синдикальных учреждений.

          Выборы производились без шумной избирательной компании. Муссолини и префекты накануне плебисцита произнесли речи в защиту режима. Никто, конечно, не мог выступить с возражениями. Свободы слова и печати фашистская диктатура не допускает. Не было конкуренции списков, следовательно, ничего нельзя было и противопоставить правительственному предложению. Не допускалось и частичных поправок. Голосование производилось по древнему римскому обычаю за или против списка целиком, без оговорок (jussum или non jussum populi, rogante magistratu).

          Как сообщала после выборов пресса, фашистские списки напечатаны были на бумаге, окрашенной в три цвета национального флага, бюллетени же «против» — на белой бумаге. Даже когда бумаги были сложены, разница между ними была совершенно ясна. К тому же на наружной стороне бюллетеней была подпись правительственного чиновника, причём она была написана по разному на белой и на разноцветной бумаге, так что её сразу можно было отличить.

          Оказывалось, помимо того, и давление. Все это вовсе не плюс новой системы. Но результат тайного голосования, давшего более восьми миллионов голосов в пользу списка против ста тридцати шести тысяч, едва ли мог иметь место только благодаря избирательным ухищрениям и репрессиям. Слишком трудно было бы собрать восемь миллионов голосов при общем населении в 40 миллионов, если бы фашизм не врос мащно. Теперь после первого опыта правительство могло бы уже не бояться свободной избирательной кампании и вообще смягчить режим, который оправдывался лишь необходимостью закрепить завоевания фашистской революции.

          На случай, если бы плебисцит дал отрицательные результаты, закон 17 мая 1928 г. о реформе политического представительства предусмотрел (ст. 8) новые выборы на основе конкуренции списков, которые могут быть представляемы всеми обществами и организациями, насчитывающими не менее пяти тысяч членов, занесенных в избирательные списки. Ни один список не может выставить более трех четвертей всех кандидатов.

          К этой запасной системе выборов фашистской Италии прибегать не пришлось.

          7. Государственный строй современной Италии очень далек от совершенства и интересен для нас лишь как опыт организации политической жизни страны на основе солидаризации общественных классов, исключающей классовое или партийное преобладание.

          Кризис современного правосознания отождествляется с кризисом демократии и фашистскую диктатуру изображают обычно с её отрицательной стороны, как реакцию против демократизма. С этой точки зрения производится и сопоставление итальянского фашизма с русским большевизмом113. Сходство заключается в принятии обоими движениями идеи руководящего меньшинства, принципа власти вождей. Сходство заключается и в приёмах управления, возрождающих начала „полицейского" государства. Но этим и ограничивается чисто внешнее сходство двух режимов. Существо их совершенно различно. Государство классового господства и государство «социальной гармонии» — два различных мира. Параллели можно проводить лишь в отношении внешних приемов власти.

          Фашистский «дуче», в качестве главы правительства, является таким же диктатором, как генеральный секретарь коммунистической партии в СССР. Глава итальянского правительства не первый среди равных в совете министров, а подлинный властелин. Политикой руководит он, а не совет министров. Муссолини долго держал к тому же в своих руках портфели Военного Министерства, Воздухоплавания, Внутренних дел, Иностранных дел, Корпораций, Колоний. Глава Правительства отвечает непосредственно перед монархом, а не перед парламентом. Ни один вопрос не может быть поставлен на обсуждение парламента без согласия главы правительства114.

          Между тем, компетенция правительства значительно расширена предоставлением ему права издания «декретов-законов» (закон 31 янв. 1926 г.), что много больше, чем обыкновенное право издания указов. Так напр., в 1928 г. Муссолини испросил себе право издания актов в развитие Хартии труда, что, при декларативном характере хартии (см. выше гл. VI), почти равносильно самостоятельному законодательству.

          Сильной центральной власти соответствует расширение полномочий префектов и учреждение губернаторства в Риме. Префекты объединяют деятельность всех органов власти, не исключая органов юстиции, военных и железнодорожных. Они связывают управление на местах с политикой центра, ежемесячно созывая начальников всех правительственных учреждений, для установления инструкций.

          Одновременно с расширением объема полномочий исполнительной власти, фашистское законодательство проводит ряд исключительных законов, ограничивающих «свободы» граждан.

          21 ноября 1925 г. издан очень интересный закон, преследующий секретные общества, он направлен, главным образом, против масонства. Закон требует от общества сообщения властям списка членов и других необходимых им сведений. За несообщение этих сведений представители обществ подлежат наказанию и могут быть смещены. Чиновникам и офицерам запрещено входить в общества, прибегающие к секретным действиям, т. к. иначе возможна недопустимая в государстве коллизия приказов власти с одной стороны и тайного общества — с другой: офицер или чиновник могут, получать от них противоположные директивы.

          Ряд законов 1923-1926 гг. установил репрессии против печати. Полная свобода печати, говорит один фашистский автор115, создаёт «тиранию невежества». Власть получила право прекращать тенденциозные издания, привлекать к ответственности редакторов и даже ограничить доступ к профессиональной журналистике созданием особого «ордена журналистов». Только те, которые приписаны к этому ордену, могут заниматься профессиональной журналистикой.

          Законом 25 ноября 1926 г. введен исключительный режим для ограждения общественного спокойствия, с установлением смертной казни за покушения на высших должностных лиц и учреждением специального трибунала по этим делам с военным производством.

          Введена конфискация имуществ у итальянских подданых, ведущих за границей агитационную работу против нового строя в Италии.

          Наконец производится чистка правительственных учреждений от лиц, не понимающих или не сочувствующих новому строю.



108) «La Civilta fascista» 1928 стр. 597 сл. Балилла — фамилия юноши, бросившего камень в австрийцев и положившего начало национальному освобождению, символизирует патриотические цели юношеских организаций.

109) Авангардистов — 280 000; Balilla — 405000; Giovani Italiani — 14000; Piccole italiana — 80; Universitari fascisti — 12500.

110) В 1929 г. последовало новое изменение организации Верховного Совета. В составе его решающее значение по всем вопросам приобрели квадрумвиры похода на Рим. Вторую группу составляют те же лица, при участии некоторых министров и высших должностных лиц. Наконец, третью — составляет неопределенный круг лиц, оказавших услуги нации или фашистской революции.

111) Prof P. Chimienti о. с. (прим. 93) стр. 84.

112) Декрет — закон 3 сент. 1926 г. утвердил Муниципальные советы с паритетным представительством работодателей и рабочих. Таким образом, корпоративная база последовательно подводится под самые разнообразные учреждения.

113) Н.Устрялов — Итальянский фашизм, Харб. 1928 г. стр. 166. Книга эта добросовестно и сочувственно излагает внешнюю историю фашизма, но характеризует его крайне односторонне и не дает правильного представления о его природе. Ср. издание Centre international d'Etudes sur le faschisme. (Cinef) Annuaire 1928 № 1.

114) Вдохновитель фашистской юриспруденции, Альфредо Рокко, объясняет это тем, что законодательство по конституции осуществляется королем и палатами, а представителем короля является Capo del Governo.

115) N. Orsi — o. с. стр. 140.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить