28.02.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."


На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."

 

 

8. Этнография


          Исходное население  мест, окружающих ТВС, – финно-угорское – было представлено племенами Чудь, Ижора, Воть, Весь и другими. Вепсы – народность,  проживающая на востоке Ленинградской  области, западе Вологодской  области, на севере Новгородской и Карелии. Вепсы – фино-угорское племя, обломок коренного населения этих  мест. Территорию  современного  северо-запада России  исходно  населяли финно-угорские племена: воть, чудь, ижора, карела, вепсы. Часть этих племен вошла в состав возникшей к  концу Средневековья финской  нации, часть – в состав карельского этноса, живущего на территории современной России. Русские стали осваивать эту территорию, близкую к древнему русскому городу Новгород, с ХI веков. Освоение шло мирно, без конфликтов русского и финно-угорского населения. Русские занимались хлебопашеством – самым прогрессивным способом землепользования, финно-угры – охотой и собирательством. Конкуренции между ними не было. В дальнейшем большая часть финно-угорских племен растворилась в русской и финской нациях, не создав собственного национального образования. И только вепсы еще частично сохранились как исчезающая народность. Их изучение может облегчить понимание  некоторых моментов формирования  современной  русской нации,  поэтому они представляют определенный этнографический интерес. Этнос этот исчезающий. С 1923 по 1979 гг. их численность сократилась с 60 до 8 тысяч человек.

          Национальный статус вепсов строго  не  определен.  До последнего времени они  рассматривались как этническая группа и по паспортам значились как русские. Сейчас их условно рассматривать как нацию, хотя не все признаки нации имеют место. Скорее, их следует рассматривать как субнациональный этнос – этническую группу финского и русского народов. В результатах опросов выяснилось,  что менее 1 процента населения могли указать районы проживания вепсов. Наиболее образованные вепсы  (такие  как  известный  археолог В.И. Равдоникас (1940), профессор, член-корреспондент Академии Наук СССР) отожествляли себя с представителями русской интеллигенции и с русскими по национальности.

          Вепсы владели гончарным ремеслом. Наибольшее число гончарных мастерских находилось близ реки Оять. Там изготавливали столовую посуду, которая пользовалась большим спросом у  других  народов. Рассказывали  об особом качестве местной глины.  В горшках из нее еда, якобы, не пригорает, продукты долго остаются свежими. Из глины делали так же детские игрушки – свистульки и другие. Этот факт обусловил дальнейшее развитие гончарных промыслов в зоне ТВС. Задача сегодняшнего дня – не столько сохранение  вепсского  народа (его растворение в русской нации неизбежно и ничего негативного не несет в себе ни для русских, ни для вепсов), сколько комплексное изучение тех традиций, которые еще остались в его среде. Это изучение позволит добавить многие значительные штрихи к картине истории русской и финской наций, к этнической истории территории ТВС.

          Проникновение русских в эти места шло длительное время. Как складывались их взаимоотношения с финно-угорскими племенами? Ключевский (1904, стр. 360) описывал их взаимоотношения так: "Встреча эта имела мирный характер. Ни в письменных памятниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами... Сами колонисты не вызывали туземцев на борьбу. Они принадлежали в большинстве к мирному сельскому населению, уходившими из юго-западной России от тамошних невзгод и искавшими среди лесов Севера не добычи, а безопасных мест для хлебопашества и промыслов. Указания на такой ход и характер русской колонизации можно видеть в одной особенности той же географической номенклатуры Великороссии. Финские и русские названия сел и рек идут не сплошными полосами, а вперемежку, чередуясь друг с другом".

          Наиболее адекватным и исчерпывающим показателем гармонии национальных отношений служит число межнациональных браков. Таковых на северо-западе России было очень много. Ключевский (1904, стр. 363) в этой связи писал: "Надобно допустить некоторое участие финского племени в образовании антропологического типа велокоросса. Наша велокорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако, замечают и некоторую стороннюю примесь: именно скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большою вероятностью ставят на счет финского влияния".

          За годы советской власти на территории Ленобласти возникла новая система хозяйствования, восходящая к русским и западным традициям (не всегда лучшим) с политической модификацией, обусловленной спецификой этого исторического периода. Одной из отличительных черт хозяйствования стала предельная нагрузка на природу в одних местах с выведением значительных территорий из сферы производительной деятельности. Интенсивно росли города и поселки на фоне ликвидации хуторов, усадеб, "неперспективных" деревень. Колхозы и совхозы практиковали интенсивные методы земледелия [Сапунов, 1996].

          Гармоничное развитие природопользования на территории, примыкающей к ТВС, возможно только при учете традиций национальной культуры, учете законов взаимодействия этносов с окружающей средой.

          В ходе экспедиций их участники наблюдали элементы старого быта в жизни вепсов, обитающих в зоне ТВС. Анализ памятников древней истории окрестностей ТВС велся на основании «Археологической карты Ленинградской области» [Лапшин В.А., 1995]. Ниже приведены описание состояния памятника с номерами по каталогу карты и комментарии относительно современного состояния памятника. Последовательность описания памятников соответствует последовательности их посещения экспедицией.

  • 895. Ефимовский. Могильник с каменными крестами – памятник двоеверия. Описан в 1911 г.
  • Разрушен современной застройкой.
  • 963. Деревня Сухая Нива. Могильник языческой культуры - жальник. Описан в 1911 г.
  • Полностью разрушен, хотя и просматривается в виде небольшого холма на окраине деревни. На территории могильника выкопаны погреба и картофельные ямы.
  • 964. Михалево-1 Могильник-жальник. 0.5 км к востоку от деревни. Описан в 1911 г. В 1988 г. обследован.
  • Могильник четко просматривается в виде холма, поросшего соснами. Видны следы раскопок 1988 г. Сделан один неглубокий шурф. Ничего не найдено.
  • 965. Михалево-2. Могильник-жальник. На берегу ручья, впадающего в реку Тихвинка, 0.5 км от левого берега.
  • Археологический памятник полностью разрушен и не просматривается.
  • 966.  Деревня Никола. Жальник-могильник. Описан в 1911 г.
  • В настоящее время разрушен и не просматривается.
  • 978. Володино. Грунтовой могильник в юго-восточной части деревни, 0.5 км от правого берега р. Тихвинка ровном месте. В 1928 г. отмечен как жальник.
  • Полностью разрушен, не просматривается.
  • 979. Казенное село. Могильник на северо-восточной окраине деревни, 0.8 км от правого берега реки Тихвинка. В 1911 и 1928 гг. отмечался как жальник.
  • Разрушен и не обнаруживается.
  • 981. Плутино. Могильник в северной части деревни. 0.2 км от правого берега Тихвинки, на краю верхней террасы на высоте 6–7 м над поймой. В 1911 и 1928 гг. отмечался как жальник.
  • Разрушен картофельными ямами.
  • 879-880. Белое. Две неолитические стоянки.
  • Археологические работы не ведутся. Стоянки плохо просматриваются.
  • 993. Дерева-1. Грунтовый могильник на северной окраине деревни. В 1 км к югу от левого берега р. Тихвинка. В 1911 и 1928 гг. отмечался как жальник. Обследован в 1987 г. На могильнике растет группа сосен и елей.
  • Место обнаруживается, но внешних признаков могильник не имеет.
  • 994. Дерева-2. Могильник на западной окраине деревни. В 1928 г. отмечался как жальник.
  • Распахан.
  • 1014. Галично-1. Курганная группа в 700 м к северу от деревни Галично. На правом берегу реки Тихвинка. В 1928 г. В.И. Равдоникас зафиксировал 10 насыпей и раскопал одну из них. В 1973–1974 В.А. Назаренко раскопал 8 курганов X–XI веков. Курганы расположены цепочкой, тянущейся от берега реки на северо-восток, на сухих возвышениях леса, разделены заболоченными низинами на высоте 7–8 м над уровнем реки. Вероятно первоначально насыпей было более 10.
  • Курганы оплыли, но остатки их просматриваются.
  • 1015. Галично-2. Грунтовой могильник на южной окраине деревни на левом берегу реки Дымка – левого притока Тихвинки. В 1911 и 1928 гг. в соответствии с местным названием фиксировался как жальник.
  • В настоящее время разрушен картофельными ямами.

          Памятники новой истории (в сопоставлении с ситуацией на начало ХХ века) исследовались, опираясь на основной источник – «Список населенных мест Новгородской губернии», вып. VII (1911), ситуация на начало ХХ века (поселки представлены в том порядке, в котором их посещала экспедиция 2000 г.):

  • Чудская – 57 жилых строений, 194 жителя. Основное занятие – земледелие. Имеются кожевня и 2 кузницы.
  • Сухая нива – 24 жилых строений. 129 жителей. Основное занятие – земледелие.
  • Никола – 18  жилых строений. 58 жителей. Основное занятие – земледелие. Имеются часовня и школа (в настоящее время разрушены).
  • Михалево – 54 жилых строений. 222 жителя. Основное занятие – земледелие.
  • В настоящее время деревни Никола и Михалево слились и образовали населённое место Михалево.
  • Казенное село – 52 жилых строения. 283 жителя. Есть часовня. В настоящее время разрушена, очевидно, сгорела.
  • Плутино – 42 жилых строения. 171 житель. Основное занятие – земледелие. Есть земская школа (в настоящее время отсутствует).
  • Дерева – 47 жилых строений. 226 жителей. Основное занятие – земледелие. Есть часовня. В настоящее время – уничтожена.
  • Окулово Деревской волости – 14 дворов, 75 жителей. Есть почта, церкви нет. Церковь (сейчас находится в разрушенном состоянии) находилась рядом на Никольском погосте – сейчас территория вошла в дер. Окулово.
  • Яковлево Деревской волости – 53 двора, 201 житель, есть часовня. В настоящее время часовня отсутствует.
  • Галично, усадьба Большедворской волости – 1 жилое строение, принадлежащее Е.Г. Лаховицкой. Проживают два человека, железнодорожные служащие.
  • Старое Галично Большедворской волости, имение Мулевских – 23 двора, 86 человек, занимающихся земледелием.

          Сопоставить население начала века с современным оказывается сложно. Значительная часть домов в этих деревнях заброшена, живут в летний период приезжие из Тихвина и Петербурга без прописки. Определенно можно сказать, что в большинстве сел летом живет больше народа, чем до революции.

          В ходе выезда 2001 года были предположительно обнаружены памятники древней истории – валуны, возможно, подвергнутые в исторические времена примитивной обработке. Задолго до того, как сюда пришли вепсы и русские, на этих местах селились представители племени лопарей, или же саами [Титов, 1976]. Немногочисленные представители этого почти исчезнувшего этноса и поныне живут на Кольском полуострове и на севере скандинавских стран. У саами бытовал языческий культ камней. Близ своих домов  они ставили так называемые сейды – камни, обереги жилища. Как правило, камни эти не обрабатывали, но отдельные попытки выбить на них подобие петроглифов известны.

          В районе мертвой деревни Чудская, что близ Киевского шлюза, есть несколько камней, сохранивших свидетельства былых эпох. Недалеко от места нашего лагеря стоял камень высотой над землей около полутора метров с гладко отшлифованной стороной, на которой проглядывают следы иероглифических знаков. Некоторые из них походили на арабские цифры, некоторые – на знаки Зодиака, некоторые – на рунические знаки скандинавов. Был также обнаружен камень треугольной формы. Окончательное мнение о происхождении этих камней на сегодняшний день составлять рано.

          Заключение по разделу. Районы, окружающие современную ТВС, формировались как зоны сочетания русских и финно-угорских традиций и форм природопользования. В настоящее время здесь доминирует русское население с отдельными вкраплениями представителей вымирающего вепсского этноса, изучение которого очень интересно для понимания истории финских народов.

 

В начало                    Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить