28.12.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


На главную раздела "Оздоровление"


Эдуард ЧЕН

 

4. ТЕЛО В ДЕЛО

 

            До пятидесяти процентов веса тела составляют мышцы нижних конечностей. Столько «добра», да не использовать! Анатомически ноги устроены так же, как и руки: плечо (не путать с плечевым поясом) и бедро имеют по одной кости, предплечье и голень – по две, а кисть и стопа – пятилучевые. 

            Для обезьяны, от которой, согласно теории Дарвина, произошел homo sapiens, разницы большой нет в хватании, толчках и т.д. что задней, что передней лапой. У человека же вертикальное положение, позволяющее длительно стоять (опора), а также ходить и бегать, обусловило своеобразную анатомию как верхних (освободившихся от функции передвижения), так и нижних конечностей [19,стр.112]. Хотя человеческие ноги из-за постоянного ношения обуви не столь развиты, как у наших далёких предков, люди ими очень часто помогают себе, особенно если руки заняты (открыть дверь, пододвинуть стул к столу). Наверное, это косвенно подтверждает наше обезьянье происхождение.

            Что касается применения нижних конечностей инструктора во время обучения детей с двигательными проблемами, то предложение об их использовании несколько запоздало. Случаи, когда взрослый человек использует свои ноги для контроля за детскими ножками, очень даже часто описываются в различных печатных изданиях, посвященных физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

            Например, это может происходить вот так: «Методист сидит перед стоящим ребёнком, прижимая его стопы к полу своими ногами. Позади ребёнка стоит стульчик, о край которого он опирается своими коленями. Ребёнок периодически садится на стульчик и встаёт без опоры руками, что повторяется много раз» [16,стр.156-157]. Или так: когда ребёнок находится в брусьях, методист стоит сзади больного и, удерживая его за плечи, «...своими ногами регулирует амплитуду и силу движения каждой ноги больного, производя шаговые движения одновременно с ним» [10,стр.159].

            Хотя такие варианты более удобны для обучающего инструктора (не приходится «сгибаться в перегиб»), сложности остаются, ведь наши ноги уже давно утратили свою хватательную функцию. Поэтому, если, стоя на месте, прижимать стопы обучаемого к полу своими ногами более-менее приемлемо, то контролировать постановку его ноги при ходьбе не менее проблематично, чем руками.  

            А если соединить нижние конечности ребёнка и методиста каким-нибудь приспособлением? Руки ведь пробовали соединить при помощи перчатки. Чем ноги хуже?

            Такой способ тоже уже применялся. В качестве средства обучения использовались лыжи – «...два плоских куска дерева примерно двенадцать на семьдесят пять сантиметров (длина определялась ростом ребёнка). В десяти сантиметрах от переднего края в отверстие вставлялась палка, доходящая до головы ребёнка. В центре было специальное крепление, надёжно удерживающее ногу» [20,стр.136]. 

            А вот как происходил сам процесс обучения: «По нашей программе, – пишет мать ребёнка с ДЦП, – мы должны были заниматься лыжами дважды в день.<…>Общая продолжительность<…> занятий доходила теперь до четырёх часов в день, и лыжи были самой трудной частью. Мы вставляли ноги Карен в крепления, давали в руки палки, приделанные впереди к лыжам, потом вставали на лыжи сзади и учили её ходить, толкая их поочерёдно вперёд. Карен была маленькая, но не такая уж лёгкая, а вместе с корсетом ноша оказывалась вполне ощутимой.<…>Мы щедро посыпали пол кукурузной мукой, чтобы уменьшить трение дерева по дереву» [20,стр.147]. Далее шло описание корсета, «который охватывал всё тело», и системы ремней, удерживающих ногу в физиологически правильном положении. 

            Этот способ, как один из возможных вариантов двигательной активности детей с лёгкими формами ДЦП, при определённых условиях вполне приемлем. Например, зимой на свежем воздухе такое занятие, конечно же, будет в радость ребёнку. При хорошо накатанной лыжне нет необходимости контролировать параллельность постановки лыж. К тому же взрослый человек, который просто стоит на них безо всяких креплений, всегда сможет быстро соскочить, чтобы поддержать своего ученика в случае потери равновесия. Да и в случае падения снег смягчит удар при соприкосновении с поверхностью.

            А вот на любом другом покрытии (деревянный пол, линолеум, асфальт) передвижение таким способом мало соответствует обычной человеческой походке. Повороты в таком виде трудновыполнимы, мобильность низкая, двигательные возможности ограничены. Плюс ко всему, обучая ребёнка таким образом, мы вырабатываем у него так называемый «лыжный шаг». Он может привыкнуть ходить семенящей шаркающей походкой. А ведь при обучении очень важно следить за тем, «...чтобы не зафиксировался другой, но также патологический, тип движений» [10,стр.80]. 

            Так как же разнообразить процесс освоения двигательных навыков? Как обучать ребёнка передвигаться различными походками? Ведь очень правильно рекомендуется начинать формирование целенаправленных движений рук «с простейших игр “Ладушки”, “Сорока-белобока”, “Колечки”, “Щелчки”.<…> Полезно использовать имитационные движения (“петушок машет крыльями”, “у мельницы крутятся крылья”, “дровосек колет дрова”, “плотник стучит молотком”)» [15,стр.60]. Такое разнообразие движений развивает моторику рук. 

            Но ведь ноги ребёнка тоже нуждаются в таких развивающих играх. Проработке опорно-двигательного аппарата очень бы способствовали передвижения «паровозиком», «лошадкой», «зайчиком», «уточкой», «косолапым мишкой»... Ведь обычно именно так ножки здоровых детей проходят «курс молодого бойца». 

            Чтобы не быть голословным, я приведу литературный пример, в котором ребёнок описывает своё времяпрепровождение: «Я сел верхом на палочку и поскакал по переулку, делая вид, что объезжаю норовистого коня, – поэтому извивался, становился на дыбы, взбрыкивал задом, бил копытами о землю. Позади, тоже на палочке, подпрыгивал Яшко. Под ним была, должно быть, какая-то кляча, потому что он то и дело подхлестывал себя прутиком и кричал: “Но, чтоб ты сдох!” Потом начал топтаться на одном месте совершенно так, как наша лошадь, когда ей не хватало силы тащить тяжелый воз» [21,стр.18]. 

            Ну что, вспомнили свое детство золотое? Согласитесь, такой свободы движений трудно добиться, когда ноги двигают два человека. Не получится этого и на лыжах.

            «Так что же делать?» – задаешь сам себе вопрос. И сам же на него отвечаешь жегловской фразой из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Не знаю. Думай!!!»

 

В начало                              Продолжение 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить