Тольятти: хроники аномальных явлений, факты и размышления
04.12.2011 г.

  На главную раздела "Эзотерика"





Глава 5. Жигулёвский заповедник аномальных явлений


          Самарская Лука — это уникальное природное образование, стоящее в совершенно особом положении по сравнению с другими природными объектами и в нашей стране, так и за её пределами. Уникальность эта определяется геологическим строением Луки и её происхождением, с которым связаны также геофизические, биологические, этнографические и другие особенности этой территории. Следствие этого — огромное количество самых различных аномальных явлений. Оно огромно настолько, что Самарскую Луку можно вполне обоснованно считать Заповедником аномальных явлений. Этот Заповедник ещё ждёт своих исследователей, поэтому пока о физической природе происходящих в нём аномальных явлений можно судить только лишь с определённой степенью вероятности. Но не то важно, насколько правильно мы понимаем физическую природу аномальных явлений Самарской Луки, а важно другое — быть любознательными и подмечать такие явления природы, которые пока являются для нас аномальными, а в будущем получат своё объяснение и станут самыми обычными, и, может быть, даже потеряют к себе всякий интерес.

          Пока же "аномальную компоненту" из исторических хроник Самарского края и современных наблюдений можно разделить на несколько вполне самостоятельных подгрупп. Начнём с самых простых, привычных и поэтому наименее волнующих людское воображение.

          Первая группа — это световые столбы многокилометровой длины, исходящие из девственного леса Жигулей и бьющие в небо на высоту в несколько километров — о таких рассказывают и туристы, и местные жители, и лесники. Особенно часто такие явления наблюдаются вблизи Чарокайки и бывшего гудронного завода, хотя бывали подобные феномены и на берегу водохранилища, и над Сокольими горами, в ряде других мест Самарской Луки.

          Следующая группа АЯ — это так называемые "кошачьи лапки", группы светящихся шаров в небе над Жигулями. Очень часто появление "кошачьих лапок" случается наблюдать речникам. По их наблюдениям, первым делом в небе возникают белые яркие точки (ярче звёзд), которые потом разворачиваются в зелёные светящиеся шары, сгруппированные по пять штук как бы в "кошачьи лапки". Иногда "лапок" бывает две сразу, и наблюдаются на одном и том же месте по несколько часов подряд. Появляются они при любой погоде — могут возникнуть и на фоне звёздного неба, и на фоне дневных дождевых туч.

          Ещё одна группа АЯ получила название "кошачьи ушки", а выглядят эти явления как конусовидные невысокие столбы света, бьющего прямо из земли. Светящаяся зона в них чётко отграничена от окружающего пространства — так, как это можно сделать только с использованием современной лазерной техники (которой посреди леса вроде бы неоткуда взяться).

          Встречаются и странные "туманные" образования, откровенно нарушающие законы физики. Много раз туристы, побывавшие в Каменной Чаше, наблюдали очень плотные небольшие "облачка" белого цвета, по размеру сравнимые с размерами человеческой фигуры. Облачка эти передвигаются вдоль склонов Чаши в любых направлениях. Что интересно, ветер, сколь бы сильным он ни был, не препятствует движению этих сгустков, которые частенько идут ровно навстречу ветру, ничуть не меняя форму и не развеиваясь под воздействием воздушных потоков.

          И, наконец, плазмоиды — светящиеся шаровые образования, которые чем-то похожи на шаровые молнии, но гораздо больше них по размерам, да и по другим своим характеристикам их приходится относить к совершенно особой группе физических объектов. Иногда они даже проявляют определённое сочувствие к человеку (помните пример со светящимся шаром, осветившим упавший у пожилой женщины замок?)

          Надо сказать, что последняя разновидность аномалий органично включена в местную деревенскую культуру — она является частью некоторых обрядов, которые особенно распространены среди небольших национальностей — мордвы, мокшей, чувашей. В основе некоторых местных религиозных течений лежат исторические факты взаимодействия человека, основавшего этот культ, и таких светоносных шаров. С точки зрения ортодоксальной науки, всё было бы гораздо проще объяснить, если бы подобные наблюдения оставались в далёком прошлом — мол, мало ли какие суеверия были у наших необразованных предков. Вот и выдумывали они сказки о нечистой силе, считая душами покойников пролетающие над деревнями огненные шары с искрящимися хвостами...

          Однако, не выходит списать всё на суеверия. И посейчас жители жигулёвских сёл — образованные современные люди без излишних предрассудков — продолжают наблюдать подобные феномены. То, что характер явлений сохраняется и по наше время, говорит об отсутствии принципиальной разницы между большинством сообщений прошлых веков и свидетельствами современных очевидцев, что, в свою очередь, заставляет предположить преимущественно земной, природный процесс образования подобных аномальных явлений. Возможно, их причина в тектонических процессах, сопровождающихся активным выделением энергии. Но менее волнующими от этого они не становятся.

          Как показывает опыт, народные предания надо изучать пристрастно, но не с той точки зрения, что все они — байки, а пытаясь найти в рассказах необразованных старушек из забытых богом и людьми деревень остатки древнего Знания; изучать их так, как изучал Шлиман легенды о Трое.

          В легендах Самарской Луки настойчиво и ярко вырисовывается образ хранительницы подземных кладовых — Хозяйки гор. Она, подобно Хозяйке Медной горы в уральских сказах, владеет всеми сокровищами жигулёвских недр, скрытыми в пещерах под Жигулями. Пещер таких, действительно, огромное количество — и природных, которые активно использовались местными жителями в течение многих сотен лет, и рукотворных. Культ Хозяйки, возможно, является отголоском культа Богини плодородия, Матери-земли (земле всегда приписывалось женское начало), одним из следов матриархата, который в течение некоторого времени являлся формой организации у населявших Луку племён.

          Так или иначе, до второй половины XVIII века Жигулёвские горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией. И легенды, которым не меньше, чем полтысячи лет, рассказывают о группе сестёр-богатырок, к которым меряться силой приходили "и добрые молодцы, и калики перехожие".

          Видимо, с распространением в наших местах новой веры, легенды о сёстрах-богатырках постепенно заменились на рассказы о ведьмах, спящих долгим сном под Жигулями (так часто бывает в истории). В редкую ночь, говорят предания, ведьмы вылетают из-под воды на своих ступах, чтобы потом вернуться и опять уснуть до урочного часа. Можно предположить, что в этом случае мы наблюдаем определённую конвергенцию мифов — схождение, а потом и объединение мифологических линий. Одна из этих линий имеет своё начало в историческом факте существования матриархата, а другая, возможно, свидетельствует о многолетней истории наблюдений неопознанных летающих объектов явно нечеловеческого генезиса, по внешнему виду напоминающих распространённый некогда предмет обихода — ступы.

          Предположить подобное позволили современные свидетельства очевидцев. Так, одна из жительниц города Тольятти утром на берегу Волги напротив Жигулей наблюдала, как в небе появилась "звезда", которая быстро росла и в конце концов оказалась "двойной ступой", сложенной широкими концами друг к другу. "Ступа" имела размеры в несколько метров и явно металлический корпус. Из-под воды поднялся конус света, в него влетела "ступа", опустилась под воду и ушла за пределы видимости. Аналогичные случаи много раз сообщали и лётчики аэропорта Курумоч — правда, те видели подобные "ступы" в небе, и не только над Жигулями.


Каменная Чаша Жигулей


          Но парадоксален не сам факт наличия аномальных явлений и аномальных мест в Самарской Луке — наоборот, было бы странно, если бы их там не было. Парадоксально, что места, которые, в принципе, совершенно обычны, с нулевым показателем по "шкале аномальности", вдруг начинают обладать непреодолимой притягательностью для людей и становятся культовыми. Один из наиболее ярких примеров такого культового места, родившегося буквально на глазах одного поколения людей, — это Каменная Чаша.

          Место, что и говорить, красивейшее и интересно хотя бы тем, что родников на Самарской Луке крайне мало. Но до поры до времени оно привлекало лишь туристов. А потом, в начале 90-х годов, случилось то, что сделало Чашу объектом паломничества. Журналистское расследование этого процесса, фактически завершённого к 1997 году, провёл Александр Шмыгов, в то время — корреспондент газеты "Презент". Ему и слово.

          «Пришлый человек (родители привезли меня в Тольятти в 1973 году), я не слишком хорошо знаю свой город и земли, его окружающие. А хочется знать как можно лучше. Поэтому, когда я услышал о неком урочище с красивым названием Каменная Чаша и о бьющем в тех местах источнике (разные люди называют его по-разному — святым или чудотворным), мне непременно захотелось там побывать. Подогрела интерес к поездке вдруг обнаруженная мной широкая известность урочища в узких кругах уфологов, краеведов, экологов и целителей.


Обычная поездка в необычное место


          В Каменную Чашу мы — я, редактор Константин Присяжнюк и в качестве провожатой Татьяна Макарова — поехали как-то спонтанно. Все три часа пути обменивались своей информацией по урочищу и Луке. Говорили в основном о Луке. Днём раньше мне удалось перечитать подборку статей из архива уфологов — почти всё, что писала самарско-тольяттинская пресса о заповедном уголке волжской земли за последние пять лет. Собранная воедино, разрозненная во времени и по изданиям информация привела к стойкому убеждению, что действительно подобных мест на всей Земле не так много. Уникальное разнообразие флоры и фауны: рядом растут и южные пирамидальные тополя, и северные карликовые дубы, тут тебе и субтропики, и тундра.

          Под стать окружающей среде люди. Удивительным образом бок о бок оказались здесь представители взаимоисключающих религиозных сект, тайных верований и апокрифических учений. Легенды, предания, были повествуют о не совсем обычных явлениях — обычном деле для Луки. Многие и много пишут о Самарской Луке. Воистину, она — наше богатство и наш крест, наша гордость и наша ответственность.

          О Каменной Чаше, насколько мне удалось выяснить, в прошлые голы пресса молчала. Вернее, было одно упоминание, связанное с экспедицией тольяттинских уфологов в ширяевские штольни (история этих таинственных сооружений также интересна и заслуживает отдельного рассказа). В статье мимоходом рассказывалось о некой старушке, которая буквально на пристани подошла "к экспедиторам и порекомендовала посетить некую Каменную Чашу. Тогда наши земляки только отмахнулись, мол, нет там ничего интересного. Вряд ли кто из них мог бы представить себе, что спустя несколько лет паломники хлынут в урочище рекой...

          Скажу прямо, ничего особо выдающегося в Каменной Чаше мы не увидели. Мало-мальски интересные моменты посещения запечатлены на видеоплёнку и засняты фотоаппаратом, но и без них всё так и стоит перед глазами... Предальпийская долина с удивительной нетронутой растительностью и кристально чистым воздухом (кстати, она-то и является тем, что называется Каменной Чашей). Деревянная беседка с резными автографами путешественников, что разместилась внизу, у самого конца самодельного, из половинок проржавелых труб, стока. Узкая тропинка вверх, к источнику, под плотно сомкнувшимися ветками деревьев. Сам родник, бьющий из расщелины в обнажённой скале. Родник как родник. Вода, как и подобает родниковой воде, холодная и вкусная... И только гранитный лик Николая Чудотворца. Мраморная доска с указанием на святую принадлежность источника да надтреснутая от древности иконка (лет сто назад была написана она убогим — без ног, без рук — мастером из села Утевка, а не так давно её принесли к источнику новокуйбышевские ребята) свидетельствовали, что место это не такое уж обычное...


Губский


          Виктор Петрович Губский — целитель в нашем городе известный. Но нам он интересен прежде всего как инициатор установки того самого гранитного лика у источника в Каменной Чаше. Я встретился с Губским буквально на следующий день после поездки. Виктор Петрович очень трепетно относится к Каменной Чаше. И не только потому, что находящийся там источник, по его убеждению связан с именем Николая-Чудотворца, самого почитаемого на Руси святого. По мнению Губского, бьющий в урочище родник даже не святой, а чудотворный, то есть способный не только на лечебное воздействие, но и на чудесные (мгновенные) исцеления. Сам он свидетелем таких случаев не был, но слышал рассказы, впрочем, больше похожие на предания.

          Вообще, со святыми источниками не всё так просто. Чтобы набранная в них вода приносила пользу и оказывала на вас благотворное воздействие, нужна особая подготовка, нужен особый настрой. Более того, как выяснилось, бывают источники со специализациями, с Воздействием на определённые органы, и надо знать, что вы можете от них ожидать. Поэтому, прежде чем отправляться в дальнюю дорогу, православные ходят в церкви, ставят свечки, молят своих Святых о помощи и делают много чего ещё, что полагается в каждом конкретном случае.

          Проведённый Губским ликбез разочаровал меня, испившего накануне святой водицы, ведь мы поехали в Каменную Чашу без консультаций со знатоками, без особой цели и соответствующей подготовки. Так что с надеждами на что-либо сверхъестественное пришлось распрощаться. Осталось утешиться тем, что и вреда вода не принесёт.

          Но не одним источником богата Каменная Чаша. Ко всему прочему это место в высшей степени аномальное. По словам Губского, неподалёку от источника можно найти такие участки, где человека бросает в холод или же его тело сотрясают странные вибрации. Да, знать бы обо всём этом заранее...


Тюнин


          Если в невероятно скорой встрече с Губским я никакой мистики не усмотрел, то обстоятельства, благодаря которым я узнал о центре "Новый век — Жигули", иначе как мистическими не назовёшь. Случилось это в субботу, накануне отъезда. Никогда я не обратил бы внимания на это неприметное рекламное объявление в "Презенте", а тут чёрт дёрнул меня прочитать, что некий центр организует туристические маршруты по различным святым источникам нашей губернии, среди которых значилась и Каменная Чаша. Взяв эту информацию на заметку, я решил, что обязательно разыщу людей из центра, но после поездки в Чашу.

          Центр "Новый век — Жигули" своей деятельностью, которую считает в большей степени просветительской, занимается с апреля 1995 года. Тогда же была проведена первая организованная экскурсия в те места с показом святого источника и интересным рассказом о его истории. С тех пор один-два раза в месяц заинтересованные тольяттинцы и гости города едут на автобусе в Ширяево, а затем пешком добираются в урочище, где дышат чистым воздухом и заряжаются энергией окружающего их великолепия.

          Юрий Николаевич Тюнин, глава центра, знает о Чаше ещё со школьной скамьи. Сам Юрии Захаров (тот, что погиб, спасая тонущих людей, и в память о котором проводится туристский слёт у Молодецкого кургана) водил в урочище школьников. Ныне много повидавший и много узнавший преподаватель политехнического института (химик по образованию) имеет на многое, что окружает Каменную Чашу, свой взгляд.

          О том, почему источник считается ключом именно Николая Чудотворца, Юрий Николаевич рассказывает как-то услышанную старинную легенду. Ещё за много лет до революции напугали жительницу Ширяева бандиты, испуганная женщина обратилась за помощью к святому Николаю, который и спас женщину. С тек пор ширяевские женщины особо почитают спасителя, а местные 6абки-читалки посвящают ему тайные обряды. Ну а источнику, что оказался в доступном месте неподалёку от ведущей в Солнечную Поляну дороги, наверное, просто, так сказать, повезло: окрестные жители признали его святым.

          Кстати, есть у Тюнина и своя гипотеза по поводу святой воды. Ввиду своей химической подкованности он не испытывает иллюзий по поводу её особых качеств. Отличительным особенностям святой воды он даёт научное объяснение: чистая от того, что отфильтровалась по дороге на волю, слабощелочная по составу, оказывает лечебное действие на пищеварительную систему, подобно соде, вымывая грязь из кишечника; вкусная от того, что, как и молоко, содержит кальций, но без жира, не портится в течение пяти дней из-за ничтожно малого содержания серебра. Вообще, два других источника Чаши, о которых знают, но к которым почти никто не ходит, общепризнанно более сильные и с более вкусной водой. Однако находятся они в местах не столь доступных.

          Больший интерес для Тюнина представляет даже не сам источник, а туристская полянка, что находится тут же в урочище. Там и батарейки заряжаются, и картофель крупный урождается, и пчёлы мёд лечебный откладывают, а люди с повышенной чувствительностью (не любят они, когда их называют экстрасенсами) видят в полянке некий особый шарм. Вот только руки не доходят до детальных исследования аномальной полянки.



В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить