Тольятти: хроники аномальных явлений, факты и размышления
03.12.2011 г.

  На главную раздела "Эзотерика"





Я — не "домовой", я — "школьный"...


          Начало лета 1991 года. Закончился учебный год, школьники с удовольствием предвкушали каникулы, уставшие учителя мечтали об отпуске. И только одна школа была озабочена совсем другими событиями — в школе начался полтергейст.

          Прежде всего с необычными явлениями столкнулись школьники. Например, в классе во время предэкзаменационной консультации могли дружно взлететь в воздух горшки с цветами, а потом плавно опуститься на место. Или, направляясь к актовому залу, чтобы начать репетицию к праздничному вечеру, ребята видели, как дверь перед ними сама собой захлопывается, а торчащий в ней ключ поворачивается в замочной скважине.

          Что ещё происходило? В закрытом на замок актовом зале сдвигались все стулья (тяжёлые сами по себе, да ещё сбитые по четыре штуки в ряд), опять-таки в запертом зале сам собой включался свет и цветомузыкальная установка. Особенно любил полтергейст баловаться с ультрафиолетовыми лампами. Ну, и ещё всякие мелочи вроде холодных дуновений в закрытых помещениях, где сквозняков быть, по идее, не должно...

          Когда предел удивления был достигнут, школьники решились пожаловаться директору школы. Какая, вы думаете, была реакция на рассказ? Конечно! "Не говорите ерунду, ничего такого нет и быть не может!" И вот в этот самый момент вынесения вердикта "нечто" взяло и толкнуло директрису прямо в сторону стайки ребят, стоявших рядом. Такой аргумент оказался весьма убедительным...

          По стечению обстоятельств, один из педагогов этой школы Владимир Бондарев (тот самый, упомянутый в статье В.Лисачёва) был членом нашей исследовательской группы. Он-то и помог организовать наблюдения. Для наблюдений было выбрано ночное время, когда в школе оставался только сторож. Это нужно было и ещё в силу одной причины — чтобы не создавать дополнительный ажиотаж среди школьников и тем самым не активизировать полтергейст (такое влияние отмечено не раз).

          Помня об опыте московского "барабашки" и полтергейста в квартире Надежды Николаевны, мы пытались по такому же принципу организовать диалог с тем "нечто" или "некто", который был причиной полтергейстных событий в этой школе. Но нас постигла неудача — "поговорить" не удалось.

          Надо сказать, что никаких особых методических наработок по изучению полтергейстных явлений у нас на тот момент времени ещё не было (прошло чуть более года со времени создания группы). Поэтому приходилось изобретать на ходу и пользоваться подручными средствами. Фотографирование в различных режимах и с различными фильтрами результатов не дало, "ловушек" в виде дорожек из талька и натянутых нитей полтергейст также благополучно избежал. В ход пошли и иные приёмы из прочитанных на досуге детективов, и элементарные логические рассуждения.

          Скажем, если этот Некто обладает такой физической силой, что способен "уронить" человека или включить свет, то не оставит ли он отпечаток своей руки (или того, чем он воздействовал на выключатели) на тонком слое пластилина? Во время очередного дежурства кнопки в актовом зале (а именно его облюбовал полтергейст) были соответствующим образом обработаны, зал опечатан. Несколько экспериментов прошли безрезультатно — опечатанный зал примерно через час вскрывали, свет горел, но пластилин оставался нетронутым. Но один раз это "нечто" всё-таки оставило след! Тонкий слой пластилина на нужной кнопке был прочерчен до пластмассы неровной линией. Конечно, это был не отпечаток пальца с дактилоскопическими линиями, но не лишним будет напоминать, что в опечатанном зале в тот момент времени никого не было...

          Один из экспериментов показал, что школьный "шумный дух" обладает способностью не только закрывать двери на ключ, но и открывать. Перед очередным экспериментом, точно зафиксировав положение всех предметов в зале и тщательно проверив, чтобы там не спрятался никто посторонний (проверили и кулисы, и подсобное помещение, в котором хранилась музыкальная аппаратура и кое-какая хозяйственная мелочь), собственноручно закрыв все окна и входную дверь (снаружи и на ключ), мы оставили зал в тишине и темноте на очередной час дежурства. Сразу скажу, что даже несмотря на все эти проверки, вход в зал всегда был у нас под наблюдением, так что проникнуть туда незамеченным не мог никто. Разве что "шумный дух"...

          Час прошёл. Открыв дверь, начинаем осмотр в надежде обнаружить следы активности полтергейста. Внимание привлёк достаточно сильный ветерок, который на полтергейст уж никак не спишешь... Оказалось, что наполовину открыта одна из оконных фрамуг. А открыть её можно было только изнутри... А в зале никого не было.

          Ну что ж, занесли событие в протокол наблюдений, задвинули опять оконную щеколду, зафиксировали положение зального имущества, опечатали в который уже раз актовый зал и удалились на очередной час. Следующий осмотр показал такое, что даже нам стало жутковато. Из зала исчез стол весьма внушительных размеров. Осмотрели всё, но стола нигде не было. Оставалось только одно место в пределах этого помещения, куда никто ещё не заглядывал — подсобка. Из неё было два выхода: один через прорезанный в полу самой подсобки и закрытый крышкой узкий люк и почти вертикальную лестницу — но по размерам стол туда, ну, никак не мог пролезть, разве что в распиленном виде...

          И второй выход был в окно, которое располагалось практически под потолком этого зала. Но к нему не было никаких лестниц, да и закрыто оно было двумя створками ставней, заложенными изнутри толстым деревянным бруском. Поскольку никакая логика не могла бы привести к заключению о том, что стол находится в подсобке, мы и обратили на неё внимание в самую последую очередь. Однако оказалось, что стол там и находится. И ставни закрыты изнутри всё тем же деревянным бруском. Да ещё одна ножка стола придавила люк, закрывавший второй выход, так, что открыть подсобку удалось, только изрядно попотев.

          На прежнее место стол возвращали по приставной лестнице силами четырёх мужчин — троих наших и ещё школьного сторожа, который в ту ночь получил, думаю, незабываемые впечатления.

          Пытаясь нащупать причину начала полтергейстных событий, мы опрашивали школьников. Интересовало всё: были ли крупные конфликты до начала изучаемых нами событий, или какие-то иные ЧП, не замечены ли подобные происшествия раньше? ЧП действительно было — месяца за два до этого трагически погиб один из старшеклассников, один из признанных школьных лидеров, да ещё и ведущий школьных дискотек. Связь между этим несчастным случаем и началом полтергейста ни доказать, ни проверить на тот момент было невозможно, но всё же мы решили попробовать способ, о котором случайно услышали от кого-то из столичных коллег, основанный на принципе "Феномена электронного голоса". Суть его заключается в использовании возможностей современной записывающей аппаратуры, чувствительность которой к воздействию несколько больше, чем чувствительность человеческого уха, что позволяет улавливать и переводить в разряд слышимых крайне слабые звуки, которые находятся за физиологическими пределами слышимости. А мировоззренческое основание для изучения ФЭГ пришло из глубокой древности, и заключается оно в представлениях о том, что биологическое тело человека — это лишь временное пристанище, своего рода "сосуд" для той субстанции, которая хранит в себе человеческую личность и называется душой.


Примечание к теме


          Официально "феномен электронного голоса" был открыт шведским искусствоведом и кинорежиссёром Фридрихом Юргенсоном летом 1959 года. Как и всё великое, это явление было открыто случайно. Наслаждаясь уединением на природе, записав пару кассет с птичьими голосами, Юргенсон решил их на досуге прослушать. Его удивлению не было конца, когда среди свиста и чириканья он различил чей-то навязчивый шёпот. Мужской голос читал лекцию на норвежском языке об особенностях птичьего пения (Юргенсон разбирался не только в норвежском языке, но и в радиотехнике). Так как во время прогулки он не встретил ни одной живой души, то поначалу он решил, что его маленький переносной магнитофон случайно поймал и записал передачу какой-то из соседних радиостанций. Такое явление бывает, когда чувствительные предметы бытовой музыкальной аппаратуры: проигрыватели, магнитофоны, а порой и другие электроприборы, ловят и воспроизводят сигнал близлежащей радиостанции. Чтобы подтвердить свою догадку, Юргенсон проверил транслируемые в тот день программы. Но ни одна из станций, вещающих на норвежском языке, ничего подобного в эфир не передавала. Так начался период экспериментов, давший ряд новых записей. На базе данных многолетней работы им была написана книга "Радиосвязь с запредельным миром" — первая в этой области.

          Почему бы не предположить, что в ночной тишине школьного зала не звучат какие-то, не слышимые нами, звуки? Может быть этот Некто хочет что-то сказать людям, но не может — слишком тих для нас его голос?

          Время для эксперимента было выбрано самое беззвучное — три часа ночи. Ночной город спал, а в школьном зале был включён на запись магнитофон. Рядом безмолвно сидел наш наблюдатель, который фиксировал с точностью до минут и секунд каждый доносившийся с улицы звук. Вот проехала машина... Вот спросонья каркнула ворона...

          Когда потом сравнили запись и протокол, то оказалось, что уличные звуки-то как раз и не записались (настолько тихие они были), зато на плёнке появились другие — скрипенье, будто стулья по полу таскали, едва слышимые голоса — и одинокие, и хором...

          Если бы в тот момент времени была под рукой необходимая литература о феномене электронных голосов, да побольше времени — может, и удалось бы записать внятное сообщение. Но увы, время заканчивалось, полтергейст тоже утихал. Совсем утихомирился он после сделанного в зале ремонта. Если помните, это и есть один из способов нейтрализации полтергейста.

          Более чем год крупные полтергейстные процессы тольяттинцев не беспокоили. И только осенью 1992 года в одном из цехов Волжского автомобильного завода, где работал тольяттинец Д., началось нечто любопытное и с разной интенсивностью продолжалось до 1994 года. Для начала предоставим слово Юлии Винокуровой, в то время — корреспонденту "Площади Свободы".

          С носителем полтергейста Д, проживающим в Центральном районе Тольятти, меня познакомили представители городской уфологической комиссии. К ним он впервые обратился за советом, когда "некто" начал регулярно забрасывать его болтами и гайками. Причём делал это исключительно на рабочем месте.

          Началось всё следующим образом. В тёщином деревенском хозяйстве у Д. был друг — индоутка. От другой живности она отличалась на удивление строптивым нравом. Но Д. почему-то выделяла и очень любила. Встречала и провожала его у ворот, давала себя погладить. (Прим.Т.М. — Д. не раз защищал её, запрещал резать и говорил, что эта строптивая птица — его друг). А потом индоутку всё-таки зарезали.

          В тот же день и, как потом выяснилось, в тот же час, в цехе стали летать мелкие и не очень детали. Даже такие, каких на предприятии по роду его деятельности вообще не было близко. Например, сидит Д. за столом, рядом падает гайка. Попасть норовит не в него, а именно рядом. И чтобы грохнуть посильнее. Любимое занятие — кидать по железу.

          — Случалось, "он" меня с работы провожал, — вспоминает Д. — Помою руки и иду в раздевалку, а вслед мыло летит. Прихожу, "он" в раздевалке по шкафам швыряться начинает. Прямо горстями — винтики, шурупы. Как-то открыл свой шкаф (ключ только у меня был) — оттуда высыпалась целая куча рваных червонцев. Аккуратненько так разорваны — каждый на шесть частей. Приятели сначала не верили. Говорили, небось свои же мужики шутят. Ну, скажите, какой нормальный человек станет рвать деньги в таком количестве? Да ещё мне в шкаф совать? Лучше уж на них бутылку купит.

          А чудес вокруг Д. с каждым днём становилось всё больше. Идёт он по цеху, сверху прямо из воздуха детальки падают вокруг. Заходит в железную будку (там принято на предприятии всякий металлический лом держать и заготовки), по ней "некто" настукивать начинает. Потом рабочие забрались на будку и насчитали, кроме всякой мелочи, около десятка тяжеленных осей.

          Другая полтергейстная шутка изрядно изумила охранниц на проходной. Так они и не смогла взять в толк, кто это посмел разбросать кучу копеечных монет прямо на самой проходной. А всего-то "носитель" прошёл. Ему в спину и кинули. Денежки со звоном раскатились в разные стороны. И что примечательно: все копейки были новенькими и блестящими, прямиком из Монетного двора. А ведь мелочь, как известно, в большом дефиците.

          К сожалению, деньги полтергейст подкидывал нечасто. Бывало, засунет трёшницу или пятёрку в полую часть какой-нибудь детали и аккуратненько положит на плечо или поля шляпы. Держи, дескать, пользуйся.

          Неприятностей особых, кроме известности, своему "хозяину" тоже старался не доставлять.

          — Обычно "он" кидал всё же не в меня и не в людей, а рядом, — продолжал вспоминать Д. — Случалось, конечно, что шурупчик ненароком отскочит и попадёт мне в лицо. Понятно, мне это не сильно нравилось. Но "он" не унимался до тех пор, пока я не начинал по-настоящему сердиться. Тогда всё вдруг прекращалось. Полтергейст оставлял меня в покое на полчаса-час. А потом потихоньку, словно провинившийся нашаливший ребёнок, опять брался за своё.

          На предприятии тем временем обстановка накалялась. Верить в существование полтергейста начинали волей-неволей. Сидят мужики рядком в курилке, по противоположной стене как шарахнет, словно шрапнелью. А все сидят. Руки у всех сигаретами заняты. Но верили, правда, лишь те, кто не раз видел такое своими глазами.

          Руководством же, во избежание умножения дальнейших слухов и беспорядков, решено было издать приказ по борьбе с шутниками. Замеченного в "кидании" обещали немедленно уволить. Собрание даже по этому поводу проводили. Но, конечно, так никого и не поймали.

          Единственный раз полтергейст покинул пределы предприятия и проводил Д. почти до самого дома. Всю дорогу по крыше и окнам автобуса стучали "производственные атрибуты". Из закрывающихся дверей кинули вслед Д. несколько винтиков. Но дома не докучали. Видимо, "он" тем же автобусом назад вернулся.

          — Почти всегда я на работе ощущал "его" присутствие. Потянет вдруг сбоку слабый ветерок — сейчас оттуда что-нибудь вылетит.

          Если бы природу этого явления можно было бы связать с электромагнитными волнами или другими, объяснимыми с точки зрения, современной науки, отклонениями. Но ведь в воздухе мелькали не только железки, но и пластмассовые детали, бумажные деньги, мыло. И свидетелями такого является не один десяток человек. Все вещи не только поднимались и переносились из одного места в другое, но нередко материализовывались из ничего, из воздуха. Это-то казалось рабочим самым непонятным.

          Несколько уточнений к статье. Когда детали падали на крышку подсобки, немаловажным будет знать, что цех этот имеет в высоту несколько десятков метров, высота самой подсобки гораздо выше роста человека, а над ней нет ни подъёмных кранов, ни людей. "Заводской" полтергейст, видимо, оказался "грамотным" — однажды в шкафчике у Д. (закрыт на ключ, ключ хранится только у хозяина) появились две записки: "Д. ты эта я — я эта ты".

          У "носителя" этого полтергейста с самого момента его начала было ощущение, что всё должно само собой закончиться. Так и произошло.


Тольяттинская версия "Барабашки"


          Семья беженцев из одной из бывших республик СССР (сын девяти лет от роду, мать, бабушка) переехала в Тольятти в середине девяностых. Сняли однокомнатную квартиру. Утро 19 января 1998 года началось с того, что в квартире стали слышны шуршания, постукивания, как будто появилось нечто невидимое, которое не могло жить бесшумно.

          В день начала активной фазы полтергейста дома оставались бабушка с внуком. Мать, придя с работы, застала такую картину — бабушка сидит на табуретке, поджав ноги на перекладину, а внук-второклассник сидит у бабушки на коленях, и оба в состоянии, близком к паническому. Выяснилось, что на этот раз кроме безликих постукиваний в воздухе и шуршания под диваном, начались вполне видимые и ощутимые явления. Тяжёлый ковёр в комнате ходил ходуном, отодвигаясь от стенки так, как будто под ним по стене бегало какое-то животное размером с крупного кота. За этим игрушечные машинки выкатывались из под стола, где они всегда ночевали, и сами собой катались по коридору. Шторы, закрывавшие кухонную батарею, стали дергаться сами по себе, как будто их подталкивали со стороны окна округлым предметом.

          В однокомнатной квартире бабушке или внуку несложно было бы подследить друг за другом, если бы кто-то из них решил таким образом подшутить над другим членом семьи. Однако явления происходили на глазах у них обоих. Полтергейстные шутки слегка утихли только тогда, когда с работы вернулась мать, да и то только поначалу. В последующие дни явления происходили одинаковым образом в присутствии любого из них.

          События были похожи на те, которые происходили несколько лет назад в одном из московских общежитий. Именно с того случая "невидимым шутникам" присвоили имя "барабашка". Семья также помнила, как в русской традиции обращались с домовыми, если те вдруг начинали шалить. А они были уверены, что у них завёлся именно домовой.

          Первым делом решили его накормить. Не беда, что невидим — раз хулиганит, сочли они, значит, живое существо, и может проголодаться. Самое интересное, что этот приём сработал — уголок у печенья, положенного на батарею у кухонного стола, оказался откушен. Мы потом сравнивали прикус "домовушки" с прикусом каждого из членов семьи — ничего похожего между ними не оказалось. И, раз появился объект исследований, начались эксперименты. "Барабашке" предлагали на выбор разные продукты — следы его зубов остались на кусочке шербета, след от "языка" — на сметане, а кофе с молоком исчезало из блюдечка без следов. На сыр он не отреагировал никак.

          Мать, помня историю о московском Барабашке, попробовала научить своего невидимого жильца отвечать на вопросы. Поскольку его любимым занятием было дёргать шторы, то это и выбрали в качестве языка общения. Код был стандартный: ответ "да" — штора дёргалась один раз, ответ "нет" — штора висела спокойно. Так удалось выяснить, что новоявленный обитатель квартиры совсем не хочет зваться Барабашкой. Перебирая варианты, мать вдруг осенило: "Он же любит дёргать шторы, значит, будет Дергашкой". Новое имя ему понравилось, что он подтвердил колыханием шторки. Таким же образом попытались уговорить его не ревновать кота к мальчику. Дело в том, что с недавнего времени общий любимец — двухгодовалый кот — перестал спать рядом с сыном, и даже не давал себя погладить, вырывался и убегал. Мать, догадавшись, в чём дело, обратилась к невидимому члену семьи: "Не ревнуй сына и кота, мы все живём здесь и должны дружить, понял?" — "Да", — дёрнулась штора в ответ. И кота как подменили, больше он от мальчика не убегал.

          По поведению кота иногда было похоже, что он видел того, кто дёргает шторы. Но кошки — животные очень самостоятельные и редко когда показывают движения своей души. Этого обитателя квартиры видела собака, которую приводили родственники. Однако были моменты, когда и людям удавалось случайно увидеть пятого жильца их квартиры. Он выглядел почти прозрачным, подобно медузе в морской воде, и был похож одновременно на кошку и медвежонка, а при быстром движении выглядел как шарик тумана. В один из таких моментов сынишка заметил его лежащим на полу и своими лапками (или тем, что было похоже на лапки) держащим штору. Сама штора в этот же самый момент была сильно натянута.

          Надо сказать, что хозяевам удавалось даже потрогать ту невидимую "руку" (лапку), которая двигала шторкой, и это ощущение было похоже на ощущение мягко надутого резинового шарика.

          Анализ предшествующих событий показал, что полтергейстные признаки наблюдались за несколько месяцев до начала активной фазы, но хозяева не обращали на них внимания, так как не знали, с чем их сопоставить. Характерной деталью, показывающей неподстроенность полтергейстных событий, служит такой факт: хозяева отмечали, что перед самопроизвольным броском какого-либо предмета этот предмет начинал слабо вибрировать, и только после этого срывался с места. При полёте некоторые предметы вращались вокруг продольной оси в направлении вперёд. Они не могли знать, что такое поведение предметов характерно практически для всех случаев перемещения предметов при полтергейстном процессе.

          В данном случае отмечено весьма заботливое отношение Дергашки к хозяевам квартиры — он за одну ночь снял у матери нагноение от занозы, помог бабушке облегчить сердечный приступ — бабушка ощущала тяжесть на левой стороне груди, но, как говорит, острота болей ушла.

          В самом полтергейстном процессе отмечены дополнительные пики активности, когда поведение Дергашки было похоже на поведение расшалившегося ребёнка. Для этих моментов характерно достаточно агрессивное по отношению к людям поведение — то майка в мгновение ока оказывалась натянутой на голову мальчику, то наглаженное бабушкой бельё было разбросано по полу, были случаи, когда колготки из ванной вылетали и завязывались узлом на руке мальчика раньше, чем тот успевал вздрогнуть. Его буйность один раз удалось остановить, налив ему сладкого чая с молоком, в другой раз с помощью нехитрого психологического приёма.

          Перебирая версии, естественно было бы предположить, что это и не полтергейст вовсе, а сын шалит. Однако зафиксирован ряд случаев, достоверно свидетельствующих о самопроизвольном передвижении предметов тогда, когда все члены семьи находились вне пределов досягаемости перемещавшихся предметов: например, все три человека находятся у противоположной стены комнаты тогда, когда дёргается штора; или мать, сын и его друзья сидят на лавке около подъезда, когда из воздуха кто-то невидимый кидает в них комья земли, пластиковые бутылки и прочий мусор. Было такое, что мать обнимает сына, и в этот момент в ответ на какой-либо вопрос сильно дёргается шторка, и т. п.

          А кроме того, существо, отвечающее за полтергейстные явления в этом случае, было неоднократно замечено визуально. Родственница матери заметила его как пятно колеблющегося воздуха (подобно миражу над разогретой почвой), за которым был плохо различим рисунок обоев. Место визуального искажения было небольшим. Другая знакомая увидела его как чётко ограниченный объём, похожий на большую водяную линзу, вытянутую по вертикальной оси и левитировавшую в воздухе. Мать и бабушка видели его как серую округлую тень, передвигавшуюся по комнате. Мальчик видел его сначала как сгусток воды, затем, летом 1998 года, как человекоподобное существо ростом меньше его и имевшее вид "зеленоватого воздуха". Осенью 1998 года он уже увидел Дергашку как хорошо оформленного человечка ростом на полголовы-голову выше самого мальчика и выглядевшего как "синий воздух".

          Как и во многих других случаях, полтергейстные явления здесь утихли через какое-то время.



В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить