Каракка

Коллекционная модель

K1.jpg (233895 bytes)

Размеры:

Длина – 345мм(530мм)

Ширина – 115мм

Высота – 460мм

 

В XV веке в Средиземном море появляется новый тип крупного парусника - каракка. Этот тип судов был крупнейшим грузовым судном (возможно, до 2000 т) того времени. Родиной каракки считается Португалия.

В 1492 году Колумб на кораблях своей эскадры: “Санта Мария”, "Пинта" и "Нинья" открыл Америку. “Санта Мария” практически во всех источниках относится к типу каракки, последние два или к каракке или к каравеллам. Позднее не без помощи кораблей этого типа была открыта дорога в Вест-Индию. Дорога пролегла в зоне устойчивых пассатов, но старая испытанная каравелла оказалась малопригодной для плавания с попутными ветрами. На океанских путях ее оттесняла каракка.

В XV-XVI веках на парусных судах появились составные мачты, которые несли сразу несколько парусов. Площадь марселей и крюйселей (верхних парусов) была увеличена, что облегчило управление и маневрирование судном. Отношение длины корпуса к ширине составляло от 2:1 до 2,5:1. В результате мореходные качества судов улучшились, что позволило совершать более безопасные дальние плавания в Америку и Индию и даже вокруг света.

Это было самое надежное судно того времени.

С появлением каракки начались великие географические открытия. Пионерами этих открытий стали голландцы, испанцы, португальцы, англичане, французы. Отчаянные, смелые плавания мореходов и открытие ими новых континентов, стран и народов перевернули представления европейцев о мире, да и  сам мир существенно изменился.

Четкого различия между парусными торговыми и военными судами в то время не существовало; типичным военным судном в течение ряда веков была лишь гребная галера.

В середине XVI века термин каракка выходит из употребления. Большое парусное судно с тремя или четырьмя мачтами стали называть просто судном.

Каракки отличались от современных типов кораблей парусной оснасткой: часть мачт имела прямые паруса, а часть - латинские, которые были меньшего размера и располагались ближе к корме. Ближе к ней была сдвинута и средняя мачта, несущая основной парус.

Другой характерной чертой этого типа судов являлось то, что их носовая надстройка (полубак) сильно выступала вперед за форштевень, причем эта надстройка всегда делалась высотой в два - три этажа.

Интересна история одного из самых больших и мощных военных кораблей короля Генриха VIII каракки "Мэри Роуз" (В. Р. Чепелев, журнал "Судостроение", №3 за 1984 г).

Туманным утром 11 октября 1982 г. мощный плавучий кран “Тог Мор” фирмы “Говард Дорис” поднял со дна пролива Солент сохранившуюся часть корпуса английского военного корабля XVI в. “Мэри Роуз”, пролежавшего на морском дне более 437 лет. Этот день стал кульминационным событием в 17-летних гидроархеологических исследованиях затонувшего корабля, в которых участвовало множество людей самых разных профессий.

Мэри Роуз

“Мэри Роуз”, заложенная в 1509 и спущенная на воду в 1511 г., строилась в Портсмуте по личному указу Генриха VIII Тюдора, который назвал судно именем своей сестры. Это был первый английский океанский парусный корабль, построенный специально как военный, и первый из английских, обшивка бортов которого была сделана вгладь; на нем впервые в английском флоте тяжелые орудия разместили на батарейных палубах и вели огонь через пушечные порты, прорезанные в бортах.

Построенная как четырехмачтовая каракка “Мэри Роуз” при водоизмещении 600 т имела длину 39,6 и ширину 13,7 м. Ее парусное вооружение типично для больших военных кораблей того времени: бушприт, фок и грот-мачты несли прямые паруса, а бизань- и бонавентур-мачты — косые латинские. Первоначальное артиллерийское вооружение корабля состояло из 78 разнокалиберных орудий, заряжавшихся как с дула, так и с казенной части.

В 1512 г., будучи флагманским кораблем командующего английским флотом Эдварда Говарда, “Мэри Роуз” нанесла поражение французскому адмиральскому кораблю “Гран Луи” у Бреста. В это время на ее борту находилось 120 моряков, 251 солдат (стрелков и пикенеров), 20 канониров, 2 лоцмана, 5 трубачей и 36 слуг. В 1536 г. в Портсмуте корабль подвергся тимберовке (починке), после которой его водоизмещение увеличилось на 100 т, а количество орудий до 91: 15 бронзовых для стрельбы чугунными ядрами, 76 железосварных и чугунных для стрельбы каменными и свинцовыми ядрами. Кроме того, экипаж и солдаты (в общей сложности 415 человек) имели на вооружении большое количество ручного огнестрельного оружия, луков со стрелами, пик, алебард и т. д.

19 июля 1545 г. “Мэри Роуз” под флагом вице-адмирала Джорджа Кейрви должна была вступить в бой с кораблями многочисленного флота вторжения Франции в проливе Солент у Портсмута. Однако в самом начале сражения любимое судно Генриха VIII неожиданно перевернулось и быстро пошло ко дну. Оно затонуло на глазах короля, наблюдавшего за боем со стены замка Саутси с расстояния всего одной мили от места затопления. Спаслись лишь около сорока человек, остальные погибли вместе с адмиралом Кейрви и командиром корабля Роджером Гренвиллом.

Причина гибели корабля осталась неизвестной, так как “Мэри Роуз” отличалась хорошей мореходностью, опытным экипажем, да и погода в тот день была превосходной. Остается предположить, что “Мэри Роуз” перевернулась из-за значительного перегруза, так как на ее борту в это время находилось свыше 700 человек, т. е. почти вдвое больше обычного количества команды, многие из которых имели на себе тяжелые доспехи. Открытые для ведения пушечного огня нижние порты оказались очень близко от воды (45—50 см), и даже небольшой крен корабля мог привести к затоплению нижних помещений и к потере остойчивости.

Хотя “Мэри Роуз” затонула на сравнительно небольшой глубине (около 14 м во время отлива), по горячим следам сумели поднять только реи, паруса и часть орудий. Минуло три столетия, прежде чем снова вспомнили “Мэри Роуз”. В 1836 г. водолазы Джон и Чарльз Дины обнаружили сохранившуюся под слоем ила и песка часть остова. Им удалось поднять только несколько орудий, деревянных деталей набора и обшивки корпуса. Поиски старинного корабля, представляющего исключительный интерес для истории судостроения и военно-морского дела, возобновились спустя более чем столетие, когда в 1965 г. военный историк Александр Макки предложил найти и поднять “Мэри Роуз”.

В 1966 г. удалось определить местонахождение остатков “Мэри Роуз”; после уточнения их расположения на морском дне в 1969 г. начались археологические раскопки. В общей сложности археологи и водолазы провели на морском дне девять лет, подняв на поверхность тысячи предметов ремесла и искусства эпохи Тюдоров.


В XVI веке каракки начали строиться во Франции. Французы создавали суда очень больших размеров. В 1545 году французский король Франциск I построил в Нормандии огромное судно, вооружение которого состояло из 100 медных орудий разных калибров. Суда такого типа стали называть большой караккой. Впрочем, судьба этого корабля сложилась трагикомично: при торжествах по поводу его ввода в строй произошел пожар, и через два часа от корабля остались лишь одно днище.
В конце XVI века в Португалии строили каракки еще большего размера. Водоизмещение таких судов доходило до 2000 тонн. На таких судах устраивали четыре палубы настолько высоких, что даже высокий человек мог ходить по ним свободно, а на марсах легко помещалось 12 стрелков. Мачты были так высоки, что их делали составными. На судне могли разместиться до 1500 человек, в том числе 700 - 800 солдат.


Все же подобные боевые суда были исключением, ибо каракки строились почти всегда как торговые суда дальнего плавания, рассчитанные на огромную грузоподъемность.

Естественно, все морские разбойники надеялись захватить  каракку, перевозившую золото, драгоценности и редкие восточные товары. Но один пиратский корабль был бессилен против этого гиганта, пушки которого могли отразить нападение даже большой эскадры. В 1587 году сэр Фрэнсис Дрейк случайно захватил тяжело груженую каракку "Сан Филлип". Приблизившись к нему без опознавательных флагов, Дрейк обозначил себя, когда подошел настолько близко, что пушечные ядра с каракки без вреда пролетали над верхушками мачт его небольших кораблей. В 1592 году четыре английских корабля захватили каракку "Мадре Де Диос" лишь после яростного боя. Два года спустя каракка "Синко Чагас" в одиночку отразила нападение мощной эскадры графа Камберленда.

 

Источники: http://www.seadogs.ru/ http://www.greenforest.ru/ http://parus.hobby.ru/   http://www.shipmodeling.ru/   http://privateer.battlefield.ru/

 

Другие модели

Английский корабль Парусник XVIII-XIX в.в.  Галера Парусник

16-ти пушечное пограничное судно XVIII в. Парусник Ладья викингов

Каракка

 

На свете нет ничего красивее парусников. Каждый мужчина становится мальчишкой, когда видит перед собой белокрылых левиафанов, проплывающих мимо нас в океанской глади...

А что может быть оригинальней подарка в виде парусника! К любому Вашему празднику: это и день рождения, и юбилей, и свадьба, и годовщина основания фирмыА как солидно выглядит парусник в кабинете у вашего начальника.

 

 

Никто и никогда не будет иметь повтор вашей коллекционной модели.

Заказы на новые работы или на показанные здесь, направлять по адресу

Sirine@mail.ru  или звоните в Санкт-Петербург по тел. 8(812)756-98-37, 752-66-7,

Владимир Андреевич.

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги сиделок Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: февраля 02, 2010 22:22:39.