06.11.2011 г.

  На главную раздела "Эзотерика"





Сокрытие лица1

Глава I

          И прошло семь десятиседьмин полных со дня убиения священников щековицких. По прошествии времени того повержен был Саррир киевский, за нечестия прошлые, и поднят был Саррир московский2, во прославления грядущие. И нисходили в ту страну души с ликами сокрытыми, и проповедовали среди людей разумеющих:

          «Пришёл час перепутия срока отмеренного, явился час рассечения времени сочтённого. Пройдёт ещё одна десятиседьмина полная, и достанет царь ваш до моря Хвалынского; достанет ваш царь до моря Хвалынского, овладеет он там землёй третьехрамовой; овладеет ваш царь землёй третьехрамовой, породнится он там с племенами савирскими. И если станете вы людьми свободными, и начнёте жить по завету Божьему, — снизойдёт на вас благословение Вышнее и ниспустится на вас милость Господняя. Тогда не будете безумием и посмешищем, но будете мудростью и величием. И свершится над вами то, что во книгах писано, и сотворится над вами то, что у пророков говорено».

          И рассказывали они людям умственным о событиях древних и о делах божественных, о книгах заветных и о пророчествах грозных. И дивились те, ибо чудны были речи их.

          Отселе пошли сказы вольнодумственные, и каждый рассказчик своего добавлял домысла, и плодились так разные толкования.

Глава II

          Жил в ту пору в городке Волоколамском Илья, сын кузнеца тамошнего, слыл он праведником по околице своей и был ясновидцем. Явились ему сокрытоликие и известили, что снизошла на него душа пророческая. И принял он посвящение под именем Захарии, и пошёл по слову их в Новгород, и проповедовал там.

          На излучине года четвёртого пришёл он в Москву, по слову изошедшему, и так же проповедовал возвращение Господнее, и так же к покаянию призывал. И следовали за ним многие по влечению сердца своего, не ведая глубин и не постигая сути.

          И прошло семь лет по приходу его в Новгород, и прошло три года по приходу его в столицу Московскую. И стали гоняться за ним и за учениками его, дабы пытать их и предавать казням мучительным. И было тогда ещё одно явление Илье Волоколамскому, и указано было ему идти во страну Биармскую3 со сторонниками верными.

          И собрал он по Москве людей решительных и пошёл в Тандо4 через леса восточные. И были с ним также люди новгородские, люди тверские и ростовские. Вёл он свой корабль5 дорогой унжинской, и заметил их отряд, за ними посланный. Уж стали нагонять несчастных всадники, и неоткуда было ждать им помощи. Тогда сказал Илья Волоколамский сотоварищам: «Развернитеся через плечо, чрез левое, и идите до холма высокого. На холме том до рассвета схоронитеся и в низину без меня не спускайтеся. Я ж явлюся к вам утром будущим, указать, куда далее следовать».

          После слов сиих спрятался Илья в кроне дерева придорожного и стал молиться; и как только подъехали всадники под дерево то, спрыгнул он вниз на отрядопредводителя их и убил его. И набросилися на него ратники подоспевшие, однако, дал ему Господь покровительство Своё, и покудова не изрубили его слуги царские, поразил он множество из них. Замешалось воинство от удара сего, развернулось на сторону суздальскую и умчалось дорогой обратною.

          И слышали о бое люди ильинские, но не ведали о смерти учителя своего. Добралися они до холма указанного и просидели на нём до утра следующего. И вот взошло уже солнце полуденное, а Илья всё не появляется. И вот опустились уже сумерки вечерние, а его всё нет. И стали было уж склоняться ко отчаянию, как вдруг видят: идёт к ним Илья, весь в сиянии огненном, и от тела его лучи распростёртые. И подошёл он к людям, павшим ниц пред ним, и сказал:

          «До дня сегоднего и я сомневался во стыде своём и не веровал во Царствие Божее верою полной. Ныне же воистину постиг я славу Его и восхитился Творением Господним. Величественно устройство Его, и нет в Нём смерти, ибо всякий входящий в Него видит место рождения предстоящего и не страшится за жизнь. Слышал я голоса ближних своих, отошедших от бытия земного, и зрил их лики; они же приветствовали меня, и благословляли, и приглашали в дома свои. И возносился я во святая святых Раздолья Небесного, не ведая, где пребывают основы Его и где распростёрт Его балдахин. И славил я Бога Вседержащего в неизъяснимом блаженстве и в трепете великом, не чувствуя плоти своей и времени не исчисляя».

          И ещё сказал Илья, обратясь к ученикам обомлевшим:

          «Восстаньте в духе своём и приободритесь, ибо слышал я слово Господнее, изошедшее к вам: «Воистину не оставлю Я души праведные, внемлющие возванию Моему; ибо поднимающиеся из тенёта рабского и есть чада Мои возлюбленные. Установлю Я пред ними столп огненный, дабы шествовали они за ним и охранялися, пока не войдут в пределы отведённые и не найдут пристанища своего верного. И будет сей столп огненный свидетельством мышцы Моей одеснующей, и будет он знаком благословения Моего поспешествующего!»

          Сказал он так и сокрыл лицо своё; на месте же, на котором стоял он, воздвигся столп светящийся. И пошли за тем столпом люди измождённые, себя не помня и не ведая времени, не зная страха и не чувствуя усталости.

Глава III

          Через тридцать дней вошли они в пределы отведённые и через десять дней добрались до пристанища указанного. И были там устроены им срубы бревенчатые, а в срубах тех собраны запасы разные. Наделили их тамошние пищей доброю, снарядили щедро и удалилися. И сидели там странники пять дней без ведома, на шестой же день явились к ним учителя хазарские и учили их:

          «Колесом вращаются жизни человеческие, кругом ходят души по миру сотворённому. И хранится память о жизнях прожитых в домах духовых, что примыкают к Царству Божьему. Дома же духовы — обители душ человеческих. И подобны обители те сотам пчелиным. На каждый сот по душе блуждающей, на каждую душу по соту верному. И пока не наполнит душа сота своего дополна, будет слетать на твердь поднебесную: за мёдом мудрости, за прикрасой любвеобилия. И минут века, и многи смены переменятся, пока не наполнятся закрома домов духовых, пока не отопрутся у сотов притворы задние, пока не войдут души во Царство Божее».

          И учили их далее учителя хазарские:

          «Праведность и чистосердие непорочное проистекают от свободы плоти душевмещающей. Воистину не может быть праведником раб человеческий, холопствующий на барина своего под лямою тяжкою. Вознамерится ли он содеять чего во благо ближнего, а хозяин запретит ему; задумает ли он пойти куда по делу милосердному, а хозяин его не отпустит. Несчастна доля безвольного, подвязающегося на стезях добродетели. Потому и вывел вас Захарий из Московии, дабы жить вам без стеснения во правде божеской, соблюдать законы благие во чистоте искренней, просвещать восстраждавших во рвенье ревностном».

          И ещё добавили по окончании:

          «Отныне же благословенно имя избавителя вашего, повторившего подвиг Даниэля и восславившего Господа глаголом своим. Воистину, стать его среди детей Царства Божьего и лоно его среди чертогов Святая Святых. Передавайте в поколениях ваших память о душе его и о чудесах, ею сотворённых, ибо уж не представится сего вплоть до нового оглашения завета Всеблаженнейшего».

Глава IV

          И дошло до стана биармского двести восемьдесят семь уцелевшими6, и было среди них сорок шесть жён и сто тринадцать детей; остальные же были мужами зрелыми. И разделились они по трём селениям обособленным. И назвали их: Ильинское, Зоарское и Саксинское. Ильинское — назвали в память по избавителю своему, чудотворцу и праведнику великому; Зоарское — назвали в память об озере очистительном; Саксинское — назвали в память о Цаак-Ционе прихрамовом.

          Жили они так из поколения в поколение семьями и большими, и малыми. В малых семьях был один муж и одна жена, в больших же семьях — до семи человек взрослыми. Добывали они зверя лесного и рыбу озёрную7, собирали они грибы да ягоды, да травы с корневищами. И выбирали они старост в каждом из селений своих ежегодно. И воздвигали они вождей над страной8 своей ежеседьмино. И во всём держались закона древнего, перешедшего по завещанию.

Глава V

          И прошли по убиению Ильи Волоколамского две десятиседьмины полные. К тому времени весьма преумножились жители биармские и стали народом многочисленным. Отстроили они в лесах селения новые, воздвигнули они на горах башни пророческие; страна же их до той поры недоступна была Московии, оттого жили они в мире и беды не ведали.

          В те лета и случилась на Руси смута великая9, ибо не успокоились ещё византийцы дополна и вновь явились законы свои устанавливать. Открылась тогда вражда повсеместная, разделились люди на два стана — два лагеря, и стали спорить в ожесточении. Воистину же не было правды ни с теми, ни с этими, потому и не случилось из спора того исхода доброго.

          И являлись в те дни души сокрытоликие и в самой Москве, и в её окрестности, и учили людей разумеющих:

          «Не враждуйте, люди добрые, не озлобляйтеся, ибо есть сии пути — заблуждения; у начал царства вашего измена положена, и не будет в нём мира до пробуждения. От Хазарского царства перешла к вам сила недюжинная, от Итильского храма перешло к вам знанье немеренное, от опоры Богдо перешла к вам любовь нестяжаемая. Вы ж от сих даров отказались во спешности, по невежью свернули с дороги указанной.

          Сколь ни ходят в умах вирши си измышлённые, всё раскалывать будут они да растаскивать, ибо в корне их раболепие вместо боголепия, букволюбие вместо человеколюбия да засилие вместо самосилия. Потому пока не вернётесь к Богу Единому и не станете братьями да сёстрами во Свете Духовом, будете претыкаться то в обряде, то в богомудрствовании, то во прочтении писаний, то во славословии; и не уладится согласия меж вами во веки веков.

          Посему утешьтесь во сердце вашем и не заносите руки на ближнего; ибо невзгодия сии снизаходят на вас за деяния ваши прежние, и напастия сии сниспускаются на вас за грехи ваши давние».


          И собралось на воззвания явившихся до трёхсот человек. И пошли они дорогою унжинской с проводниками знающими. И шли они сорок дней, пока не добрались до селений, сокрытых в лесах. К тому времени потеряли они умершими до трети сотоварищей своих, и были по приходу их обряды поминальные. Вскоре заложили они селение новое, на горе Ухонской, и назвали его в память по храму — Астара-Хэн.

Глава VI

          И стояла страна Тандо ещё семь седьмин, пока не пришло время погибели её. Поднялся тогда на престол московский царь, жестокий и воинственный10, и стал посылать на восток и на север войска свои. Послал он войско и в Биарму хазарскую, для покоренния народа её непреклонного.

          И вот подошли воеводы московские к пределам страны Биармской. И прознали о том пророки её. И обратились они с молитвой к небу. И услышало небо молитву их, и испустило на землю ветры могучие. И не могли войска двигаться далее, ибо как только начинали они движение своё, поднималась буря.

          Во второй раз подошли воеводы московские к пределам страны Биармской. И прознали о том пророки её. И обратились они с молитвой к земле. И услышала земля молитву их, и заболотилась. И не могли войска двигаться далее, ибо, как только начинали они движение своё, попадали на место зыбкое.

          В третий раз подошли воеводы московские к пределам страны Биармской. И прознали о том пророки её. И обратились они с молитвой к солнцу. И услышало солнце молитву их, и заперло потоки свои теплоструйные. И не могли войска двигаться далее, ибо, как только начинали они движение своё, воцарялись холода зимние.

          В четвёртый раз подступили войска московские к пределам страны Биармской. и прознали о том пророки её. И обратились они с молитвой к самому Господу. И услышал Господь и ответил им:

          «Не отступит от вас царь московский, и будет крепок во стремлении своём, ибо идёт он на восток во страны северные, что будут возвышены во времена асеевы11 и записаны во Книгу книг. Приободритесь и не отчаивайтесь, ибо есть во сием испытании промысел Мой, неизъяснимый ныние. С вами же да воспребудет любовь Моя и соприсутствие ангелов небесных восхищающих во Святая Святых!»

          И ещё говорил Господь пророкам биармским:

          «Вот даю Я народу вашему три пути во спасение: те, что не полагаются на силы свои, пусть внешне примут веру византийскую, — так сохранятся; те, что полагаются на силы им присущие, пусть на юг пойдут во земли третьехрамовые, — так сохранятся; те, что на Меня полагаются, да будут восхищены из тел своих в дыму и пламени, и во столпах огненных, — так возвратятся в дома духовы».

Глава VII

          И призвали учителя вождей биармских и рассказали им, о слове Господнем. И были те весьма удручены. И пошли они в селения свои и также донесли до братьев и сестёр своих весть грозную.

          И собрали учителя людей уверенных, готовых перейти путями многотрудными, и избрали самых сильных из них. И поставили над избранными вождей из среды своей, передали им посох египетский12 и сказали в напутствие:

          «Отселе ступайте на юг, во земли царства прежнего: и в страну семитыщепотоковую, и в страну семитыщевершинную, и в страну семитыщемогильную, и в страну семитыщебашенную. И устройте там скиты сокрытые: и в Итилии, и в Варсании, и в Бузании, и в Буртасии. И живите во землях тех, до последней десятиседьмины из четырнадцати сочтённых».

          Утром дня третьего спустились из Тандо учителя оставшиеся и стали обходить селения. И являлись они в каждом селении обособленно и говорили:

          «Злодеи уже близко, пойдём мы и отрешимся от плоти своей, ибо настало время возвращения нашего. Пойдёмте с нами и вы, кто верует в бессмертие души и не сомневается в Боге».

          И спрашивали их одни: «Если за вами последуем, то что нам делать?» И отвечали они: «Оставайтесь каждый в селении своём и пометьте кровли ваши знаком знамения. По истечении дня шестого не покидайте домов своих, молитесь и кайтесь во греходеяниях совершённых. Седьмым днём пронесётся Дух Божий над страною Тандо и восхитит вас во Царствие Небесное».

          И спрашивали их иные: «Если не примем призыва вашего, то как нам быть?» И отвечали им на то учителя хазарские: «Те из вас, что предпочтут продолжить бытие земное, пусть изойдут из домов своих до зари вознесения и сохранятся в лесах поблизости. И пусть оставят дома свои открытыми и не помечают кровель своих знаками. И возвратятся не ранее дня второго недели следующей, дабы не быть никому из них свидетелями. Когда же придут войска с попами византийскими, пусть примут веру их без противления. На то есть позволение Господнее».

          Утром дня седьмого вошли учителя в башни пророческие, и все, принявшие воззвания их, заперлись по избам своим. Большинство же жителей биармских поддались страху и сомнению и не последовали за ними. Вышли они за ограды селений своих и выжидали, не приближаясь к жилищам оставленным.

          Не сравнялося четверти до полуденя, как промчалося пламя по кровлям отмеченным, как от каждой избы вырос колос огненный, как от каждой души взвилась нить голубая. И стоял громкий гул над всей окрестностью, то рыдала земля под небом заревным, то молитву пел ветер северный, то прохожие тучи плакали.

Глава VIII

          И вот вышло до семисот семидесяти отобранных, половина ж из них совсем ещё юные: отроки, не отягощённые заботами отцовскими, да отроковицы, не обременённые хлопотами материнскими. И были сверх них ещё воины смелые, ученики мудрые да женщины крепкие. Детей же с ними было до ста шестидесяти.

          И шли они долго лесами и горами, пока не выбрались на реку Ияр13. И разложили они становище у реки, и разожгли костры для общей трапезы, когда пошли вожди хазарские молиться и уединились. И было им в том месте видение:

          Спустилися с неба ангелы белые и стали в сажении кругом двигаться. Двигались оные, долго безмолвствуя, покуда не явлен был колоб огненный. Когда же вырос тот до размера немалого, заговорил с вождями один из ангелов: «Вы ли те самые, что спасаются от царя московского? Вы ли те самые, что идут во земли третьехрамовы? Вы ли те самые, что несут возвращение из века в век, и из рода в род?»

          И отвечали вожди хазарские: «Мы и первые, мы и вторые, и третии. И путь мы держим до Буртас и далее: до Хвалынского моря14, до Кугуш-реки15; до Бузан-реки16, до моря Огузского17».

          И сказал им на то ангел далее: «Близь от стана вашего, по течению, стоит у берега флот купеческий. И подбираются к флоту тому разбойники да замышляют дело своё недоброе. Поднимитесь-ка резво с войнами храбрыми да заступитесь за караванщиков, отгоните от них ушкуйников да верните товар украденный».

          И поступили они по сказанному: дошли они до места оговоренного, налетели они на татей негаданно, отобрали у них товар украденный и выручили купцов из беды случившейся. Стали их купцы благодарить за спасение, и предложили им помощь свою, на радости.

          И разделились тогда люди биармские. Взошли на суда женщины с детьми малыми, а за ними и прочие, кому несносим был путь сей по тяжести; и поплыли дале на стругах купеческих: из реки Ияр до града Самарского, из реки Булгар до града Саратовского, из реки Буртас до града Царицинского. Большинство же мужей пошли во пешею, ибо не поместились по многочислию.

Глава IX

          Через двадцать два дня сего странствия пешего добралися они до града Самарского, разложили свой стан у селения дежнего да подались искать каравана сходящего. Встретились там им купцы персидские да стали о вере у них выспрашивать: «Расскажите-ка нам, люди добрые, в чём суть веры вашей и в чём её вдохновение, ибо во скольких землях бывали мы, а не знавали сего учения?»

          И отвечали им учителя хазарские: «Верим мы в бессмертие души человеческой и во единство её с Душою Господнею. Верим мы в любовь души человеческой и во единство её с Любовию Божию. Верим мы в силу души человеческой и во единство её с Силою Вседержащею».

          И ещё спросили их прежние: «По каким же законам живёте вы?»

          Отвечали на то им странники:

          «Не спрашивают у нас человека пришедшего, от какого племени он по рождению и от какой веры он по изначалию, ибо всякий приемлющий Бога Единого есть соратник нам сопреемственный. Потому нет меж нами ни боярина родовитого, ни смерда безродного, но есть у каждого из нас и достоинство хронимое, и уважение почитаемое.

          Отвергают у нас рабство и бояр не приветствуют, ибо есть человек — снисхождение Духа Господнего. Не властвуют у нас друг над другом немилостиво, ибо есть человек — снисхождение Подобия Божьего. Не судят у нас судом мздоимным и не отягощают у нас трудом неурочным, ибо есть человек — снисхождение Образа Вседержащего. Потому нет меж нами ни владельца богатого, ни бедняка неимущего, но есть у каждого из нас и дом, и жито, и хозяйство доброе.

          Не неволит у нас отец дочь свою и не забывает у нас сын о матери своей. И нет во среде нашей ни мужа попирающего, ни жены попираемой, но есть у каждого из нас и свобода принимать объятия, и свобода отвергать их; есть у каждого из нас и воля заключать союзы брачные, и воля расторгать их. И все равны у нас перед законом принятым: и жёны, и мужья, и девы самостийные18».

          И ещё воспросили купцы у них: «Известно вам, что почитаем мы Мухаммада, пророка Божьего. Кто он по вере вашей и разумению?»

          И отвечали они: «Тот, о котором спросили вы, воистину посланник Божий. И явился он, дабы собрать иудеев и христиан под кровом единым, ибо суть его — Спаситель Израэлев. То было третее пришествие заступника их. Однако не узнали они его и на сей раз, ополчились на Слово изречённое и погнали из синагог и из церквей. И вознамерились было побить камнями, но не свершилось сего. Заступились за глашатая Господнего язычники мединские и уберегли, ибо ненавидели они и иудеев, и христиан, и были врагами их. И убежал Мухаммад в пустыню и жил там среди кочевников. И не было выхода благости его, ибо не вразумлялись сии люди понятиями, ему открытыми. И узрил на то Господь, и сложил с души его тяжесть наказа Своего, освободил от обета данного и отпустил. И изменил Мухаммад суть учения изначального, дабы пришлось оно по нраву и обычаю племенам воинственным, и стал предводителем их».

          На том закончили учителя хазарские и удалились.

Глава Х

          И спустились они до Царицына на кораблях купеческих. И отыскали стан, в котором ждали их женщины с детьми малыми, а так же братия и сёстры их, что обессилили дорогою. И расположилися они на месте том до решения учителей, ибо не могли двигаться далее без благословения их.

          И пришёл к ним раввин от евреев окраинских, из тех, что бежали в Буртас от побоища богдановского19. И сказал: «Был отцу моему, раввину известному, сон вещий, будто бы выросло на Волге одно великое царство, и поднялся во царствии том высокий белокаменный храм. И увенчался тот храм семью куполами злачёными, и украсился он четырьмя чашами хрустальными, и озарился он тремя солнцами красными. И проявился на тех куполах свет лелевый, и освятил внемлющих слову праведному. И просыпался из тех чаш снег пречистый, и покрыл грехи человеческие. И пролился от тех солнц дождь благодатный и поглотил пороки людские».

          И отвечали ему мудрецы хазарские: «Воистину надлежит случиться тому, однако же царствие сие не воскорости явленно будет, но через семь семиседьмин отныние. И не будет оно положено во избавление полное, но будет оно положено во поучение половинное20».

          И ещё спросил их раввин буртасовский: «Долго ли ждать нам возвращения во землю сионскую?»

          И отвечали ему мудрецы хазарские: «Как сравняется память падения итильского, так восстанет во земле иерусалимской царство иудейское. Будет времени ему — одна десятиседьмина полная. И погибнет оно во межусобице».

          И ещё спросил их раввин буртасовский: «За что же есть на нас немилость Божия?»

          И отвечали ему мудрецы хазарские: «Есть милость Божия на вас великая, да вы сей милости не приемлите, ибо свернули вы с пути знамений и пренебрегли наследием пророческим. Собрал вас Вседержатель из племён разрозненных, говоривших на языках друг другу неведомых и приносивших жертвы духам древности. Собрал Он вас и сделал одним народом, на одном языке говорящим, во одном храме молящим, одного Бога возносящим. Вы же возгордились до чрезмерности, оттолкнули от себя прочих детей человеческих, и те возненавидели вас. И стали они составлять учения, друг от друга отличные, ибо вы заслонили от них учение единое; и в том причина многих заблуждений. И стали они враждовать между собою из-за ревности вер своих, ибо вы не сподобились их примирить; и в том причина многих войн. И обернулось высокомерие ваше неприятием всеобщим, и повсеместной нелюбовью, и стали чествовать вас племена земные побоищами да гонениями, наветами да проклятиями, и нет конца сему; ибо то, что сеете вы, то и пожинаете».

          И ещё спросил их раввин буртасовский: «Как же спастись нам от напастия сего?»

          И отвечали ему мудрецы хазарские: «Не будет вам покоя вожделенного, покуда не возвратитеся ко изначальной вере своей и не утешете осиротевших, её вкушением. Вспомните прежнее своё, и приходите во стан наш просторный. Для всех он открыт, как открыты наши сердца, для братьев же и сестёр открыты и души, ибо есть мы с вами чада единородные во завете Божьем, гонцы благовестия очистительного и странники глаголия чудотворного».

          Выслушал их раввин и удалился с людьми своими.

Глава ХI

          И пребывали люди биармские у града Царицынского, покудова не разделились надвое. И пошла одна половина их на север, дабы подняться на горы Буртасовские. И пошла другая половина их на юг, дабы спустить до моря Хвалынского.

          И направились нисходящие степями прибрежными, ибо опасалися людей государевых. Шли они равнинами пустынными и встретили элемгов21, а были элемги народом дерзким, не гнушавшимся разбоя дорожного. Обратились к ним гуры хазарские и сказали:

          «Остановитесь и сложите оружие своё, ибо стоят перед вами люди Божии, не замышляющие зла, но посланные к вам для назидания и поучения».

          И спросили их степные жители: «А чем вы достойнее священников наших?»

          И отвечали им гуры хазарские: «Мы достойнее тем, что говорим вам правду горькую. Учили ли вас священники ваши, что есть вы воры душегубствующие, проливающие кровь невинную? Учили ли они вас, что побиение странников противно Богу Вседержащему и наказуемо по всей строгости закона Его».

          И ещё спросили их кочевники: «А чем вы праведнее священников наших?»

          И отвечали им гуры хазарские: «Мы праведнее тем, что укрощаем злоисточения из недр человеческих, отводим недуги и снимаем порчи; уважаем ближних своих не за стяжание бессердечное, а за жертвование добродушное, почитаем дальних своих не за лихость бахвальную, а за милостивость кроткую».

          И ещё спросили их: «А чем вы мудрее священников наших?»

          И отвечали им гуры хазарские: «Мы мудрее тем, что не усматриваем в вас лишь сонмища сокрушающие, не спорые во содеяниях благонамеренных. Но усматриваем в вас и народ, отмеченный Господом, племя храброе и даровитое, что соберёт на земле сией царство могущественное, отстроет на поприще его Храм вселюдный и возведёт вождя великого».

          И ещё спросили их: «Не можем ли мы помочь вам чем-либо на пути вашем?»

          И ответили они: «Спасибо вам за намеренья ваши добрые, никакой нам помощи не надобно. Вы же со дня сего не будете грабить да разбойничать, но будете народом гостеприимным, в тишине и покое пасущим стада».

Глава XII

          И спустились они до града Астраханского, что по промыслу Божьему удостоился имени обители священной. В сам же город сей не вошли они, только встали станом поодали. И жили они так до времени, пока не прослышали о них люди здешние. С тех пор стали захаживать к ним да заглядывать, то совета выслушать дельного, то от болезни какой избавиться.

          И пришли как-то мужи астраханские и спросили их: «Вы скажите-ка нам перехожии, до каких же то пор нам холопствовать, до каких же то пор нам нужду терпеть, до каких же то пор нам невольничать?»

          И отвечали им учителя хазарские: «До тех пор холопствовать будете, покудова не осознаете. Ибо покуда холоп не осознал, быть ему во затворье безвременном».

          И спросили их мужи астраханские: «Что ж однако осознать-то мы должны, хазареве?»

          И отвечали те: «Осознайте рабы человеческие, что без приятия Бога Единого и законов Его, не подняться вам с колен и не разогнуть спин своих. Вы же держитесь благочестия византийского, на коем строится крепость холопская и на коем утверждается власть боярская».

          Однако не унимались люди пришедшие и всё просили их в великом упорствии: «Дайте силу нам и смелость недюжинную, дабы вырваться из-под пяты немилостивой, дабы сделаться людями вольными, дабы жить по божьей справедливости».

          И отвечали им учителя хазарские: «Как минует со дня сего четверть седьминная22, так прибудет к вам помощь большая силою, так прибудет к вам помощь большая смелостью, так прибудет к вам помощь большая дерзостью. Только знайте, покуда не снимите вы с себя зареченья холопского, никакое бунтарствие рьяное облегченьем для вас не окончится. Ибо есть се холопство, — болезень душевная, что лишь Богом Единым в радении лечится23».

Глава XIII

          И пробыл их стан в Итилии до лета раннего, и поднялся на закат в страну Варсанскую. Перешли они Айляй24, прошли Кугуш-реку и нашли среди высот местность добрую. Расселилися они во тех краях тремя общинами так, что было им по лесу и по пастбищу. И поставили меж гор защиту крепкую, даб не стали докучать ватаги здешние. И сидели они там до дней воззвания.

          И вот прошли две семиседьмины лет, и сказали учителя: «Уходим мы из времени сего и не будет нас до прихода проклятий в Московию. Вы же разделитесь надвое, дабы не оставлять во вдовении землю Ас. И да отправится одна из половин ваших во град Астраханский, другая же половина в горах останется. И да будет сие разделение незыблемым до исчисления роковых дней отмеченных, и до сошествия сожженцев святожертвенных».

          И ещё сказали во предверие: «Не забывайте братьев своих, что схоронились в Буртасии, и не отказывайтесь от сестёр ваших, что ждут в Бузании; держите с ними память крепкую и пребывайте во связи неразделённой. Да не отрешится от вас Сила Господняя, да не сотрётся с чела вашего печать Её».

          И покинули они башни свои после слов сиих, и не видели их боле, и не слышали.

Глава XIV

          И разделились они по слову учителей своих. Ушла одна половина в край семи тысяч потоков и поселилась там, другая же половина осталась во предгориях варсанских.

          И прознали вожди вайнахские, что ушли пророки из ущелья Аргунского. И решили перебить сородичей своих, что по прошлому приняли веру хазарскую. Пришли они к стенам Хатора и стали требовать выдачи их. Но ответили отказом вожди хазарские, ибо не выдавали они ни беглых, ни соратников по вере своей. И говорили меж собой: «Уж лучше всем нам погибнуть нежели предать на избиение братьев и сестёр наших». И пошли было на стены ватаги вайнахские, да не преуспели, ибо крепка была крепость хаторская и отважно стояла дружина её.

          Через три недели неполные явились в Хатор посыльные из рабов вайнахских и сказали: «Вот пленили хозяева наши дня четвёртого семерых отроковиц ваших. И если на сей раз не выдадите изменников, умрут ваши дочери смертью мучительной и проклянут вас».

          И ответили им кормчие на слова сии: «Может ли Вседержатель, выводящий из неволи детей Своих, ввести ведомых во дворы истязателей, готовящих расправу? Никак нет! Вот так и мы не можем совершить подобное, ибо есть мы ревнители святости Его, вызволяющие узников и освобождающие рабов».

          И возвратились посланные к хозяевам своим и передали им, что слышали. И схватили те отроковиц пленённых, надругались над ними с жестокостью и предали их смерти мучительной. И подняли тела дочерей хазарских на гору Сандак, что напротив Хатора, и нанизали их на колья острые.

          Как увидели жители Хатора дочерей своих растерзанных так поднялись из домов своих и башен пророческих, и сказали: «Ворвёмся же в селения вайнахские и перебьём всех, кого найдём живыми!»

          И услышали призыв сей вожди хазарские, и возмолились Господу: «Боже наш! Что нам делать? Ибо вот пойдут сейчас люди наши на селения вайнахские и погубят множество жизней!»

          И случилося к ним слово Божее: «Да не содеют они сего, и да останутся чистыми от крови их, ибо сам Я воззыщу за злодеяние оное. Положу Я им, за каждую из дочерей ваших, по седьмине проклятой, дабы вспоминали они сей ужас во всех поколениях своих. И утвержу Я им, за каждую из них, по седьмине безродной, дабы не забывали они сию скорбь во все века грядущие. Сегодня же снизошлю Я отрешение Моё на племена вайнахские, и отвернусь от них, пока не раскаются они раскаянием полным и не искупятся искуплением жертвенным».

          И смолк на том месте голос Господень, и более не возобновлялся.

          И сказали вожди народу хаторскому: «Остановитесь! И умерьте негодование своё! Ибо услышал нас Господь наш и Сам совершит отмщение. Итак, остыньте ныние во гневе своём и разойдитесь по жилищам вашим, дабы был свободен путь Бога, совершающего суд».

          И вняли хазары слову вождей своих, сложили руки с оружия поражающего и отошли. И был траур в те дни в Хаторе, Магое и Ермише. Семь дней провожали семь душ во обители духовы и семь раз восходили на гору Сандак для обряда траурного.

          По прошествии семи дней явился голос Божий к вождям вайнахским, разбудил их среди ночи и сказал им: «Зачем вы пошли враждой на людей добродушных, держащих союз со Мною от древности? Зачем совершили злодеяние сие? Не ваши ли цари клялись у Богдо в верности и не ваши ли князья присягали у Астара-Хэна в преданности своей? Не вы ли изменили откровению изначальному, и не вы ли пренебрегли обетованем своим. Так кого же назовём мы изменниками и кого наречём вероотступниками?! Теперь слушайте! Семь лет будет над вами траур по отроковицам убиенным, в течение времени сего уйдут с Варсана люди праведные, на коих ополчились вы. Уйдут и не вернутся к вам до полного прощения, до искупления вины. На вас же по истечении седьмины траурной снизойдут семь седьмин проклятых и семь седьмин безродных. На семь седьмин оставите вы занятия мирные и на семь седьмин облачитесь в одежды скорбения25. И по прошествии сего не познаете вы покоя и не удостоитесь благоденствия, ибо велик ваш грех. И будет так, доколе не станете вы братьями и сёстрами глашатаев Моих, тех, что ныне уводятся Мною в изгнание многовременное, дабы не проливать кровь вашу и не ожесточать сердца своего».

          И не говорил с ними более голос Господний, смолк так же внезапно, как и возник. И не видели никакого образа люди горные и не зрили никаких знамений, сему чуду подобающих.

          Вслед событий тех, год спустя от проявления Божьего, ушла на север община аргунская и расселилась у степного моря26. И жили они там в тиши и во спокойствии до самого прихода прорицателей, и до чудесного схождения учителей.

Глава XV

          И вот прошли от разделения аргунского две семиседьмины, и явилися учителя27 во все четыре общины28 единовременно. Явилися и передали разумеющим слова пророческие:

          «Вот уже стучатся проклятия во двери царства московского и отворяет возмездие бездны свои. То пришло взыскание за кровь безвинно пролитую, ибо не признали глашатаев Божьих во земле сией, изменили единозавету Господнему и умертвили благовестников преблаженных, ниспосланных Духом Святым.

          Страшными будут годы отмщений. Не устоят соборы, славословившие лжецов, и не удержатся веры, поносившие праведников. Боль души и терзание сердца ожидают посвящённых, отчаяние разума и смятение духа будут уделом их. Потому говорим вам: Рассеките узы поколений, дабы не подвергать внуков своих мучениям нестерпимым, и сокройте учение от сыновей и дочерей ваших, дабы остались живыми.

          Люди возраста зрелого, что введены во знание, во две седьмины последние, пусть выбирают себе меж двух решений, по воле их: либо уходить им в убежище удалённое; либо оставаться.

          Те, что вознамерятся уйти в убежище, пусть собираются в дорогу долгую и со всеми прощаются на жизнь свою, ибо не будет им оттуда пути обратного, и внуки их останутся в убежище том, и внуки внуков их оттуда не выберутся. Лишь когда отстроится Четвёртый Храм и освятится служение в нём, возвратятся они во седьмом поколении и возликуют среди свидетельствующих.

          Те, что останутся в стране сией открыто, пусть идут в город Инсет29, и исцеляют больных на пути своём. Пусть возвещают также о погибели надвигающейся и насыщают голодных и жаждущих. Пусть творят также подвиги силы своей и защищают сирот и немощных. И гонимы они будут, и побиваемы во искупление грехов человеческих. И ругаемы они будут, и попираемы во оправдание казней Господних.

          Каждая из общин ваших пусть перепишет писания свои сокровенные на язык, доступный всякому, дабы спустя срок безмолвия, прочли их и осмыслили идущие следом. Каждая из семей ваших пусть примет по писанию сему на хранение тайное до тех пор, пока не прольются времена опальные и не объявятся призванные составить реченье единое.

          Как зеницу ока берегите реченье сие, ибо всяк властен над словом его до оглашения, но всяк подвластен ему по разъятию уст. Не забывайте Бога в скитаниях ваших, помните, что силою веры утверждается закон Его. Да покровительствует вам Сердце Господа всевселенского, да поспешествует вам Мышца Спасителя всечеловеческого!»

          И сказали они так, и удалились30.


1). В первых главах сего писания повествуется о периоде духовного возрождения на Московской Руси, имевшем место с начала 80-х — по конец 90-х гг. XV в. Идейным вдохновителем того вольнодумственного подъёма и явился пророчествующий странник Захария (Илья Волоколамский). В официальной истории государственной церкви, учение его сподвижников упоминается, как «ересь жидовствующих».

2). «Саррир московский» — Московская Русь.

3). Хазарская «страна Биармия», она же «страна Тандо», находилась у южных границ Великой Биармии*, т. е. на Среднем Приуралье.

* «Великая Биармия» — первобытная страна на крайнем северо-востоке Европы населённая древними фино-угорскими племенами; формально существовала до начала XVIII в., фактически — до середины XVI в.

4). «Тандо» — с середины XIV в. и до начала XVIII в. духовный центр «возвращающихся», место пребывания учителей «древнего православия». В начале XVIII в. был сожжён.

5). «корабль» — собрание единоверцев (термин, принятый среди последователей «возвращения»).

6). Во II-й — IV-й главах описывается переход в Биармию лишь некоторой части новоуверовавших, выступивших в роли первопроходцев. При этом у читателя может сложиться превратное впечатление о малочисленности сторонников «возвращения» на Руси. На самом же деле в конце XV — начале XVI вв. в Приуралье, вслед за ними, прибыли тысячи переселенцев из Московии. То же самое можно сказать и о переходах в период великого раскола (конфликта, вызванного реформами патриарха Никона), и о последующем исходе из Тандо в начале XVIII в.

7). Рядовые общинники, составлявшие многократное большинство хазарского населения Тандо, как правило, не владели всей полнотой знаний и навыков, необходимых для соблюдения вегетарианского уклада в условиях острой нехватки растительной пищи. Поэтому, в силу вынуждающих обстоятельств, учителя разрешили «плотоядство». Для самих же учителей, а также их учеников, запрет на употребление мяса продолжал оставаться незыблемым.

8). Похоже, что речь идёт о создание некого сугубо «русского» анклава в составе страны Тандо, ибо сама страна (как территория расселения потомков хазар) существовала ещё с XIV в. — со времён пророчицы Дарьи.

9). Религиозно-политический кризис, вызванный церковной реформой, проведённой патриархом Никоном в середине XVII века.

10). Пётр I, российский царь (1689 — 1725 гг.)

11). «времена асеевы» — в данном случае, имеются в виду периоды непосредственного правления учителей.

12). «посох египетский» — жезл, выполненный из слоновой кости, который, по преданию, некогда принадлежал самому Моисею.

13). «река Ияр» — р. Кама.

14). «Хвалынское море» — Каспийское море.

15). «Кугуш-река» — р. Терек.

16). «Бузан-река» — р. Дон (в нижней части своего течения).

17). «Огузское море» — Азовское море.

18). «девы самостийные» — женщины, свободные от общепринятых семейных обязательств: «девы любви», «девы силы» и «девы знания».

19). «богдановское побоище» — исребление еврейского населения на Украине атаманом Богданом Хмельницким в середине XVII века.

20). Согласно канону, период I-го и II-го храмов — оставил людям «четверть» от поучения Господнего; период III-го и IV-го храмов — оставит «половину»; период V-го и VI-го храмов — завершит претворение Божественного замысла.

21). «элемги» — калмыки.

22). «четверть седьминная» — 1/4 «седьмины» (7.143 лет : 4 = 1.786)

23). В данном случае речь идёт о преддверии Астраханского восстания 1705 — 1706 гг.

24). «Айляй» — р. Кума.

25). Вскоре (спустя «седьмину») после описанных событий и разразилась Большая русско-кавказская война, продолжавшаяся полвека (1814 — 1864 гг.) — «семь седьмин» (7.143 х 7 = 50).*

* Поскольку понимания произошедшего и, соответственно, раскаяния, так и не наступило, трагедия народов Северного Кавказа продолжается и поныне.

26). «степное море» — по всей видимости, речь идёт об озере Маныч-Гудило.

27). Приход учителей, имевший место в начале XX века (в 1904 году).

28). «четыре общины» — четыре общины последователей «возвращения»: астраханская (итильская), аргунская (варсанская), царицынская (буртасская) и донская (бузанская).

29). «Инсет» — в хазарских писаниях так именуется Санкт-Петербург, ибо северная столица России была выстроена на месте древнего города Инсета, основанного ещё в IX в. до н. э. как вторая столица Великого Аса.

30). Данное обращение учителей посвящалось приближению четырнадцатой десятиседьмины по убиении щековицких пророков, — периоду с 1914 по 1986 гг. (щековицкие пророки Оксанна и Габая были сожжены в 986 г.).



В начало                                Продолжение


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить