Н. С. Черниговская
15.11.2014 г.

  На главную раздела "Экология сознания"


Искусство побеждать куется в режиме сверхдисциплины.
Им невозможно овладеть без отваги, выдержки и мудрости.
Но овладев в совершенстве, человек обретает все,
к чему стремится его свободная воля.
 
          Сижу за столиком уютного кафе в колумбийской столице. За окном бушует ливень. В Боготе уже заканчивается сезон дождей, но потоки воды все еще низвергаются с небес... Я наслаждаюсь ароматным чаем и смотрю новости. События недели крутятся вокруг корриды.

          Никто, ни за какие ковриги, не заставил бы меня пойти в цирк на корриду, на это жестокое представление. Сердце мое не принимает эту кровавую игру, но ум все же пытается понять, какая загадка, какая скрытая пружина раскручивает это действо, тайный смысл которого зацепил и держит внимание стольких поколений.

          "Fiesta brava" — так в Колумбии называются сезоны корриды, длящиеся по полгода. "Фиеста" переводится как "праздник", "браво" — "мужественный, храбрый, свирепый".

          "Сезон корриды", как правило, начинается в декабре и заканчивается в мае. Их размах привлекает в Боготу самых знаменитых тореодоров в мире. Для участия в них из Испании привозят самых породистых быков. Представления привлекают массы зрителей и приносят сверхприбыли. Телевидение, радио, газеты, журналы все 6 месяцев буквально живут этой темой. Победители пожинают тысячи долларов и лавры в качестве всеобщего обожания, поклонения и восторженной любви многочисленных поклонниц. Ими восхищаются, гоняются за автографами и портретами, возводят в ранг национальных героев и даже святых. Может быть, поэтому искусству корриды, чрезвычайно популярному в Колумбии, обучают мальчиков лет с десяти, практически во всех мужских гимназиях, наравне с фехтованием и верховой ездой.

          Вдруг в кафе все стихло. В новостях — прямое включение из цирка. Многие подошли ближе к экрану. Камера направлена на окровавленного матадора. Только что, на завершающем этапе представления, бык развернул ситуацию в свою сторону и, овладев ею на мгновение, проткнул рогами живот и бедро своего врага. Самообладание раненого, способного спокойно отвечать на вопросы прыткого репортера, в то время как кровь буквально хлещет из рваной раны, потрясало. Свое интервью матадор закончил фразой: "Тот, кто выходит на арену, готов к этому каждую секунду. Искусство побеждать требует овладения отвагой, выдержкой и мудростью, оно куется в режиме сверхдисциплины и внутренней свободы. Поэтому нет силы, способной сломить волю матадора. Без умения управлять не только ситуацией, но и собой, даже если речь идет о боли, не стоит искушать судьбу..."

          Мое внимание настолько было приковано к этому человеку, что я не заметила, как ко мне подошел сын моей приятельницы, Нано, со своим другом Андресом — оба тореодоры. Нано работает на арене в качестве матадора, Андрес — бандерильеро. По традиции колумбийского приветствия оба чмокнули меня в щеку и, подсев к моему столику, заказали кофе. Наш разговор, естественно, вращался вокруг последнего события.

          В силу моей вездесущей профессии, я уже кое-что знала о корриде: что родилась она в Испании, кажется, в XVI веке как церемония или ритуальное зрелище. Современный спектакль корриды мало чем отличается от средневекового. Строится он по классическим канонам. В игре участвуют четверо: с одной стороны бык, с другой — три тореадора: звезда арены — матадор, бандерильеро и пикадор.

          Первым выходит матадор с "muletto rojo" — с черным плащом на красной атласной подкладке — и начинает свой танец. Когда на арену выпускают быка, он вонзает между лопаток ничего не подозревающему животному, в самое чувствительное и болезненное место, первую пику, причиняя неожиданную боль, чем и задает тон всему представлению. Что бы ни случилось, даже при смертельно опасных ситуациях, матадор не имеет права покидать арену.

          Затем появляется бандерильеро. Его роль — приводить быка все в большую ярость, втыкая ему в холку разноцветные пики, метясь в одно и то же место, которое указал матадор. Это называется “украшать быка”. Бандерильеро подвергается большой опасности, но, в отличие от матадора, он имеет право в критических ситуациях прятаться в специальное укрытие. Когда бык уже достаточно разъярен, на арене верхом на коне появляется пикадор. Своей длинной пикой он наносит быку новый удар, чем повергает его в неистовое бешенство. В смертельно опасных ситуациях, пикадор тоже имеет право вместе с лошадью прятаться в укрытие. И тогда вся яростная сила взбешенного быка обрушивается на матадора, который, как ни в чем ни бывало, продолжает свой танец...

          Перед переполненными зрителем трибунами на арене цирка разыгрывается театрализованное представление с сюжетом, героями, музыкой, костюмами, где ситуацией управляет отважный, хладнокровный, с фантастической реакцией и выдержкой матадор, танцуя “Танец смерти” в паре с бешеным от ярости животным, он удивляет публику умопомрачительной смелостью, выдержкой и невозмутимостью. Чаруя зрителя неуловимой пластикой движений магического танца, высшим шиком которого является момент, когда искуситель судьбы поворачивается спиной к обезумевшему животному. Так он демонстрирует полное презрение к страху и самой смерти.

          Гарантия победы — безупречность исполнения всего ритуала. Расплата за ошибку — жизнь. Матадор ведет ситуацию к кульминации и точно определяет момент, когда следует нанести последний и решительный удар. Случается, что этот удар наносит бык. А иногда, по решению индульто, — публики и председателя, особо умному, смелому и достойному животному даруется жизнь и он становится своеобразным героем сезона. А финал обходится без пятого участника этого представления — смерти.

          Нано и Андрес страстные поклонники корриды и сами не раз на арене играли со смертью. Я не сомневалась, что раз коррида — ритуал, у него обязательно должен быть подтекст, некий философский смысл. И сейчас мне представилась великолепная возможность узнать, какой именно.

          — Нет, я не разделяю вашего восторга перед корридой и не смогу понять, — начала я, — какой смысл в этом жутком кровавом зрелище? Что привлекательного? Зачем истязать несчастное невинное животное, а матадору рисковать жизнью, танцуя на краю пропасти?

          — Но такова жизнь. В финале ее — смерть. Жизнь и смерть всегда ходят рядом, — сказал Нано, — коррида — это вызов человека смерти. Взглянув ей в глаза, начинаешь ценить каждый миг жизни.

          Он прав, — подумала я, — даже если человек не осознает, он все равно испытывает перед смертью страх на подсознательном уровне С ним рождается, живет и умирает. И не важно, осознан страх или нет, все равно он делает свое дело: сокращает жизнь, наполняя ее страданиями. Страх — главная причина недоверия между людьми и странами, главная причина агрессии и войн.

          Всевозможные страхи заставляют человека страдать и нарушать законы жизни. Например, страх нищеты толкает человека к сверхобогащению, к грабежам, убийствам; страх перед страданиями делает его слабым, зависимым от обстоятельств и чужой воли, порабощает, провоцирует болезни и приближает саму смерть.

          — Я для себя решил, — прервал мои раздумья Андрес, — лучше однажды решиться и взглянуть в глаза Смерти, чтобы понять, так ли уж она ужасна. Ужасает неведомое, поэтому неведение — главная причина всех страхов. Познать — значит преодолеть в себе неведение, преодолеть саму причину страха. Коррида, музыкальное, костюмированное зрелище, но это не столько спектакль, сколько ритуал, который позволяет человеку преодолеть страх перед смертью. Сценарий этого спектакля пишут его главные герои прямо во время самого действа. Жизнь в лице отважного матадора и Смерть, тупая неуправляемая сила, неизбежность, рок, которую олицетворяет бык, вступают на глазах зрителя в нетеатральный, а реальный поединок.

          — Бык — это безжалостный, но непревзойденный учитель в искусстве побеждать, — продолжил Нано. — Смертельная опасность создает экстремальную ситуацию, в которой восприятие человека обостряется до предела. Его жизнь целиком зависит только от того, насколько он овладел умением сохранить хладнокровие и ясность ума даже в момент смертельной опасности, насколько его сознание опровергло привычную мысль, что человек — покорная жертва смерти, насколько он принял всем своим существом саму возможность победы. Эта его уверенность и сама его победа действуют и на сознание зрителя. Он вместе с матадором выиграет свою жизнь у смерти, уже только одной мыслью, что это возможно.

          Мы долго говорили о человеке и его возможностях, о существующих ритуалах и практиках, которые развивают и раздвигают границы человеческих возможностей. И действо спектакля корриды — это своеобразный экзамен учеников одной из школ в системе неких духовных практик, во время которого они демонстрируют свои достижения на разных ступенях обучения в реальной смертельно опасной ситуации, где безжалостный непревзойденный учитель-бык не дает права на ошибку. Поединок с ним обучает жизни набело, здесь альтернативы нет. Вставший на путь ученика-воина или в совершенстве овладевает искусством побеждать, становится непобедимым, то есть свободным, или уступает свою жизнь смерти.

          Но вообще-то бык не обязателен. Некоторые духовные школы обходятся и без него, но вот смерть, тем не менее, многие учения почитают учителем. И нередко обращаются к ней за советом или приглашают в арбитры достижений. Например, мексиканский воин-маг, достигший безупречности, одолевает реальную смерть. Я вспомнила, как "танец смерти" описывал Кастанеда. Его танцует тот, кто чувствует приближение смерти. Он вступает с нею в единоборство. Этот танец состоит из энергетических пассов, которые способны восстановить его энергетику и возвратить силу жизни. Но только полное самообладание и безупречность дают шанс на победу. Отодвинув срок смерти, воин выигрывает время для совершенствования, овладения новыми знаниями, чтобы, преодолев границу миров, стать бессмертным. Этими практиками владеют мексиканские индейцы яки, древние даосы, тибетские ламы... Словом, человек не только способен избавиться от страха смерти, но и от нее самой, и такие техники известны. Воин, овладевший знаниями, становится полным властелином своей судьбы и идет туда, куда влечет его свободный выбор.

          Однако реальный бык, по сравнению с бестелесной силой, имя которой смерть, — на первых ступенях обучения учитель более действенный, но столь же безжалостный. Вот, выходит, какой глубинный смысл сокрыт в бессмысленном и жестоком на первый взгляд действе. В этом, надо полагать, и причина популярности и долговечности корриды.

          — Но зачем в этом спектакле участвуют еще два тореодора, ведь их роль лишь в том, чтобы разъярить и без того взбешенного быка? — поинтересовалась я.

          — Может быть, тебе это покажется странным, — улыбнулся Андрес, — но чем яростнее смерть, тем больше шансов для победы имеет жизнь.

          Ребята объяснили мне, что ярость — это слабость. Чем интенсивнее эмоциональное состояние субъекта, тем менее он способен к верной оценке ситуации, а значит, и адекватной реакции на нее. Разъярить противника — значит повергнуть его в слепоту, а себе обеспечить сильную позицию. Психика имеет особенность: только в состоянии равновесия она способна на адекватные оценки и скоростные реакции. Несколько сантиметров поля и доля секунды, пропущенные восприятием, могут стоить матадору жизни. Поэтому он должен не только знать, на что способен бык, но и предвидеть его реакции. Во время спектакля на овладение ситуацией есть лишь считанные мгновения, в которые следует овладеть пространством и подчинить себе животное. По правилам корриды матадор работает с неизвестным животным, поэтому в ходе боя должен понять быка, узнать силу и слабость его психики, нервной системы, скорость его реакций. Смысл танца в том и состоит, чтобы узнать характер и повадки быка, то есть выявить и просчитать шансы для собственной победы.

          Да ведь и в обществе людей побеждает тот, кто сумеет изучить партнера, потому что тогда он становится предсказуемым и игру с ним можно вести по своим правилам. Но если позволишь изучить себя, будет все наоборот и ты сам рискуешь попасть в ловушку.

          На мой вопрос, как овладеть «искусством побеждать», ребята мне сказали, что все начинается с самодисциплины. Это процесс скрупулезный, долгий и требует упорства и основательности. Наш разговор продолжался довольно долго; в результате я узнала, что подготовка к выходу на арену требует от человека многолетней скрупулезной подготовки с отказом от многих удовольствий. Многолетний тренинг постепенно шлифует тело, психику, нервную систему, укрепляет дух, развивает ум, воспитывает отвагу, хладнокровие. Безупречность ведет к умению мгновенно оценивать обстановку и молниеносно реагировать в непредсказуемых ситуациях. Словом, тренинги направлены на то, чтобы человек познал и развил все свои возможности и научился умело их использовать себе во благо.

          Это требует предельной концентрации внимания и больших затрат времени на овладение разными техниками по тренировке тела и самодисциплины, куда входит многочасовая гимнастика и многочисленные тренинги: ежедневно оттачивается интуиция, скорость мышления, молниеносность реакции, отвага, концентрация сознания, спокойствие ума, хладнокровие, выдержка и многое другое. Ибо, чтобы победить смерть в образе быка, тореодор должен быть не только отважным и сильным, но и мудрым в самом широком понимании этого слова, только тогда он сможет избавиться от всех своих привязанностей и страстей. Настоящим тореодором может стать только тот, кому нечего терять.

          — Например, Цезарь Ринком — блестящий, лучший в мире матадор — всю свою жизнь подчинил служению этому искусству. Он был нищий. Ему нечего было терять, — сказал Нано.

          — Возможно, — улыбнулась я, — но сегодня его один выход стоит 65 тысяч долларов, как пишут журналы. И получает сейчас до 7 миллионов в год. Он чрезвычайно популярен, любимец публики, то есть богат, любим, и имеет невероятную власть над людьми. Так что теперь-то ему есть что терять.

          Андрес и Нано переглянулись, и я поняла: весь фокус в том, что он, овладев искусством побеждать, стал сверхчеловеком. Он так искусен, мудр и высок духом, что победил в себе все человеческие страхи, страсти и слабости. Он избавился от неведения, алчности и пороков, он обрел полную власть над собой и своей волей. Он — бесстрашен. Ему нечего желать, потому что он обрел самое ценное сокровище — истинную свободу.

Наталия Черниговская
Материал поступил в редакцию 07.11.2014
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить