Словарь-справочник
23.08.2011 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."





Охрана природы и рациональное природопользование

          Экология как наука является теоретической основой охраны природы. Под охраной природы следует понимать систему государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармонического взаимодействия общества и природы, обеспечивающего сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов и среды обитания. Термин “охрана природы” допускает некоторую неоднозначность трактовки, так как не совсем понятно, до какой степени ее нужно охранять. Любая человеческая деятельность каким-то образом влияет на природу. Однако это влияние все же меньше, чем действие абиотических факторов. Запретить же всякую хозяйственную деятельность нельзя. Необходимо вести ее рационально. Более корректным термином следует признать “рациональное природопользование”. Это режим использования природных ресурсов, позволяющий получать максимальную пользу для человечества, причинив при этом минимальный возможный для данного типа природопользования ущерб природной среде. Одной из новых ветвей рационального природопользования, возникшей в последнее время, стала экологическая безопасность. Под этим термином понимается комплекс мер, направленных на предотвращение экстремальных ситуаций в природе, обусловленных как естественными, так и антропогенными причинами.

          В основе охраны природы и рационального природопользования лежат эколого-философские представления В. Вернадского, Г. Гаузе и других ученых.

          Еще в период, когда экология не была сформирована как наука, известный русский ученый Андрей Тимофеевич Болотов (1738 — 1833), создатель национальной сельскохозяйственной науки, пытался сформулировать основные правила рационального природопользования. Они вошли в историю науки как законы, или правила, Болотова:
Натура ничего не произвела, что не служило бы для какой-нибудь пользы.
Для получения лучшего и скорейшего успеха бери саму натуру в целительницы.
Садоустроитель не должен отважиться ни одного шага ступить, не посоветовавшись наперед с натурой.
          Известна попытка американского эколога ХХ века Б. Коммонера сформулировать в афористической форме правила использования природных ресурсов. Эти афоризмы называют “Законами Барри Коммонера”. Приведем их.

          1.     “Все связано со всем”. Это положение отражает существование сложнейшей сети взаимодействий в биосфере и призвано предостеречь человека от необдуманного воздействия на природу, что может привести к необдуманным последствиям. В свете последних достижений эколого-философской мысли, первый закон правильнее всего было бы представить таким образом — “все связано со всем, но эти связи варьируют от значительных до исчезающе малых”.
          2.     “Все должно куда-то деваться”. Это положение заставляет серьезно смотреть на проблему отходов материального производства. Огромные количества вещества извлечены из Земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того фактора, что все куда-то девается. В результате большое количество веществ нередко накапливается в тех местах, где по законам природы их не должно быть. Напомним, что экологическое определение грязи — химическое соединение не на своем месте. Особенно актуально это положение звучит сейчас, когда западная цивилизация производит фантастическое количество одноразовых упаковок и изделий, которые “должны куда-то деваться”.
          3.     “Природа знает лучше”. Действительно, организация природных систем, выработанная миллионами лет биологической эволюции, совершенна. Данный закон заставляет во всем слушаться природы.
          4.     “Ничто не дается даром”. Это положение, имеющее также философский и этический смысл, объединяет предыдущие три, ибо, как пишет Б. Коммонер, “глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения. Все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено”.

Природное и культурное наследие

          До недавнего времени объекты, оцениваемые как «наследие», делили на природные (виды, ландшафты, территории) и культурные (памятники истории, архитектуры и т. д.). В первом случае на переднем плане оказывалась природа, во втором — культурно-исторические раритеты. Но нередко в пределах особо охраняемой территории располагаются памятные места, связанные с деятельностью человека, — усадьбы, поселения, мемориальные памятники, связанные с выдающимися людьми. С другой стороны, многие памятники истории, культуры, архитектуры имеют природное окружение, интересное и само по себе, и в связи с сознательной переделкой садовниками, лесниками, ландшафтными архитекторами. Уничтожение или нарушение природного фона неминуемо приведет к тому, что эстетическое и познавательное восприятие мемориального объекта понизится.

          Можно ли оторвать дворцы Пушкина, Павловска, Петергофа, Гатчины от ландшафта, комплекса уникальных пород деревьев, рельефа и водоемов, создающих парковые комплексы? Разумеется, нет.

          Русская усадьба — уникальный пласт не только отечественной, но и мировой культуры. Отличие русской традиции создания таких комплексов от западной разительно. Западноевропейский замок отделяет владельца от окружающей среды высокими стенами, рвами, подъемными мостами. В России междоусобные войны кончились много раньше, чем на Западе. Русский самодержец и рядовой дворянин не ограждался от окружения, наоборот, единился с ним. Традиционные усадьбы с их широко распахнутыми дверьми, большими окнами, сливались с окружающей природой. Исконно русский дворец или усадебный дом продолжался регулярным парком французского типа. Тот переходил в нерегулярный парк английского типа, а тот — без всякой границы трансформировался в леса, поля, луга. Иными словами, единение с природой — наша национальная традиция. Из нее вытекает и стратегия сохранения садово-парковых комплексов объединенными силами садовников, лесников, археологов и архитекторов.

          26 мая 1992 года постановлением президиума Российской Академии Наук учрежден научный совет по изучению и охране культурного и природного наследия. Основная идеология работы этого ответственного объединения — неделимость культурного и природного наследия. Эту же линию проводит и такое значимое петербургское учреждение, как Институт культурного наследия имени Д. Лихачева. Начата подготовка специалистов соответствующего комплексного профиля в некоторых вузах нашего города. Так, специализация «охрана природного и культурного наследия» уже имеется в Балтийском институте Экологии, политики и права. Время подсказывает: чтобы сохранить наше уникальное наследие, собранное в Пушкине, Павловске и других местах нашей необъятной Родины, необходима согласованная работа специалистов, владеющих знаниями садоводов, лесников, историков, археологов.

От биосферы к ноосфере

          Согласно теории Вернадского, эффект жизни имеет интегральную характеристику — биогенную миграцию химических элементов биосферы. Миграцией химических элементов Вернадский называл всякое перемещение химических элементов, чем бы оно ни было вызвано. Миграция в биосфере происходит и под влиянием абиотических факторов — при извержении вулканов, испарении воды, движении рек и т. д. Собственно же биогенная миграция производится силами жизни и, взятая в целом, является одной из самых значительных характеристик биосферы. Вернадский выделял четыре формы биогенной миграции.

          Во-первых, это перемещение атомов и молекул, которые попадают из внешней среды в организм и наоборот, в процессе дыхания, метаболизма, размножения и т. д.

          Во-вторых, это перемещение атомов в самом организме, связанное с интенсивностью осуществляемых организмами движений. Чем быстрее животное движется, тем значительнее выражена вторая форма биогенной миграции.

          В-третьих, это миграция атомов, связанная с образом жизни животных. Это перемещение земли роющими животными, строительство домов бобрами, термитами и проч. Исключительного развития эта форма биогенной миграции химических элементов достигла с развитием цивилизации. Этим путем создаются новые, небывалые раньше на планете тела, такие как свободные металлы, дома, корабли, самолеты. Эта третья форма биогенной миграции не связана с массой животного вещества. Она связана с работой мысли.

          В-четвертых, к биогенной миграции следует причислить те перемещения атомов, которые косвенным образом связаны с живым веществом. Они являются следствием процессов, запущенных теми новыми веществами, которые были созданы и внедрены в биосферу сознательной деятельностью людей. Это косвенный результат третьей формы биогенной миграции. Не всегда можно провести четкую границу между третьей и четвертой формами биогенной миграции. Однако сама по себе мысль Вернадского о том, что следует разграничивать прямое и косвенное воздействие на природу, животных и человека, очень конструктивна.

          Биосфера на определенной стадии своего развития преобразуется в сферу разума — ноосферу. Впервые этот термин предложили в начале ХХ века французские ученые Эжен Ле Руа и Тейяр де Шарден, но в полной мере значение этого понятия для описания будущего развития Земли осознал и описал Владимир Иванович Вернадский. Ноосфера — высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней разумного, цивилизованного человечества, когда его деятельность является главным фактором развития биосферы.

          Мечтают ли молодожены о потомстве, космонавт — о достижении иных миров, политик — о неограниченной власти, коммерсант — о богатстве, артист — о всемирной славе, — во всем проявляется фундаментальный закон биосферы и ноосферы, согласно которому биогенная миграция стремится к своему наибольшему проявлению.


Сущность, классификация и истоки основных проблем современности

          Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные — это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара; локальные — существующие в пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны с перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса как в ходе мирного развития, так и в результате глобального военного конфликта. Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.

          Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращению числа одних видов, росту численности — других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?

          Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы: приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы?

          Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы: приведет ли рост использования сырья (как органического, так и минерального) к его исчерпанию?

          Проблема энергетического кризиса: не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?

          Проблема экологического кризиса: могут ли рост человечества и научно-технический прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?

          Существует ряд других глобальных проблем, являющихся составными частями перечисленных: проблема глобального потепления, разрушения озонового слоя, распространение особо опасных заболеваний и т. д.

          Отношение разных ученых к глобальным проблемам различно. Обозначим крайние точки зрения.

          Абсолютизация глобальных проблем и фатализм, сводящийся к мнению о невозможности решить глобальные проблемы, проповедь идей катастрофизма и неизбежности гибели человечества.
          Полное отрицание существования глобальных проблем и признание лишь проблем локальных.

          Истина лежит между крайними мнениями.

          В XVIII веке закончились великие географические открытия. Размеры Земли и очертания континентов оказались описанными с высокой точностью. Человечество стало задумываться о глобальных проблемах, т. е. проблемах, существующих в масштабах всего Земного шара. Важнейшие из них четко и последовательно изложил английский ученый конца XVIII века Томас Мальтус. В своей книге "Эссе о принципах народонаселения" он предостерег современников, что поскольку число людей, живущих на Земле, постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана. На первый взгляд, Мальтус рассуждал логично. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Поскольку ресурсы Земли, хотя и велики, но конечны, то рано или поздно они неминуемо будут исчерпаны. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Ученый не учел того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону. В этом крылась ошибка учения.

          Идеология катастрофизма, проповедником которой он выступал, возникла задолго до него в рамках религиозного мышления. Большинство религий мира предсказывали глобальные потрясения и гибель человечества. В основной книге христианской религии — Библии (Новый завет) — есть раздел "Апокалипсис", предсказывающий жуткие катаклизмы и гибель Земли. Такие пророчества широко использовались в политике и идеологии, причем особо широко их применяли носители реакционных политических доктрин.

          Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу XXI века не оказался исчерпанным. В чем же дело? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к научным теориям, разработанным в ХХ веке. Учения о глобальных законах развития биосферы созданы экологией, социологией и другими науками.

          Выдающийся русский геолог и философ Владимир Иванович Вернадский писал, что в ХХ веке человечество стало геологической силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни — биосферы, так и сферы разума — ноосферы. Возросшее влияние человечества на живую оболочку Земли имело как негативные, так и позитивные последствия.

          Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида удовлетворительно. Такое следствие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарльзом Дарвином (1809 — 1882). Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида — увеличение его численности. Однако благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, которые бы резко уменьшили население Земли, становятся все более вероятными. Необходимо прогнозировать итоги любой нашей победы над природой, которая может обернуться поражением с самыми трагическими последствиями для человечества.

          Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.



В начало                               Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить