22.05.2010 г.

  На главную раздела "Путешествия и приключения"


        В 1935 году СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о сооружении на Волге двух крупных гидроэлектростанций Рыбинской и Угличской. На громадных пространствах Центральной России в период с 1938 по 1941 год было затоплено более 2500 сёл и деревень, посадов и посёлков, градостроительные ансамбли, исторические мемориалы, усадьбы и памятники природы. Полностью или частично затоплены около ста древнерусских городов: Мышкин, Свияжск, Корчева, Молога, Решма, Пучеж, Макарьев, Ставрополь-на-Волге, Спасск…. Взорваны и затоплены тысячи памятников истории и культуры, великие монастыри – Троицко-Калязинский, Леушинский, Югско-Дорофеев, Мологско-Афанасьевский, Решемский, Кривоезерский…. Всего по России было затоплено 21 миллион гектаров плодородных заливных и пойменных земель. Под водами Рыбинского и Угличского водохранилищ оказались имение и усыпальница графа А.И. Мусина-Пушкина, которому мы обязаны открытием «Слова о полку Игореве», усадьба А.В. Сухово-Кобылина, автора «Свадьбы Кречинского», имение художника В.В. Верещагина….

       В конце зимы 1994 года в Волге сильно понизился уровень воды и вместе с нею опустился лёд. Тогда посреди нынешнего русла вблизи старинного города Углича на месте бывшего Покровского монастыря обнажились оледеневшие остовы двух храмов - Покровского и Богоявленского, двух башен при Святых вратах, корпуса и стены. Весь монастырский комплекс отчётливо просматривался в упорядоченных глыбах льда имевших форму руин, скрытых наледью. Местами эти глыбы достигали высоты 5-10 метров. Вид возвышающихся над белой гладью строений как будто напоминал о забытой и похороненной нами в мутных водах водохранилища земле - свидетельнице многих событий в истории края и России в целом.

       Угличский Богоявленский монастырь, впоследствии названный Покровским, относился к числу старейших монастырей в Угличском Верхневолжье. Основан он был в 1466 году священнослужителем Паисием (1437-1504) и Угличским удельным князем Андреем Васильевичем (1446-1494). После смерти игумен Паисий был канонизирован церковью и история замысла, строительства и существования монастыря дошла до наших дней, найдя своё отражение в «Житие» преподобного, как одно из главных дел его жизни.

       Немаловажную роль в сохранении истории края и в частности Покровского монастыря играет кропотливая работа сотрудников Угличского историко-художественного музея. В этом году вышло в свет подготовленное В.В. Денисовым издание брошюры «Преподобный Паисий Угличский чудотворец», выпущенной в 1901 году при участии известного угличского краеведа, священника Константина Ярославского. Иллюстрации к современному изданию брошюры, в том числе и отображающие общий вид монастыря и его отдельных строений, выполнены на основании немногочисленных фотоматериалов и иконописных изображений священником Сергием Симаковым, настоятелем храма Михаила Архангела.

     

       Иноку Калязинского монастыря Паисию, племяннику и воспитаннику настоятеля преподобного Макария, как описывает «Житие», однажды случилось видение. Явившийся ему ангел открыл Паисию его предназначение – стать основателем нового монастыря.

«Во единубо нощь стоящу преподобному Паисию наедине и творящу обычныя молитвы в полунощи, внезапу представ, явися ему ангел Господень и рече: «Радуйся, Паисие, угодниче Христов! Яко многим наставник будеши… Изыти и имаши отсюду, и вселишся, идеже повелено ти будет. И тебе ради имя Божие тамо прославитися имать».

       Вскоре, летом 1465 года19-летний угличский удельный князь Андрей Васильевич, сын Великого Московского князя Василия II (Тёмного), родной брат великого князя Московскаго Иоанна III , возвращаясь из Твери, посетил Калязинский Троицкий монастырь. Здесь он познакомился с молодым иноком. Своими разумными беседами Паисий произвёл на князя сильное впечатление и тот попросил преподобного Макария отпустить инока с ним в Углич, дабы тот стал его духовным советником.

«Немного же минувшу, приехал в обитель к преподобному Макарию благоверный князь Андрей с Углича, молит преподобного Макария, яко да отпустит любезнаго своего племянника к нему на Углич».

       Заметив искреннее расположение князя к своему племяннику, и зная о случившимся незадолго видении, преподобный Макарий решил отпустить инока.

       Приехав в Углич, Паисий рассказал Андрею Васильевичу о своём видении и, заручившись поддержкой князя, начал выбирать место под строительство монастыря. Наиболее подходящей для этого ему показалась возвышенность недалеко от города на противоположной стороне Волги.

«На уединение желая вселиться, и един Единому Богу работати безмолвно. Смотря же место и избирая…показася ему место на за волгстей стране при слободе градских жителей… поблизь».

       Князь Андрей Васильевич выделил для строительства материалы, средства и людей, а Паисий получил разрешение от Ростовского архиепископа, в ведении которого состоял тогда город Углич. Решено было строить монастырь деревянным и начать сооружение с возведения церкви.

«И пойде во град Ростов и благословився у архиепископа Тихона, во еже вознаградити на Углече новосозданную обитель на том же месте, иде же бе первее: сам его преподобный любляше красоты ради…».

       Как только началось строительство, совершилось чудо, описанное в «Житие». Проработав целый день и закончив закладку (основание) церкви, мастера разошлись на ночь по домам. Придя же утром, они нашли закладку на другом месте. Ночью, построенное на возвышении основание церкви перенеслось на поросшую высокой травой болотистую низину. Это событие крайне удивило Паисия и князя Андрея, но, несмотря на это, решено было снова начать закладку церкви на прежнем месте. За день новое основание было готово и снова мастера на ночь разошлись по домам. Этой ночью Паисию опять было видение, и явившийся ему всё тот же ангел, истолковал иноку волю Божию.

«… и не ужасайся о разорении на месте сем здания, ибо и ныне паки тоже узриши зде; не угодно бо Богови, да светильник высоко поставляем будет, но да светит нижшим и от нижних да на высоту возносится и просвещает вышняя и нижняя купно».

       На утро чудо повторилось. Заново возведённая закладка, как и предыдущая, перенеслась в низину на то же место. Паисий на этот раз не был удивлён и велел продолжить постройку монастыря на указанном самим Богом месте.

«И прииде на место оно, его же сам Господь избра, и воздаде благодарение велие Богу»

       Строящийся же храм решили назвать Богоявленским в честь вышеописанных событий.

«И повелеша князь и преподобный отец нарещи храм оный во имя Богоявления Господня за то, что Бог яви на том месте Свою божественную благодать».

       Весть о чуде быстро разнеслась по всей округе. Собранный на строительство люд трудился с великим усердием, и создание храма завершили уже через 30 дней. Так было положено основание монастыря. За год вокруг храма были построены деревянные здания келии и ограда. К 1466 году строительство было завершено.

«И вскоре ю (церковь) начаша делати исовершивше и освятивше всего в 30 дней благолепный храм той на том же месте… ограду деревянну, и келии мнози, и прочая в потребу монастырскую во едино лето Божею помощию вся совершивша добре ибо когда в чем бываеть благоволение Божие, тогда и дело наше все Бог, помощию Своею к нам диво благословив, вскоре в совершение приводит…».

        Новосозданной обители теперь не хватало только настоятеля-игумена. И по воле князя Андрея Васильевича, Паисий принял от архиепископа Ростовского Тихона сан игумена и стал настоятелем.

«…обаче преслушати не возможе благовернаго князя, сотвори повеление его и благословлением и рукоположением архиепископа Ростовскаго Тихона прият, сан священнический по благодати Святаго Духа и поставлен бысть игуменом».

       Принятие сана игумена послужило для Паисия побуждением к усовершенствованию и развитию вверенного ему монастыря. Он задумывается о возведении каменного соборного храма. В «Сказании о житии и подвигах преподобного Паисия» сообщается, что повеление строить храм в честь Покрова преподобный слышал из уст самой Богоматери во время явившегося ему видения.

«…седящая на престоле божественныя славы, пресвятая Дева Богородица рече ко преподобному Паисию, пречистыми своими усты глаголя: «Радуйся, угодниче Мой и Сына Моего Христа, Бога! Ныне бо обрел благодать у Мене, буди тебе тако… И сие есть знамение месту церкви, идеже Мене видиши седяшу с Сыном Моим и Богом; имя же храму да будет Богородицын».

       Венцом чудесных знамений было явление на воде святой и чудотворной иконы Покрова Пресвятыя Богородицы.

       Летом 1479 года было получено разрешение и благословление на постройку каменного храма от Ростовского архиепископа Тихона и строительство началось. В 1482 году церковь обрела икону Покрова Божией Матери, а освящение церкви пресвятыя Богородицы происходило по окончанию работ летом 1483 года. С этого времени монастырь, называвшийся до того Богоявленским, стал именоваться Покровским по главному соборному храму в честь Покрова пресвятыя Богородицы.

       6 июня 1504 года основатель и первый настоятель монастыря Паисий умер и был захоронен в созданной им обители.

       Во время польско-литовского нашествия (1604-1612 гг.) в мае 1609 года Покровский монастырь был разорён и наполовину разрушен. В это время настоятелем его был игумен Антоний. По летописным известиям «жития святаго, ума великаго и делами достойнаго подражателя преподобнаго Паисия» известно, что когда поляки, переправившись через Волгу, подступили к монастырю, «Антоний собрал всю братию в Покровском соборе, чтобы приготовить к смерти словом напутствия и ободрения». Затем, когда штурм уже начался, «избрав двенадцать самых мужественных иноков, приказал отворить монастырские ворота. В полном облачении, с крестом в руках, вышел он навстречу полякам, чтобы или умереть или поразить их своим смирением, видом святости и устыдить их гласом веры Христовой. Но этот подвиг не возымел желаемой силы. Яростные враги стремительно бросились на блаженного игумена и его иноков, рассекли тело его надвое и с ним рассекли костяной крест, бывший в его руках. Враги погубили и прочих двенадцать иноков различными видами смерти и тела их бросили в Волгу. Между тем монастырские ворота заперли, и день склонился к вечеру. Поляки оставили взятие монастыря до утра. Ночью некоторые из братии тайно вышли из обители, добыли тела блаженных страдальцев: игумена Антония и двенадцати иноков, принесли их в обитель и предали погребению. Утром враги снова приступили к монастырю, вломились в него и убили нескольких защитников из иноков и мирян. Изломавши затем двери придельной церкви, ограбили там все украшения и с раки преподобного Паисия; потом ворвались в соборную церковь, убили остальных иноков и более 1000 человек мирян и взяли все церковныя украшения. Некоторые из братии укрылись в большой церковной главе, где тогда была церковь преподобного Герасима, но злодеи зажгли высокий иконостас и все, укрывшиеся в главе, задохлись от дыма и пламени».

«Во время польского нахождения на Россию и на град Углич и сия Богочудотворная церковь от поляков бысть пленена со многими людьми и старцы. В обители преподобнаго Паисия и старцы все и игумен и множество народа побито бысть. И церковь кровию христиан православных освятилась паки».

 

 

 

       «Когда враги удалились, несколько скрывшихся иноков и других добрых людей явились и погребли тела всех убитых в одной могиле с прежде погребёнными; они же записали в память последующим векам имена погребенных». «Впоследствии, поверх могилы убиенных положен был большой жерновный крепкий камень, на котором благочестивая рука терпеливо высекла надпись: «В лето 7117 убиенныя тела от Литвы». Затем монастырь был отстроен заново, но, к сожалению, не сохранил своего первоначального вида, а «над могилою убиенных устроена была деревянная часовня, время от времени возобновлявшаяся; в последний раз она возобновлена благочестивым архимандритом Евангелом Дилигенским (1855-1864 гг.) и украшена архимандритом Антонием Павловским (1864-1882 гг.)».

       На протяжении столетий Угличский Покровский монастырь являлся важнейшим духовным, религиозным центром края, обладал известными святынями и реликвиями, был объектом паломничества. На всём протяжение своей истории он являлся местом возведения уникальных памятников каменного зодчества, центром по созданию и хранению икон, церковной утвари и других духовных и исторических ценностей. В обители хранились книги и документы, происходил сбор и фиксация краеведческих материалов, развивались традиции местного летописания. В течение продолжительного времени с Покровским монастырём были связаны многие известные деятели отечественной истории. Некоторые из них оказались впоследствии погребёнными на монастырском кладбище.

       После установления советской власти монастырь был упразднён, а хранившиеся в нём материальные и художественные ценности изъяты. Архитектурный ансамбль долгое время оставался бесхозным. В 1920 – 1930 гг. его пытались приспособить для различных общественных нужд: под дом отдыха, дом для престарелых, склад сельхозинвентаря и лесоматериалов, кузницу. В конце 1930-х гг. в Угличе началось строительство гидроузла, и Покровский монастырь оказался в зоне затопления. В 1941 году развалины уникального памятника истории и культуры поглотили воды Угличского водохранилища.

 

Константин Кравчук, 1999 г.
Материал поступил в редакцию 22.05.2010г.
Сайт автора: http://www.k-kravchuk.narod.ru/

 

 

 

 
 
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить