02.02.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."


 
 

Российский государственный гидрометеорологический университет



          Система образования советского периода была, по-своему, эффективной. Однако она содержала некоторые принципиальные недостатки. Один из них – полное игнорирование биологических основ деятельности человека. Обсуждать био-медицинские корни социальных процессов было не принято. Это соответствовало общему направлению господствующей идеологии, отвергающей социобиологию и социал-дарвинизм как реакционные течения буржуазной мысли. Одно из проявлений такого игнорирования – бесполость образования. Различия в физиологии и психологии мальчиков и девочек отвергались. В какой-то степени это было утерей положительных традиций гендерного образования, заложенных в дореволюционное время трудами К.Д.Ушинского и других педагогов. Именно эти педагогические принципы отрабатывались в ходе многолетней работы Смольного института (Иманов, Никандров, Потеев, 2009). Педагогика 21 века должная сохранить лучшие традиции дореволюционного, советского и зарубежного образования и отбросить тотилитарные ограничения свободы педагогического поиска. Одно из направлений развития современной педагогики - всемерный учет биологических законов всех уровней организации – от молекулярного до биосферно – ноосферного.

Понятие «эгоистичного гена»


          Важнейшая особенность живых систем - способность к размножению. Один из интересных философских подходов к смыслу этого процесса развил английский генетик Ричард Даукинс (Dawkins, 1976) (иногда транскрибируется как Докинз (1993)) в виде учения об "эгоистическом гене" (The selfish gene). Оно формулируется следующим образом. Гены - машины для выживания и самовоспроизведения. Мы созданы нашими генами. Мы живем, существуем для того, чтобы сохранить их и передать потомству, и служим лишь приспособлениями, обеспечивающими их выживание, после чего нас просто выбрасывают. Мир эгоистического гена - мир жестокой конкуренции.

           В первичном океане планеты Земля было много органических молекул. Попав в этот бульон, ген нашел в нем условия для выживания и размножения. Там были белки, нуклеотиды, аминокислоты. С их помощью ген стал размножаться. Однако возможности размножаться только с помощью подсобного материала оказались ограниченными. Тогда ген стал создавать вокруг себя все усложняющиеся белковые капсулы, защищающие его и обеспечивающие эффективное размножение в самых разных условиях среды. Эти-то белковые капсулы прошли эволюционный путь от вирусов и бактерий до самых сложных существ. Таких, как люди. Все эти организмы - не более чем инструмент сохранения генов и поддержание их неограниченно долгое время. Важнейший вопрос биологии - о происхождении жизни - теория “эгоистического гена” игнорирует. По мнению Даукинса и его последователей, ген вечен. Он был всегда. Он переносится от планеты к планете до тех пор, пока не находит подходящих условий для самовоспроизведения. Восхождение всех организмов к одному гену объясняет тот удивительный факт, что у всех обитателей Земли единый генетический код - система записи наследственного материала. Язык наследственности универсален у всех живых существ, начиная от вирусов и кончая человеком. Генетический код был и остается неизменным, и сил, способных его поменять, не просматривается даже в самом отдаленном будущем.

          В последующие годы после выхода работ Даукинса к теории были сделаны существенные дополнения. Они связаны, в частности, с открытием так называемой молчащей ДНК. Оказалось, что наследственного материала - дезоксирибонуклеиновой кислоты - в организме больше, чем нужно для их жизнедеятельности. Наряду с активной ДНК, входящей в состав работающих генов, есть еще какая-то неработающая, неизвестно зачем находящаяся в организме. Английский биофизик Френсис Крик - один из открывателей структуры ДНК - сделал такое предположение. Возможно, нефункционирующая ДНК и есть те самые эгоистические участи генетического аппарата, эгоистические гены, единственная миссия которых - размножать себя. Реально функционирующие гены - инструменты, обеспечивающие выживание эгоистических. Именно эгоистические участки с помощью метеоритов переносятся от планеты к планете, обеспечивая вечность и преемственность жизни на разных планетах. Последние исследования метеоритов показали принципиальную возможность нахождения и сохранения в них как больших органических молекул, так и целых примитивных организмов. Учение Даукинса не является общепринятым. Однако о нем необходимо знать, ибо оно содержит философский подход к осмыслению наиболее фундаментальных сторон существования жизни и социума. Что же касается терминов «эгоистический ген», «эгоистическая ДНК», то они устойчиво вошли в биологию для обозначения некодирующих участков генома (Сапунов, 2008).

          Точка зрения Даукинса - это еще не теория и даже не гипотеза. Она не может быть экспериментально подтверждена или опровергнута, коль скоро мы не имеем исчерпывающего объяснения возникновения вселенной и жизни. Но это - философский взгляд на жизнь, не лишенный конструктивности. Он объясняет многие элементы биологического и социального поведения и успешно сочетается с философской концепцией биосферы. Он объясняет устойчивость биосферы и стремление к экспансии. По мере формирования биосферы включаются механизмы, обеспечивающие устойчивость и самовоспроизведение жизни последовательно на все более и более высоком уровне организации. Клетка отстаивает себя, отбрасывая отдельные входящие в ее состав молекулы. Организм выживает, отбрасывая отдельные клетки и, иногда, органы. Популяция выживает и самовоспроизводится, жертвуя отдельными (порой многочисленными) особями. Биосфера сохраняется в условиях постоянного развития, отбрасывая недостаточно приспособленные виды и экосистемы (Вернадский, 2002).

          Именно этим стремлением можно объяснить формирование в недрах биосферы сферы социальной деятельности – ноосферы. Биосфера эффективно осваивает поверхность Земли, гидросферы и противостоит любым катаклизмам как земного, так и космического характера, на что неоднократно указывал создатель учения о биосфере – В.И.Вернадский (2002). Но выйти в космическое пространство биосфера не может. На эту тему существует лишь слабо обоснованное предположение американского астронома К.Сагана о том, что мельчайшие споры некоторых микроорганизмов, поднятые в верхние слои атмосферы, могут разогнаться солнечным ветром до космических скоростей (Населенный космос, 1972). В то же время сознательный, ноосферный выход человечества в космос – факт свершившийся и имеющий продолжение.

          Будущему поколению придется жить в более сложной ноосфере, чем предыдущим. Поэтому понимание основных социо-биологических закономерностей, закодированных на молекулярном уровне, проявляющих на уровне социума, им необходимо знать. Пусть современная наука познала эти закономерности не в полной мере. Донести до подрастающего поколения пути, по которым движется наука, познавая эти закономерности – функция ноосферной педагогики.

    Раздельнополость как механизм ускорения эволюции


          На определенной стадии эволюции, предопределенной структурой первичного гена, возникло такое явление как раздельнополость. В природе существует половое размножение, бесполое и модифицированное половое (партеногенетическое, гермафродитное). У большинства видов имеется несколько способов размножения. По мере движения по эволюционной лестнице половое размножение становится все более обязательным. Млекопитающие и насекомые - наиболее высокоорганизованные классы животных - почти исключительно размножаются половым путем. В биосфере успешно выживают виды, как с доминированием полового размножения, так и с доминирование бесполого. Виды с обязательным половым размножением эволюционируют быстрее. Половой процесс обеспечивает два важных явление. Первый - генетическая рекомбинация, повышающая пластичность вида. Второй - разделение функция между разными полами в ходе микроэволюционного процесса.

          Теоретическая биология пола находится в стадии формирования.  Одну из наиболее эффективных  попыток  в этом направлении предпринял во второй половине ХХ века советский ученый В.А.Геодакян (1977, 1992). Согласно его теории, мужской пол является авангардом эволюции, отрабатывающим все новые биологические решения. Женский пол обеспечивает сохранение удачных биологических решений,  апробированных  на особях мужского пола. Признаки, свойственные, в основном особям мужского пола,  будут распространяться в популяции. Признаки, больше свойственные женскому  полу,  будут  в историческом развитии исчезать.

          Онтогенетическое правило полового диморфизма гласит - в онтогенезе (индивидуальном развитии) сначала формируются признаки, свойственные женскому полу, потом - мужскому.

          Филогенетическое правило полового диморфизма гласит - в филогенезе (историческом развитии) новые признаки сначала формируются у мужских особей, потом переходят на женских.

          Разделение функций между особями разных полов и возрастных стадий особенно существенно при расширении экологической ниши, т.е. при процессе, к которому стремится любой биологический вид. Рассмотрим его схему – см. рис.
 
 
 
Рис. Схема освоения экологической ниши


          В авангарде наступления на неосвоенную часть экологической ниши идут самцы. Они подвергаются интенсивному движущему отбора, сдвигающему среднее в сторону, максимально соответствующую требованиям новой среды обитания. Часть самцов - порой, значительная - при этом гибнет. Высокая смертность мужских особей - необходимая составная часть эволюционного прогресса. Мужские особи появляются с запасом, чтобы отбору было с чем манипулировать. Инстинкт самосохранения мужских особей намного ниже, чем женских. Особенно резко он снижается в период, предшествующий созданию брачных пар. Это справедливо и в отношении вида  "Человек разумный". Вид отстаивает себя, отбрасывая отдельных, недостаточно приспособленных особей. Особи мужского пола менее ценны, чем женского. Детские организмы ценнее взрослых. Мальчики и юноши менее осторожны, чем девочки и девушки. Из этих соображений вырисовывается гендерная стратегия преподавания такой новой дисциплины как основы безопасной жизнедеятельности.

    Естественный отбор и половой подбор



          Половой подбор - различная вероятность для особей разных фенотипов вступить в половой процесс  и оставить потомство, выбор самцом или самкой определенных особей для спаривания. Это - одна из форм естественного отбора. Теория полового подбора  разработана Ч.Дарвиным, в современном виде сформулирована американским биологом русского происхождения Ф.Г.Добржанским (Dobzhansky, 1972). Согласно Дарвину, самка и самец стремятся выбрать партнера для спаривания, который наиболее адаптирован к данным условиям среды. Согласно Добржанскому, половой подбор часто носит частото-зависимый характер. Редкие типы в популяции имеют повышенные шансы вступить в половой контакт. Самцы предпочитают самок с редким обликом. Отчасти справедливо и обратное, хотя эти правила не являются абсолютными. Работы Добржанского были выполнены на дрозофилах. Однако, совершенно ясно, что аналоги частото-зависимого отбора есть у человека - мужчины и, отчасти,  женщины подчас охотнее вступают в половые и брачные контакты с нестандартными партнерами – например, иностранцами и проч. По мере того, как редкий тип в популяции становится все более частым, его преимущество при спаривании снижается. Наряду с частото-зависимой, есть и другие формы отбора.
 
          У человека половой подбор происходит в социально-биологической форме. Согласно теоретической биологии пола, женщина ответственна за стабилизирующий  отбор, мужчина - за движущий отбор. Женщина в большей мере ответственна за популяционный гомеостаз, т.е. за стабильность социально-биологического состояния. Мужские особи отвечают за освоение новых экологических ниш, и их вектор полового подбора соответствует их месту в распределении забот по сохранению и умножению популяции. Как и самец животного, так и молодой человек стремится к красивой, здоровой и "продвинутой" особи женского пола. Под продвинутостью имеется в виду соответствие требованиям расширения экологической ниши. Женщина - писатель, путешественник, ученый обычно пользуется повышенным вниманием со стороны мужчин. Вектор женского полового подбора иной, стабилизирующий, в пользу устоявшегося популяционного среднего (хотя элементы частото-зависимого отбора тоже могут присутствовать). Он срезает все, что отличается от оптимума, как в плюс, так и в минус сторону. Ни храбрецы, ни мудрецы женщинам, как правило, не нужны. В этом - глубочайшая мудрость природы. Расширенное воспроизводство популяции можно уподобить расширенному воспроизводству знаний. Мужскую роль выполняет ученый, женскую - учительница. Ученый получает новые знания, рискуя нервами, здоровьем, порой - жизнью. Учительница, ведущая более спокойную жизнь, передает знания детям. Однако передаваемые знания соответствуют не сегодняшнему, а вчерашнему дню науки - как надежно проверенные и обоснованные. Педагогика 21 века должна двигаться по пути сближения научного поиска и процесса доведения его результатов до учащихся и студентов (Сапунов, 2003).

          Закончить раздел следует следующей эволюционной истиной. В половом подборе одновременно могут присутствовать элементы всех форм отбора, активно взаимодействующих друг с другом. В конечном итоге у женщин доминирует стабилизирующая форма, у мужчин – движущая. Соответственно, место в обществе мужчин и женщин различается принципиально. Без понимания этих фактов не может быть эффективного гендерного воспитания. 

Социальные следствия разной эволюционно-экологической роли полов


          Человек - вид, размножающийся раздельнополым путем. Отдельные рецидивы полового размножения, осуществляемые на стадии раннего эмбриогенеза и приводящие к рождению монозиготных близнецов, принципиально не влияют на генетические особенности человеческих сообществ. Сексуальная жизнь человека,  на первый взгляд,  относится к чисто биологической ипостаси человека. Однако, как раз в сексе кроются фундаментальные отличия между человеком и животными. Активность половых гормонов у человека гораздо выше, чем у других млекопитающих, и, соответственно, время, затрачиваемое на секс, у человека значительно больше. Зачем нужна человеку столь насыщенная половая жизнь?  Наиболее вероятно следующее объяснение: человек размножается в соответствии с, так называемой, К-стратегией. Иначе говоря, при сравнительно небольшом числе потомков в конкретном браке он тратит максимум усилий на обеспечение  эффективного выживания потомства (альтернативная r-стратегия, т.е. максимальная плодовитость при максимальной смертности потомства встречается у относительно примитивных организмов). При этом человеческое воспитание гораздо более сложное, чем воспитание у животных, оно требует длительных контактов между родителями и детьми. Поэтому у человека секс обеспечивает не только и не столько размножение,  сколько стабильность семьи в  период воспитания потомства.

          Теория полового диморфизма работает и в отношении социальных признаков. Мужчины первыми осваивают новые профессии, новые стереотипы поведения. Впоследствии, освоенное мужским полом переходит на женский. Те профессии, где преобладают мужчины, можно считать перспективными для общества. Если в профессии преобладают женщины, то эти профессии могут в дальнейшем исчезнуть. Разумеется, это лишь правило, а не фундаментальный закон. Оно касается лишь тех форм деятельности, которые могут выполнять люди любого пола. Понятно, что в работах, связанных с большими мышечными усилиями, мужчины будут преобладать неограниченно долго, так же как женщины будут преобладать в профессиях, предусматривающих работу с малыми детьми. Соответственно, профессиональная ориентация обязана учитывать эти закономерности.

          Из онтогенетического правила полового диморфизма следует, что новые признаки сначала появляются у особей мужского пола, затем перекочевывают к женским особям. Направление развития человека разумного - повышение социальности. Мужчины более социальны, женщины более биологичны. Мужчины отвечают за рациональное, женщины за эмоциональное. Эмоциональность мужчин ограничивается его половым влечением, в котором логика работает мало. Рациональность женщин ограничивается хладнокровным выбором полового партнера. Женщины успешны в профессиях, требующих эмоциональности. Например, среди артистов доля талантливых женщин не меньше, а может больше, чем мужчин. В науке и технике - рациональных областях - доминируют мужчины.

          Болезни,  которыми в основном,  болеют мужчины, будут распространяться.  Те же,  которыми больше болеют женщины, будут исчезать. Скажем, в Европе среди больных СПИДом больше мужчин, из чего ясно, что эпидемия еще не стабилизировалась. В Африке  среди  больных мужчин и женщин поровну. Значит, африканский уровень уже не будет превышен. Поскольку Африка, как известно, не вымерла, а наоборот, серьезной опасности для населения Земли СПИД не несет (Сапунов, 2008). Это уже элементы медицинского воспитания и подготовки в области предмета ОБЖ – основы безопасной жизнедеятельности.

          Таким образом, формирование личности человека идет как существа социо- биологического. На это и должна быть нацелена ноосферная педагогика. Говорить о том, что важнее для человека, некорректно. Нужно и то и другое. Именно взаимоотношение двух составляющих – биологической и социальной - порождает современного ноосферного человека.
   
          Ноосферная педагогика XXI века может сформироваться только с учетом лучших достижений философской мысли. В их число, безусловно, входят учение о переходе биосферы в ноосферу, представление об «эгоистическом гене» и теоретическая биология.

Литература

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., Рольф, 2002.
Геодякян В.А. Эволюционная логика дифференциации полов // Математические методы в биологии, Киев, наукова думка, 1977, с. 84 – 106.
Геодякян В.А. Эволюционная теория пола // Природа, 8, 1991. с. 60 – 69.
Докинз Р. Эгоистичный ген, М., Мир, 1993.
Иманов Г.М., Никандров Н.Д., Потеев М.И. Смольный институт. Прошлое, настоящее, будущее. С-Пб, Смольный институт, 2009,180 с.
Населенный космос. М., Наука, 1972, 372 с.
Сапунов В.Б. Учебно-научные издания в экологическом образовании // Межд. экологич. форум "День Балтийского моря", Администрация СПб, 2003, с.210-212.
Сапунов В.Б. Эссэ о социобологии. С-Пб, Копи-парк, 2009, 156 с.
Dаwkins R. The selfish gene. Oxford Univ. Press, Oxford, 1976. 284 р.
Dobzhansky Ph. Genetics of evolutionary process. Columbia Univ. Press. N.Y. and L-n, 1972. 320 р.



V.B.Sapunov
Russian State Hydrometeorological University
St.Petersburg, Maloohtinsky, 98, 195196, Russia
Sapunov@rshu.ru

Philosophy of “selfish gene” and its importance for gender education

Abstract
The aim of work is synthesis of three paradigma:
1.    Selfish DNA theory by R.Dawkins and F.Crick.
2.    Theoretical biology of sex by V.Geodakyan.
3.    Noosphere by T. de Chardin and V.Vernadsky.
Importance of the synthesis for gender education is under consideration.
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить