31.12.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


На главную раздела "Оздоровление"

 
Эдуард ЧЕН

 


8. СВЕТ В КОНЦЕ ТУННЕЛЯ


            Ты меня «заколебал». Наверное, многие слышали это выражение. Оно считается чуть ли не жаргонным. Его не употребляют ни в телевизионных репортажах, ни в газетных комментариях. А между тем в нём нет, в общем-то, ничего ругательного.

            Мы живем в огромной колебательной системе. На человека оказывают воздействие глобальные природные колебания, такие как приливы и отливы, землетрясения. В поезде, автобусе, на корабле, в самолёте, в цехах, где установлены большие агрегаты, часто возникает знакомое каждому ощущение тряски – это результат техногенных колебательных процессов.

            Мысль использовать данное физическое явление с лечебной целью не является новой. Давно отмечено, что музыка (звуковые колебания) может улучшать настроение, успокаивать или бодрить.

            В настоящее время создано множество различных приборов, оказывающих на человека лечебное воздействие с помощью микровибраций. А один из участников международной конференции «Управление колебаниями и хаосом», которая проходила в петербургском Доме ученых в 2000 году, заявил, что именно с помощью управления сложными колебательными системами можно будет найти лекарство от СПИДа [29]. 

            В этом есть своя логика. Действительно, человек сам по себе является сложнейшей колебательной системой. Все жизненные процессы, происходящие в человеческом организме, – это колебания либо психологического порядка (перепады настроения, изменение самочувствия), либо физического (сокращения сердца, напряжение и расслабление мышц, повышение и понижение артериального давления). Действуем ли мы ложкой во время еды, моргаем ли мы глазами, киваем ли головой в знак приветствия – это все они, родимые. А уж когда человек идёт, нет, наверное, ни одной частички тела, которая не двигалась бы «туда-сюда».

            «Движения туловища при поступательном движении вперёд сводятся к колебаниям в вертикальном, поперечных направлениях, а также к поворотам и «скручиванию» туловища вокруг вертикальной оси и к лёгким наклонам туловища вперёд и назад. (М.Ф. Иваницкий, 1956)» [10, стр.150]. Качающиеся при ходьбе руки двигаются как маятники, которые состоят в свою очередь из множества более мелких маятников – пальцев. Все они, вплоть до фаланги мизинца, совершают колебательные движения, причём в разных плоскостях. То же самое можно сказать и о ногах, ритмично и монотонно выполняющих свое привычное «ать-два».

            Но колебательные процессы при ДЦП происходят несколько иначе, чем у большинства людей. У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата движения рук, ног и корпуса не выдерживают нужных траекторий. Поэтому, хотя их походка и подчинена определенному ритму, в ней присутствует некая странность, неестественность. А иногда колебания конечностей при ходьбе и вовсе напоминают хаос: каждое последующее движение отличается от предыдущего. Значит, необходимо упорядочить эти патологические колебательные процессы: выправить траектории движения, изменить их ритм и амплитуду. Словом, научить ребёнка с двигательными проблемами правильно колебаться. 

            Именно эту задачу мы и пытались решить методом тандемного обучения. Ведь в случае соединения в единую связку более массивная колебательная система (инструктор) должна была подчинить себе другую, менее массивную колебательную систему (ребёнок) и заставить колебаться в унисон с собой. К сожалению, как только мы начинали выдавать это прекрасно задуманное «желаемое» за «действительное» – начинались неувязки.

            Поскольку процесс ходьбы в основном складывается из колебаний ног, рук и торса, необходимо каждую такую отдельно взятую колебательную мини-систему ребёнка согласовать с аналогичной системой на теле инструктора. То есть ноги с ногами, руки с руками, корпус с корпусом. А если выполнить всё это одновременно невозможно – стало быть, нужно правильно расставить приоритеты. Необходимо решить: какое соединение первично, а какое вторично.

            Поскольку ведущую роль при ходьбе играют всё-таки ноги (к тому же при ДЦП они играют её неправильно), мы до сих пор исходили из того, что именно это соединение вне конкуренции. А уже потом, соединив нижние конечности ребёнка и инструктора при помощи обуви с общей подошвой, начинали размышлять, как нейтрализовать колебания детского торса, поскольку ребёнок, качаясь, как ванька-встанька, в разные стороны, постоянно выводил обучающего методиста из состояния равновесия. 

            А если подойти к проблеме несколько иначе? Оставим ноги пока в покое и сосредоточим первостепенное внимание на том, что нам мешало больше всего. Раз ребёнок колебаниями своего корпуса мешает методисту сохранять равновесие, надо лишить его этой возможности. Приподняв детское тело на уровень груди взрослого человека, жёстко соединим туловище обучаемого ребёнка с торсом инструктора, чтобы эта часть детского организма самостоятельно даже «пикнуть» не могла. Таким образом, кардинально решается проблема устойчивости. Кроме того, это даёт возможность «согласовать» детские руки с руками того, кто обучает: пальцы с пальцами, кисть с кистью, предплечье с предплечьем - и выполнять ими различные действия. 

            Но на чем ребёнок будет стоять? Ведь теперь его ноги не дотягиваются до земли. Такая задача может быть решена в соответствии с выражением: если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Раз нельзя опустить ноги на землю, значит, надо поднять землю к ногам, сделав опорные площадки на нужном уровне.

            Ну что, теперь вроде всё «тип-топ»? Из всех рассмотренных тандемных вариантов – этот, пожалуй, наиболее приемлемый. 

            Правда, осталась ещё одна маленькая закавыка. Как сделать, чтобы движения ступней ребёнка полностью соответствовали движениям стоп методиста? Ведь теперь голеностопы и колени ребёнка располагаются несколько выше, чем одноимённые суставы взрослого. Впрочем, эта микро-проблема чисто технического свойства. Опорные площадки, на которых стоит ребёнок, можно соединить с обувью обучающего инструктора через какую-нибудь жёсткую механическую связь. Это не просто, но чтобы совсем невозможно – я бы так тоже не сказал. Давным-давно Архимед, осознавший возможности рычага, утверждал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». На теле человека этих самых точек опоры бесчисленное множество.  

            Конечно, конструкции тандемных креплений для детей разного возраста будут несколько отличаться друг от друга, но принципиальная схема соединения будет всегда одна и та же. Для нижних конечностей такая связь может быть выполнена в виде тандеза, то есть двух ортезов, соединенных либо жёстко, либо подвижно (например, при помощи системы параллелограммов). Руки могут крепиться при помощи перчатки, либо лейкопластырем. Туловища взрослого и ребёнка можно соединить двойным корсетом, либо системой ремней. Но все это очень упрощённо. 

            Вообще же, если понятна суть метода, создать конкретную конструкцию для конкретного ребёнка не составит труда. Для этого всего лишь нужно решить для себя: как результативно приложить силу и максимально эффективно использовать тело. 

            Уж поверьте: этот конкретно сформулированный вопрос всегда поможет найти правильный ответ.

 

 В начало                              Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить