С позиций теории управления социально-биологическими системами
01.01.2013 г.

  На главную раздела "Академик Сапунов В.Б."


          Образ прекрасной дамы в литературе

          Как уже отмечалось, мировую литературу создают мужчины. А все мужики (включая автора данных строк), как известно, идиоты. Впрочем, книги, написанные женщинами (пусть даже с мужским характером), тоже достойны внимания. Перечитаем классические произведения Г. Бичер-Стоу, Э. Войнич. Добавим сюда не очень известную, но интересную эстонскую писательницу Э. Бекман, которая поставила своей задачей раскрыть психологию современной эмансипированной женщины. Тема отношений между полами во всех этих произведений затрагивается — куда же без этого. При этом в произведениях этих талантливых писательниц нет даже намека на высокие чувства, которые могут испытывать женщины по отношению к мужчинам. Таковой малореальный эмоциональный вектор встречается в произведениях авторов-мужчин. Над этими сюжетами доминирует известное заблуждение о возможности взаимной любви, о коей мечтает практически каждый молодой (а подчас не очень молодой) мужчина. А таковой на свете не бывает. Почти не бывает.

          Насколько бы ни были глубоки заблуждения, но когда за перо берется талантливый писатель, талант нередко оказывается выше индивидуальной ограниченности творца. В конечном итоге, вопреки авторским заблуждениями, возникает правдивая картина реальной жизни.

          Литература бывает разная. Западноевропейская школа, восходящая к рыцарским романам и сказкам Ш. Перро, дает увлекательные схемы разворота событий, в которых действуют не реальные люди, а заводные манекены. В большинстве произведений такой литературы сюжет оказывается стереотипным. Любовная интрига крутится в пределах треугольника. Благородный юноша, прекрасная дама и коварный негодяй. Юноша влюбляется в даму, та отвечает ему взаимностью. Коварный негодяй, не имеющий ни одного положительного качества, вершит им всевозможные пакости. В конце концов, все заканчивается хеппи-эндом и свадьбой положительного героя и прекрасной дамы. Предполагается, что дальше их жизнь будет светлой и безоблачной. Хотя, по большому счету, жизнь после свадьбы только начинается. Даже талантливые писатели-реалисты Запада веками находились под давлением этого стереотипа. И все же, чем писатель талантливее, тем увереннее правда жизни пробивалась через навязшую в зубах схему.

          Русская литература всегда отличалась от западной. Она выводила не схематических абсолютно положительных и абсолютно отрицательных героев, а реальных людей. Соответственно, и более реальными оказываются их чувства. Величайшим произведением всех времен и народов была и остается «Война и мир» Л. Толстого. Здесь на фоне значимых исторических событий разворачиваются любовные переживания героев. Прекрасной и вполне реальной дамой оказывается Наташа Ростова. В нее последовательно влюбляются положительный Андрей Болконский, затем тоже положительный, хотя и дурковатый Пьер Безухов. Наташа, как и всякая нормальная женщина, достаточно равнодушно смотрит на своих горячих поклонников. Связав, наконец, судьбу с богатым и добрым недотепой и масоном Пьером, она никак не участвует в его бурной социальной активности. Толстой- мужчина, наверняка, хотел, чтобы Наташа полюбила кого-то из поклонников. Но Толстой-гений знал, что такого не бывает, и описал то, что может быть.

          Вспомним бессмертную пьесу У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Это, пожалуй, самое известное в мировой литературе произведение о любви. Вспомним и обдумаем последнюю фразу:

     Нет повести печальнее на свете,
     Чем повесть о Ромео и Джульетте.

          Уже давно бурно обсуждается вопрос о подлинном авторстве пьесы. Многие историки и филологи считают, что Шекспир был лишь подставной фигурой, а писал кто-то другой. За отсутствием материала развивать эту тему не будем. Замечу лишь следующее: Шекспир был актер. По свидетельствам современников — не из лучших. Профессия актера полутворческая. Он воплощает на сцене образ, созданный драматургом. Среди режиссеров бытует такая истина: лучшие актеры — это отнюдь неяркие люди. Чем слабее собственная личность, тем легче напялить на нее другую, предусмотренную сценарием пьесы. Драматург же должен быть человеком ярким. Поэтому талант актера и драматурга почти никогда не сочетаются. Так что, может, все-таки пьесы писал не Шекспир. Однако, как бы то ни было, подлинный автор «Ромео и Джульетты», бесспорно, гений.

          Ромео вполне мог полюбить подругу и из-за своих чувств не видеть ничего вокруг. Джульетта могла ответить ему взаимностью только будучи психически ненормальной.

          В создании этого сюжета столкнулись два автора — человек и гений. Шекспир (или кто-то другой, действовавший под его именем) как человек, мужчина, актер стремился к созданию прекрасной и возвышенной картины. Шекспир как гений протестовал против нереального сюжета и вопреки авторским заблуждениям показывал правду. Как известно, нежная взаимная любовь привела к закономерному финалу — трагедии. Непредвзятый анализ текста приводит к неизбежному выводу: Джульетта была психически больной девушкой. На протяжении доброй половины пьесы она рассуждает о самоубийстве, обсуждает все связанные с этой акцией детали. Склонность к суициду — верный признак психопатологии. Ромео, судя по всему, был неврастеником и психопатом, но не в самой болезненной форме. Возможно, его мать была фригидной дамой с гиполактией. При нехватке материнского молока в мозгу ребенка центры возбуждения начинают доминировать над центрами торможения. Он тоже покончил с собой, однако без длительной подготовки, в состоянии аффекта. Теоретически он мог быть психически почти нормален, если не считать сдвига баланса эмоций в мозгу. Про его подругу такого сказать нельзя. Если бы герои Шекспира остались живы, то наверняка престарелая Джульетта кончила бы жизненный путь в такой замечательной организации, как лондонский приют для душевнобольных имени святой Марии Вифлеемской, впоследствии названный Бедламом. (Игра слов, основанная на английском юморе. Bethlehem — Вифлеем. Bed — кровать, lam — драка.)

          Двинемся ближе к нашему времени. Бесспорный шедевр романов о любви — «Три товарища» Э. Ремарка. Произведения этого немецкого писателя-реалиста очень далеки от шаблонов рыцарских романов. И все же совсем отойти от стандартов западной литературы Ремарк не может. Сюжет романа интересен, прежде всего, как исторический документ, описывающий Германию 20-х гг. прошлого века. Хотя автор намеренно чурается политики, но в тексте прослеживаются значимые политические процессы, подтолкнувшие страну к нацизму и Второй мировой войне. Стержень, на который навязывается исторический фон, — отношения главных героев — Роберта и Патриции. Роберт на первый взгляд кажется живым. Жизненность усиливается авторским приемом, когда повествование ведется от его лица. Но при вдумчивом чтении становится ясно, что это сборный лоскутный образ. Это — синтез реального простоватого автомеханика с заурядным, но по-своему утонченным музыкантом с элементами житейской мудрости, идущей от самого автора. И сюжет его безумной любви тоже натянут. Так влюбляются юноши в 18-20, от силы в 27 лет. Роберту уже за 30. За плечами фронт Первой мировой, трудные послевоенные годы, в которые он худо-бедно нашел свое место в жизни. У таких людей расчет должен доминировать над эмоциями. Его подруга Патриция сначала предстает как типичная прекрасная дама из рыцарских романов. Она красива — и это все, что можно про нее сказать и написать. На протяжении всего романа она не демонстрирует ни одного таланта, не произносит ни одной мудрости, не совершает ни одного значимого поступка (кроме того, что помирает). Но гений Ремарка оказывается выше условностей, и, в конце концов, начинает формироваться образ реальной и не самой лучшей женщины. За красивой внешностью прослеживается психология содержанки, которая не собирается работать и вообще заниматься какой-либо деятельностью, кроме как блистать красотой. Сначала Патриция выступает как любовница нахального толстопузого богатея по фамилии Биндинг. Затем осознает, что безнадежно больна. Поняв, что богатей не будет возиться с немощной подругой, она переключается на простого влюбленного в нее автомеханика. При этом ей хватает совести честно сказать, что она его не любит. А автомеханик в силу наивности (ведь все мужики идиоты) пытается не поверить искренним словам подруги.

          Еще один из шедевров мировой любовной классики — «Таис Афинская» И. Ефремова. В основу своего последнего романа «Таис Афинская» Ефремов положил две легенды. Одна из них относилась к периоду Александра Филипповича Македонского. В восточном походе эллинского царя сопровождала красивая и умная гетера — любимица императора и всего войска. Главный достоверно зафиксированный подвиг, которым она вошла в историю, — инициирование грандиозного пожара, спалившего дворец царя Дария, содержавший богатейшее собрание произведений искусства. Вторая легенда относилась уже к первому веку Новой эры. Тогда в Александрии жила бандерша, известная своим распутством. Звали ее именно Таис Афинская (поскольку родом она была из Афин). В основном она занималась организацией оргий с девочками для представителей господствующего класса. В какой-то момент она встретилась с последователем Иисуса Христа, рассказавшим ей о славной судьбе и мудром учении Сына Божьего. Под влиянием общения с одним из первых христиан, Таис перевоспиталась, стала активной пропагандисткой целомудренного и праведного образа жизни и учения Христа. Хотя эта легенда относилась уже не к тому периоду, который описывал Ефремов, но сам образ и греховной и вместе с тем праведной женщины показался ему ярким и достойным развертывания как стержень большого исторического романа. К тому же в образе содержался намек на любимую жену Ефремова, которую звали Таисия Иосифовна.

          Таис Афинская по Ефремову — воплощение идеальной женщины. Она была эллинской гетерой, известной красотой и умом. Ее жизнь прошла в роли содержанки двух императоров — Александра и Птолемея. Соответственно, работой и выполнением семейных обязанностей она не была обременена, потому могла всю жизнь стремиться к совершенству. Практически любое ее желание выполнялось. Например, желание посмотреть, как будет полыхать дворец Дария (и этот факт историки подтверждают). Отсюда — мягкий покладистый характер. Лишь изредка ее невинные желания отвергались ее бойфрендами. Например, когда она, мило улыбаясь и воркуя, порекомендовала Александру отрубить голову философу Аристотелю (перекликается с библейской легендой о прекрасной Саломее). Но даже этот отказ Таис пережила без гнева и без сцен, до которых, безусловно, опустилась бы женщина попроще. Постоянные семейные обязанности не дают женщине раскрепоститься в полной мере — такую истину проповедовала Таис. Во всяком случае, когда Александр Македонский предложил ей, наконец, оформить устоявшиеся отношения в виде законного брака, она совершенно справедливо отказалась, разумно решив, что какой-то императоришко, даже не сумевший завоевать весь мир, — это слишком мелко для столь дорогой женщины. В конце концов, Таис со скрипом согласилась на скромную должность царицы. Впрочем, и эта работа ей быстро надоела.

          Никаких намеков на высокие чувства Таис по отношению к своим бойфрендам-императорам в романе нет. Единственный любовный вектор — это чувства к подругам, замешанные на лесбиянстве. Для женщин такого сорта это характерно, и здесь мудрый Ефремов, опять же, оказывается прав.

          По большому счету, последний роман Ефремова, полностью не опубликованный при жизни, — это красивая сказка, но содержащая в себе большую правду и серьезные намеки на реальности всех времен и народов. Кроме того, это прекрасная модель для понимания психологии женщины. Можно привести серию аналогичных образов из более близких к нам эпох — таких прославленных красавиц, как мадам Помпадур, Инесса Арманд, Ева Браун, бравших в бойфренды самых знаменитых и влиятельных политиков своего времени. Но и для понимания системы ценностей обычных женщин книга Ефремова в высшей степени полезна.


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить