05.03.2010 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"


 

Крымский полуостров, небольшой по своим размерам, кажется, изучен историками вдоль и поперек. Но именно здесь в последние годы открываются тайны, долгие годы ставившие в тупик исследователей. Одна из них связана с городом-крепостью Чуфут-Кале, возвышающимся над Бахчисараем. Город-крепость кажется совершенно неприступным. У него был только один, зато очень серьезный недостаток – в городе не было естественных источников воды.

Если пройти в ближнюю окрестность Бахчисарая и подняться на небольшое плато, то можно по-настоящему перенестись в другое время, почувствовать атмосферу и ощутимый след истории. Особенно если двигаться одному, безо всяких проводников и гидов. Вверх ведет горная дорога с наезженной веками колеей. Взору предстают сотни выдолбленных в скалах жилых и хозяйственных помещений. Они напоминают не то норы, не то гнезда. Кривые улицы ведут к небольшой площади и кладбищу. Остатки башен – по краям оградительной стены. Гнетущую тишину нарушает вспугнутая птица. Иногда кажется, что доносятся отдаленные голоса. Но это только кажется: безлюдье полнейшее, и впечатление от этого жутковатое.

«Пещерный город», «еврейская скала», «крепость пленников», «мертвый город» – все эти названия относятся к Чуфут-Кале, «древней крепости» на вершине небольшого плато под Бахчисараем.

 

Когда-то и в Чуфут-Кале
Шумела жизнь, и с облаками
Седые башни на скале
Сплетались дымными руками.

Тропинка – черная змея –
Шуршит в ногах у поворота.
Кто скажет, сколько лет стоят
Чуфут-калийские ворота?

                                                        С. Щипачев

 
Так вопрошал здесь поэт, «беседуя с веками». Ответ можно найти у историков, хотя они и оговариваются, что истоки этого примечательного крымского «молчаливого памятника» до сих пор до конца не изучены. Когда-то здесь обитали аланы. В 1299 году эту хорошо укрепленную крепость разрушили монголы. Тогда она называлась Кырк-Ор: «кырк» – сарай, «йэр» – берлога, нора; очевидно, подразумевались пещеры. Другая версия перевода с тюркского – «сорок крепостей» – остается неразгаданной: то ли от обилия в округе подобных укреплений, то ли от тщеславия местных жителей, считавших свой город равным по силе и богатству четырем десяткам других. В XIV веке в этом укреплении возникла вторая крепостная стена, отсюда все сооружение получило новое название – Джуфт-Кале (двойная). Оно и трансформировалось в дожившее до современности Чуфут–Кале – «иудейскую крепость».

Позже многие из этих искусственных пещер опустели, все из-за трудностей с подачей воды. Татары стали их использовать лишь для заточения пленников и содержания скота.

Но вода на территории пещерного города и в давние времена все же была, правда, спрятанная глубоко под землей. Вот как рассказывает об этом старинная легенда.

Во времена Золотой Орды городом Кырк-Ор, так тогда назывался Чуфут-Кале, правил жестокий хан Тохтамыш. Много сокровищ хранилось в глубоких подвалах ханского дворца. Но самым дорогим считал хан Тохтамыш юную девушку Джаныке, которую он прятал в своем гареме. Она не зря звалась «джаныке» – душевная. Красивая и ласковая со всеми была девушка, и не знала она, что в груди у нее притаилась страшная болезнь.

Но вот пришла беда. Кырк-Ор окружили враги. Знали они: в крепости нет воды, а без воды – нет жизни. «Подождем, – решили враги. – Времени у нас много, вода есть, хлеб есть. Тохтамыш-хан сам свои железные ворота откроет». Нет воды, а дни идут. И люди стали падать, как осенние листья. Но Тохтамыш-хан любил только свои сокровища, а людей не жалел. «Думаете, я своими руками открою ворота? Если у меня камней не хватит, я ваши головы на врагов буду сбрасывать!»

Однажды в гарем к Джаныке пробрался мальчик-пастушок. И рассказал он про страдания простых людей, как умирают без воды маленькие дети и никто не может их спасти. А затем говорит: «Я знаю, где под землей есть вода, но пролезть к ней не могу – у меня широкие плечи. А ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь. Ты проползешь в расщелину и будешь оттуда доставать воду. Я слышал, как она поет там. А я стану относить ее в водоем». Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоем. И было в нем воды столько, сколько в маленьком море. А когда взошло солнце и небо стало голубым, почувствовала Джаныке, что из груди у нее вылетела маленькая птичка. Упала девушка на землю и умерла. Когда рассвело, пришли люди и увидели наполненный до краев водоем, мертвую тоненькую девушку и плачущего пастушка Али. Многие в Крыму слышали легенду о маленькой больной девушке, спасшей жителей города, но никто не подозревал, что красивая легенда может быть правдой.

Но нашлись шесть человек: А. Козлов, Ю. Полканов, Ю. Шутов, О. Гривенников, А. Бабаджан и Г. Катык, – поверившие легенде. В августе 1998 года они сделали поисковый раскоп: небольшое углубление в 35 метрах южнее крепостной стены Пенджере-Исар
– «стены с окном», и уже на второй день вскрыли устье засыпанного колодца.

Сегодня общая глубина колодца, снабжавшего когда-то водой жителей города-крепости, составляет 45 метров. Нижняя его часть имеет куполообразное расширение, по стенам которого вниз ведет пологий винтовой спуск с редкими ступенями. Древние строители позаботились о безопасности спуска и оставили у внутреннего края винтового хода предохранительный бордюр. На дне нижнего зала, в который превратился колодец, были обнаружены два больших продолговатых углубления, вероятно водосборные ванны, а на стенах – ниши для светильников. Вода из крупных трещин в горных породах поступала в водотоки и по ним сливалась сначала в одну из ванн. После ее заполнения через сливной порожек она переливалась в другую каменную емкость, расположенную прямо под входным колодцем. Из нее воду уже поднимали на поверхность. Судя по восьмиметровой мощности илисто-глинистого слоя, вода когда-то заполняла не только специально вырубленные в скале бассейны, но и весь нижний этаж системы, где ее могло скапливаться до 115 кубометров. Колодец служил как для подъема воды, так и для вентиляции всей системы.

 По мнению авторов открытия, основной целью древнего гидротехнического объекта под Чуфут-Кале было снабжение крепости водой во время длительной осады. Но имеет право на существование и сакральная версия возникновения сооружения. Иначе трудно объяснить, почему нижний зал системы имеет такие значительные размеры. Его площадь достигает 45 квадратных метров, а высота 2,5 метра. Чтобы вырубить в монолитной скале такой зал, нужно было проделать гигантскую и бесполезную с точки зрения утилитарного водоснабжения работу. Косвенно о возможном культовом использовании подземной системы Чуфут-Кале свидетельствует то, что она располагалась вблизи известного Успенского пещерного монастыря и остатков других древних христианских сооружений. «Пещерные города» венчают собой более древние! Подземное сооружение у стен Чуфут-Кале ещё и высечено в зоне мощного геологического разлома. Наклон и направление спуска колодца ориентированы на восток таким образом, чтобы первые лучи в день солнцестояния 21 июня беспрепятственно проникали в бассейн с водой и «заряжали» ее.
Вполне возможно, подземная система крепости, состоящая из колодца и примыкающего к нему тоннеля, использовалась и для тайного укрытия. Отсюда воины могли неожиданно с тыла нападать на врага, прорвавшего нижний ярус обороны крепости. Это предположение подтверждает легенда крымских караимов о князе, который обладал способностью одновременно появляться со своим отрядом и на стенах крепости, и в тылу врага.

Поразительно, но подобный подземный лабиринт есть на испанском острове Мальорка (Балеарский архипелаг) в западной части Средиземного моря. Только в несколько раз меньше и проще. В рядом расположенном пещерном городе Эски-Кермен («старая крепость»), возведенном византийцами в VI веке, также имеется «осадный колодец», но гораздо меньших размеров – на 70 кубометров. В мирное время вода доставлялась в город от источника по керамическим трубам, проложенным по крутой лестнице. А вот во время осады неприятелем горожане предположительно пользовались колодцем, накапливающим воду от окружающих склонов.

Так, вероятно, использовалось и более объемное гидротехническое сооружение под Чуфут-Кале. Но остается пока что открытым вопрос о возрасте этого колодца. На стенах наклонной галереи и водосборной шахты рядом с углублениями для светильников различаются наскальные рисунки – петроглифы. Причем чем ниже, тем мифологичнее: сначала идут изображения парусных судов, воинов со щитами, луками и стрелами, затем большого человеческого глаза («око Ра»?), больших жуков (предположительно скарабеев), кентавров и... крестов. Скрывались ли здесь первые христиане?

В конденсационной зоне, примерно пройдя половину пути по наклонной галерее, с потолка свисают маленькие сталагмитики. Одному из нашей группы столичных экскурсантов захотелось прикоснуться к этим влажно–хрупким созданиям. Но суровый гид–спелеолог с героическим именем Аскольд сделал замечание. Органика, привнесенная извне, может нарушить рост этих ажурных творений природы. Ведь увеличиваются они лишь на один миллиметр за 170 лет.
По размерам сталагмитов-сталактитов, как по древесным кольцам, определяют возраст пещер. И что ж, получается, возраст древнего гидротехнического сооружения с колодцем Тик-Кую, как его стали называть в последнее время, составляет порядка 2,5–3 тысячи лет? Ведь это время древних аборигенов Крыма – тавров!

Но, может быть, древние строители, кто бы это ни был, воспользовались уже естественными подземными полостями, углубив их и оборудовав для своих нужд. Тогда время сооружения этого колодца придется уже на нашу эру. Но опять-таки кого выделить – сарматов, аланов, скифов, хазар? По крайней мере, нужно тщательно изучать
рисунки на стенах – своеобразные клейма искусных умельцев.

А то, что это были талантливые инженеры, не вызывает сомнений. Особенно если спускаешься на самое дно колодца по винтообразной улиточной лестнице, вырубленной в стенах. И никаких тебе подпорок, лишь поручни для современных туристов. Все покрыто влагой, прохладной при касании. А запрокинув голову из сырого мрака, далеко вверху видишь круг ясного неба. И это с полусотметровой глубины!

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить