08.02.2012 г.

  На главную раздела "Владимир Гарматюк"


Светить для всех равно, как Солнце          Ознакомился с Вашим вторым материалом «Россия: национальный вопрос» от 23.01.2012 г., опубликованным в «Независимой газете»… С Вашей стороны обсуждать проблемы, порожденные национализмом, без малейшей попытки обнаружить и устранить причины, его порождающие, — занятие абсолютно бесперспективное. Настолько бесполезное — насколько лопатой отгребать от берега волны. Не устранив причину — не избавишься от болезни. На этом месте диалог можно было бы и закончить. Но продолжу его с единственной целью, чтобы обратить Ваше внимание (как я вижу) на ошибки политиков в национальном вопросе.


          Национальные проблемы и в мире, и в России имеют одинаковые корни. Проведя некоторую параллель с мыслью немецкого писателя Генриха Гейне, обозначу причину национализма так: «Там, где кончается здоровье, там, где кончаются деньги, там, где кончается здравый человеческий рассудок, — там повсюду начинается национализм». Устраняя указанные причины, можно заглушить национализм. Если же этим пренебречь, то все красивые речи и «потуги» политиков закончатся — людскими, материальными и временными потерями.
 

          Что касается национализма на пространстве СССР и в России, то породили его политические перемены 90-х, которые вслед за собой принесли нищету, экономическую разруху и болезни. Неосмысленная, безнравственная власть породила волны миграционных перемещений населения бывших республик СССР и внутри России. Если не изменять политику власти в пользу народа, то, как Вы совершенно правильно заметили в своей статье — ситуация приведет к значительно худшему положению.

          Далее по разделам Вашего материала.


          Россия как «историческое государство». Вы правильно подметили слова Василия Ключевского, смысл которых заключен в том, что ошибки власти в России во времена первой Смуты исправила здравая мысль и нравственная воля народа. Народная воля и нравственность — «спасательный круг» и для современных бестолковых политиков.

          Что касается «праздника» 4 ноября — «Дня народного единства», — то замечу, что сытых и голодных ещё никому в мировой истории примирить не удалось. Мудрость учит: сытый голодного не понимает. «Захотел волк с овцами в одном овине жить, да овцы отказались».


          Согласен с Вами, что проповедовать идеи русского, татарского, башкирского или какого другого национализма в многонациональной России — то же самое, что рубить под собой сук. Это чревато народной кровью. За подобную националистическую пропаганду необходимо немедленно привлекать к уголовной ответственности и расценивать её не иначе как подстрекательство к покушению на жизнь и здоровье многих людей.


          Единый культурный код России нельзя скрепить только одним единством языка и культуры. Надо видеть причины национализма, понимать, что внутренний голос от чувства голода, тревожные мысли от сознания нищеты, страх от боли и болезней звучат в головах гораздо сильнее. Поэтому стратегия национальной политики должна заключаться не в душеспасительных проповедях о культуре, а в преодолении причин национализма. Голодного — не баснями кормят. Хотя, бесспорно, людей сытых, здоровых и обеспеченных — объединение общностью интересов, образования и культуры, несомненно, сближает.


          В политике взаимоотношения государства и религий. Ваша безапелляционная убежденность в этом вопросе сродни вере, и полагаю, она не основана на знании.

          Несмотря на проповедуемые религиями нравственные ценности, в национальном вопросе многие верующие руководствуются принципами веры «свой — чужой». Нет терпимости и единства даже среди одной веры (христиан, мусульман, иудеев и др.). Вы и сами знаете, насколько бывают ожесточенными войны, основанные на религиозной розни.

          «Не мир пришел Я принести, но меч». (Мф.: 10-34)
          С религиями следует обходиться осторожно, как с заряженным оружием — держать в сейфе и на расстоянии. Не гнать и не приближать, понимать и не насаждать в школе, армии, обществе, государстве. Поступать же с религиями так: «...отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу». (Мф.: 22-21)

          Образцы нравственности надо демонстрировать не на библейских примерах, а в повседневной жизни примерами нравственного поведения власти и духовенства.


          Роль сильных институтов в национальной политике России выражена слабо, нет опережающей оперативности с националистическими проявлениями (Кондопога, Манежная площадь, Согра). Просматривается пассивность и отставание, порожденные главным образом дефектом нравственности политической системы.


          Развитие многопартийности не служит целям межнациональной стабильности, а напротив. Как видим, сейчас и ЛДПР, и в последнее время КПРФ в угоду политической конъюнктуре «в полный рост» эксплуатируют русский национализм. В борьбе за власть партии, как Вы правильно опасаетесь, будут использовать и сепаратистские, и националистические настроения в республиках. Партии, как это уже происходило в истории, при первом же случае предадут общенациональные интересы в угоду личных.

          Направление на многопартийность, а не на беспартийное монолитное гражданское демократичное общество, является политической ошибкой. Хотя к демократии (через промежуточный политический кризис) оно и приблизит. Единство общества подчинено одному общему закону централизованной власти — «Разъединяй и властвуй»! Партийные и беспартийные граждане обладают равными правами, а власть по Конституции РФ принадлежит не партиям, не их лидерам, а единственно гражданскому обществу и Закону.


          Проблема миграции — порождена нищетой и безработицей. В этой связи необходимо предлагать решения проблемы безработицы на местах, не грабить народ энерготарифами, отнимая у него последнее, не понуждать его к миграции.

          Как Вы правильно пишете — меры ужесточения не остановят поток мигрантов. Они, скорее всего, создадут дополнительные общие проблемы и условия для коррупции.

          Единственное, что в этом клубке миграционных проблем можно предложить — чтобы в тех случаях, когда у мигрантов возникает вопрос с временной пропиской, прописывать их органами внутренних дел (ОВД) по своему адресу. Таким образом, будет обеспечен лучший контроль над числом прибывших, сроками пребывания, местом работы и всем тем, что связано с проблемами рабочей миграции.


          Как и в первой своей статье, Вы снова повторяете: «Нам надо выстроить такую модель государства цивилизационной общности с таким устройством, которая была бы абсолютно равно привлекательна и гармонична для всех, кто считает Россию своей Родиной».

          Вы опять не говорите, какую — «такую» (?) модель надо создать. Как можно создавать то, чего не знаешь? Поэтому и я повторю, что надо передавать власть в руки развитого гражданского общества, так как это изложено в «Манифесте демократии».

          Развитое гражданское общество — подобно клеткам в теле обеспечит бесперебойное функционирование организма (государства). В другом случае проблемы национальной розни и массовой нищенской миграции создадут в России взрывоопасную смесь, что мало не покажется, а власть дождется того, чего и во сне не снилось.


          Заочный диалог по национальному вопросу закончу мыслью гениального французского философа Клода Гельвеция: «Заблуждения порой таковы, что их построение требует больше соображения и ума, чем открытие истины».



Владимир Гарматюк
Россия, г. Вологда
Статья поступила в редакцию 7.02.2012
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить